УДК 62

Обеспечение безопасности при помощи работы систем противодымной вентиляции

Сафиева Светлана Владимировна – магистр Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета

Аннотация: Подземные автостоянки считаются довольно опасным местом, так как в такие помещения поступает крайне мало кислорода, а углекислый газ и выхлопы от машин выводятся с трудом. При возникновении пожара без эффективной работы противодымной вентиляции по всем нормам и сводам правил высоки риски для человеческого здоровья. Ведь только за последний год от отравления продуктами горения и воздействия высокой температуры погибли 6126 человек.

Ключевые слова: вентиляция, дымоудаление, подземный паркинг.

Введение

Подземный паркинг представляет собой стоянку для автомобилей, расположенную ниже уровня земли, иногда даже паркинг может иметь несколько уровней. Обычно такие автостоянки размещаются в торговых центрах и жилых комплексах в крупных городах, когда нет места для парковки на улицах или при проектировании новых жилых многоквартирных домов с программами для улучшения двора.

При создании противодымной системы нужно учитывать следующие моменты:

  • площадь подземной автостоянки;
  • количество мест для машин;
  • количество уровней;
  • режим эксплуатации (количество движущихся автомобилей по помещениям).

Особенности проектирования систем противодымной вентиляции

При разработке проекта по вентиляции особое внимание уделяют защите при пожаре: необходимо создать безопасные условия для эвакуации людей и персонала паркинга, обеспечить в помещении для маломобильных граждан систему вентиляции. В соответствии со Сводом Правил (СП 60.13330, СП 253.1325800, СП 477.1325800,) разрабатываются системы противодымной вентиляции (дымоудаление и подпор воздуха).

В части решений по пожарной безопасности приняты следующие решения:

  • вентиляционные установки располагаются в вентиляционных камерах и под потолком обслуживаемых помещений;
  • воздуховоды приняты из оцинкованной стали толщиной не менее 0,8 мм без каких-либо допусков на уменьшение;
  • группа горючести транзитных участков воздуховодов общеобменных систем предусматриваются согласно п.6.18 СП 7.13130.2013.

Дымоудаление предусмотрено из подвала с дымовыми нормально-закрытыми клапанами КЛОП-Д. Воздуховод дымоудаления, прокладываемый в шахте и по этажу под потолком следует покрыть огнезащитным составом толщиной 21 мм для придания предела огнестойкости EI 150 (2,5 часа). Выбросы дыма выполнены на высоте не менее 2 м.

Системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции должны начать свою работу и открыть противопожарные нормально-закрытых клапана меньше чем за 90 секунд после поступления сигнала на приборы управления системами, с учетом требований для приточных систем установленной СП 7.13130.

Время перевода в закрытое положение противопожарных нормально-открытых клапанов в составе систем общеобменной вентиляции должно быть не более 60 секунд.

Необходимо проводить проверки технического обслуживания противодымной защиты не реже одного раза в два года, согласно требованиям ГОСТ Р53300.

Стоит обратить внимание на различия в значении избыточного давления для помещений, так для лестничных клеток, тамбур-шлюзов и пожаробезопасных зон значения варьируются от 20 до 150 Па, для лифтовых шахт от 20 до 70 Па. За последние 90 лет минимально и максимально допустимые значения постоянно менялись, возникали трудности в поддерживании необходимого диапазона.

Для эффективной работы систем не стоит пренебрегать расходом воздуха для подбора вентиляторов дымоудаления, так во многих проектах подземного паркинга он не может быть меньше 10000 м3/ч для эффективного удаления дыма. В нормативных документах не указано, на что важнее опираться, – расход воздуха или избыточное давление, отсюда возникает вопрос, как эффективнее обеспечить работу всех систем противодымной защиты.

Для подземного паркинга площадью 6456,3 кв.м после всех расчетов закладываем оборудование завода-изготовителя «Русь»: вентиляторы дымоудаления для левой и правой части паркинга ВКР-ДУ-В-9 (40050 м3/ч, 550 Па), ВКР-ДУ-В-9 (40750 м3/ч, 550 Па). Подпор воздуха в левую часть автостоянки обеспечим вентилятором ВО 25-188-9-5-30 (26100 м3/ч, 350 Па), в правую - ВО 25-188-9-5-30 (25950 м3/ч, 350 Па). Для лифтовой шахты подпор воздуха необходимо осуществлять вентилятором ВКОП 30-160-8-1-18 (17200 м3/ч, 150 Па), в тамбур-шлюз воздух будет подавать осевой вентилятор ВО 30-160-10-1-18 (13000 м3/ч, 350 Па).

В безопасную зону подпор воздуха обеспечим вентилятором ВКОП 30-160-10-1-18 (14280 м3/ч, 300 Па), для комфортного нахождения в зоне для маломобильных граждан устанавливаем канальный вентилятор фирмы SHUFT RFE 400x200-4 VIM с электрическим нагревателем.

Выводы

Обязательный алгоритм действий при угрозе пожара состоит из автоматического отключения систем общеобменной вентиляции и закрытия нормально-открытых клапанов, далее автоматически включается система дымоудаления и открываются нормально-закрытые клапана, завершающим этапом происходит автоматическое включение системы подпора воздуха во время пожара.

Анализ приводит к вопросу о правильности определения допустимого значения избыточного перепада давления.

Список литературы

  1. Противодымная защита зданий и сооружений // Пожарная безопасность: энциклопедия / Всеросс. науч.-исследоват. ин-т противопожарной обороны. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : ВНИИПО, 2019. – 603 с.
  2. СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» с изм. № 1 и № 2.
  3. СП 60.13330.2020 «СНиП 41012003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» с изм. № 1.
  4. СП 253.1325800.2016. «Инженерные системы высотных зданий».
  5. СП 477.1325800.2020. «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности».
  6. ГОСТ Р 56638-2015. «Чистые помещения. вентиляция и кондиционирование воздуха. Общие требования».
  7. ГОСТ Р ИСО 14644-4-2002. «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 4. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию».

Интересная статья? Поделись ей с другими: