УДК 614.446.9

Маркетинговое исследование направления «Техносферная безопасность» СБПБ Петра Великого во внешней и внутренней среде университета

Кривенко Екатерина Валентиновна – студент бакалавриата Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Аннотация: Исследование заключается в анализе образовательного направления «Техносферная безопасность» инженерно-строительного инсти­тута СПБПУ Петра Великого. Проведенное маркетинговое исследование поз­волило проанализировать внешнюю и внутреннюю среду направления, вы­явить уровень его позиционирования среди студентов и абитуриентов, также позволило определить позиции СПБПУ на рынке образовательных услуг пу­тем сравнительного анализа университетов по данному направлению и сопут­ствующих образовательных предложений и программ.

Ключевые слова: маркетинг, техносферная безопасность, исследование, внешняя и внутренняя среда, популяризация, продуктивность, систематизиро­вание, анализ, охрана труда, окружающая среда.

Именно высшие учебные заведения выполняют роль главного связующего между заинтересованными абитуриентами, высококва­лифицированными кадрами и специалистами своего дела [1]. Высшее образова­ние, безусловно, играет важную роль в предоставлении студентам ресурсов, знаний и навыков, необходимых им для достижения успеха в различных от­раслях и индустриях. Научные достижения в области обучения, маркетинга и аналитической деятельности за последние несколько десятилетий позволяют эффективно решить указанные задачи [2].

Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день уровень значимости такого направления как «Техносферная безопасность» среди абитуриентов является низким, менее востребованным, чем аналогич­ные, не менее важные, но более известные и популярные направления высших учебных заведений [3]. Следовательно, грамотно реализованное маркетинго­вое исследование направления «Техносферная безопасность» инженерно-строительного института СПБПУ Петра Великого позволит выявить сильные, слабые стороны и преимущества данного направления перед другими направ­лениями института, а также на рынке образовательных услуг в Санкт-Петер­бурге. Данный анализ поспособствует повышению степени позиционирования направления «Техносферная безопасность» среди абитуриентов и студентов [4].

Цель статьи заключается в маркетинговом исследовании внутренней и внешней среды образовательного направления «Техносферная безопасность» инженерно-строительного института СПБПУ Петра Великого, а также иссле­довании уровня позиционирования среди других направлений данного инсти­тута и других высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

Методы и материалы

В ходе работы над статьей был произведен социологический опрос среди студентов направления «Техносферная безопасность» инженерно-строительного института СПБПУ Петра Великого [5]. В социологическом опросе приняли участие 24 респондента, являющиеся студентами направления «Техносферная безопасность» инженерно-строительного института СПБПУ Петра Великого.

Также материалами исследования являются данные, собранные из публикаций различных авторов, посвященных теме позиционирования направления «Техносферная безопасность», официальных сайтов различных учебных заведений Санкт-Петербурга и официального сайта СПБПУ Петра Великого, а также наиболее часто встречающиеся инструменты в маркетинговых исследованиях: SWOT-анализ, анализ внутренней и внешней среды [6].

Результаты

По результатам опроса и исследования внутренней и внешней среды был составлен SWOT-анализ (табл. 1):

Таблица 1. SWOT–анализ направления «Техносферная безопасность».

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Высокая значимость направления инженерно-строительного института;

Широкий перечень программ обучения на магистратуре;

Самое большое количество бюджетных мест по городу

Самый низкий проходной балл из всех направлений инженерно-строительного института

Слабое позиционирование направления на рынке общеобразовательных услуг, среди студентов и абитуриентов на днях открытых дверей

Возможности (O)

Угрозы (T)

Усиление популярности направления и профессии среди старшеклассников, абитуриентов и студентов

Постепенное снижение уровня популярности направления и профессии среди старшеклассников, абитуриентов и студентов

Краткие выводы проведенного исследования:

  • среди направлений Инженерно-строительного института СПБПУ «Техносферная безопасность» имеет высокую значимость;
  • на рынке общеобразовательных услуг в Санкт-Петербурге направление «Техносферная безопасность» Инженерно-строительного института СПБПУ в совокупности занимает лидирующее место по среднему проходному баллу, количеству бюджетных мест и стоимости обучения за один семестр;
  • по мнению респондентов, уровень позиционирования направления «Техносферная безопасность» на днях открытых дверей в Инженерно-строительном институте СПБПУ является слабым;
  • основная масса респондентов хотела бы видеть больше интерактивных мероприятий на днях открытых дверей со стороны руководителей направления и представителей промышленных предприятий.

