УДК 62
Исследование безопасности лесных машин
Большова Ольга Михайловна – аспирант Поволжского государственного технологического университета
Аннотация: В статье исследуются самые острые вопросы, которые можно решить при проектировании лесных машин в настоящее время. Методы оценки эффективности устройств защиты оператора и обеспечение безопасных и комфортных условий труда на ранних этапах проектирования. Также рассматриваются действенные варианты исключения или минимизации несчастных случаев использованием современных эффективных защитных устройств в нелегкой работе операторов лесозаготовительных работ. Рассчитаны возможные последствия падающего дерева на кабину лесосечной машины.
Ключевые слова: безопасные условия труда, харвестер, форвардер, лесосечные работы, контроллер, исследование безопасности, зона видимости.
Харвестер представляет собой современную машину, без которой невозможно представить процесс лесозаготовок на сегодняшний день [1].
Наблюдая за работой харвестера, со стороны можно представить действия робота. Шарнирная головка харвестера находит дерево самостоятельно, также самостоятельно валит и даже обрабатывает от многочисленных сучьев. В итоге остаются только многометровые бревна. Мастерство оператора заключается в вот в чем. Ему приходится ежесекундно управлять сразу двумя джойстиками и нужно контролировать каждое движение подвесного механизма. А также движение стрелы манипулятора и отслеживать траектории деревьев, которые падают от его действий.
В наше современное время лесозаготовительные предприятия используют стандарты безопасности повышенного уровня, применяя более безопасные технологии и используя практически совершенные механизмы. Но не смотря на это, опасность при лесозаготовках по-прежнему остается высокой. Самые опасные последствия в лесной промышленности для людей являются, повреждения от деревьев и ветвей, которые могут упасть. Или травмы из-за тяжести техники. От рабочего оборудования. Возможно от топоров или бензопил [2].
Рисунок 1. Работа харвестера.
Кабина харвестера оснащена монитором персонального компьютера. Оператору удобно смотреть на монитор перед ним. Клавиатура тоже есть в кабине. Его можно выдвигать, чтобы удобно было работать. В компьютере уже установлена профессиональная программа. Ее настраивают для данных параметров, которых может быть нескольку сотен. Все характеристики деревьев возможно задавать в данной программе. Объем хлыстов, породу деревьев, стоимость работ – и это еще не все параметры, которые задаются прямо во время работы.
Работа оператора заключается в управлении манипулятором харвестера. То есть стрелой и харвестерной головкой. Двигая джойстиками, оператор в точности управляет и контролирует данную систему. Джойстики для удобства расположены рядом с руками оператора лесной машины.
Рисунок 2. Кабина харвестера.
Наличие решетки на ветровом стекле не дает стопроцентную защиту при ошибках человека-оператора. Ведь падающее дерево имеет очень длинный ствол и большую толщину.
Исследование падения дерева
Рассчитаем дифференциальные уравнения. Известны начальные условия движения:
- начальный угол наклона между осевой линией прямой с – угол φ0 = 10;
- угловая скорость в начале падения – угол ω0 = 0,1 рад/с.
Далее мы интегрируем уравнения и получаем изгиб ствола дерева в виде осевой линии на момент его падения от ошибки человека. На рисунке 3 этот изгиб линии можно наблюдать для промежутка времени, когда дерево падает. Когда дерево соприкасается с основанием, ствол дерева изогнут, и соответственно его ось. Импульс от деформации увеличивается.
Если дерево при этом не имеет сил сопротивления, то деформирования ствола можно избежать, так как дерево, а именно ствол дерева будет вести себя как тело, являющееся твердым абсолютно.
Энергию системы П (потенциальная