Обсуждение и заключение

Основная цель исследования является достигнутой – проведено маркетинговое исследование направления «Техносферная безопасность» среди других направлений инженерно-строительного института СПБПУ и рынка общеобразовательных услуг в Санкт-Петербурге.

Несмотря на слабую степень позиционирования направления «Техносферная безопасность» среди абитуриентов, выявленную в ходе проведенного социологического опроса, установлено, что СПБПУ является лидирующим университетом на рынке образовательных услуг в Санкт-Петербурге как по показателю среднего балла для поступления, так и по количеству бюджетных мест. Проведенный анализ позволяет установить, что в глазах абитуриента именно СПБПУ является наиболее привлекательным высшим учебным заведением для поступления на магистратуру и аспирантуру, так как ни один технический университет в Санкт-Петербурге не осуществляет столь широкую подготовку по такому обширному перечню образовательных программ направления «Техносферная безопасность» как СПБПУ имени Петра Великого.

В связи с тем, что основная масса абитуриентов занимается поиском подходящего для себя направления через СМИ и Интернет-ресурсы, образовательный маркетинг становится важнейшим инструментом арсенала образовательных организаций XXI века, который способствует формированию наиболее благоприятного и позитивного имиджа как образовательных направлений, так и высших учебных заведений в целом [7].

Проанализировав мнения экспертов и научных сотрудников установлено, что в условиях огромного количества отвлекающей информации более эффективным способом для привлечения абитуриентов на слабо известные и менее популярные направления является организация предварительных интерактивных мероприятий в школах, колледжах и других молодежных организациях, направленных на подробное разъяснение смысла и значимости будущей профессии [8].

Созданию и организации интерактивных познавательных мероприятий для потенциальных студентов поспособствует эффективное взаимодействие государственных органов, высших учебных заведений, крупных производств и промышленных предприятий [9]. XXI век является веком современных цифровых технологий и конкуренция за абитуриентов между высшими учебными заведениями выходит на новый уровень, следовательно, роль эффективных маркетинговых инструментов в сфере образования и образовательных учреждений также возрастает [10].

Список литературы

  1. Rugani B., Souza D.M., B. Weidema «Safety at work». Science of the Total Environment 690, 2019, P. 1284-1298.
  2. Тимофеева С.С., Роль тех­носферной безопасности в современном обществе ИНИТУ // XXI век. Техносферная безопасность. 2016. № 2. С. 7.
  3. Николаенко Н.В., Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2016. № 8. С. 6.
  4. Caroline Forsey, Editor at HubSpot, Marketing Blog. Research – «What Creativity Looks Like in Marketing Today» | Harvard Business Review. P. 25.
  5. Опрос для студентов и выпускников направления «Техносферная безопасность» ИСИ СПБПУ [Электронный ресурс] // YandexForms: https://forms.yandex.ru/admin/634176280242c1fe17d229ff/answers (Дата обращения: 15.10.2022 г.).
  6. Jenny Yin Zhen, Kevin R. Coulson, Jun Yu, Joyce X. Zhou., «Promoting Business Schools: A Content Analysis of Business Schools Magazines», 2017, P. 9.
  7. Kasnakoglu B., Mercan H. «Is university performance embedded in university-industry collaboration, marketization and information disclosure?». Journal of Marketing for Higher Education, Volume 32. 2020, P. 87.
  8. Швецова М.А., Рекламная кампания продвижения имиджа социально-культурного учреждения, 2020. – 24 с.
  9. Chikazhe L., Makanyeza C., Kakava N. «The effect of perceived service quality, satisfaction and loyalty on perceived job performance: perceptions of university graduates». Journal of Marketing for Higher Education, Volume 32. P. 13.
  10. Муратова Е.А., Сущность контекстной рекламы в цифровой экономике, 2019, №9. – 403 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: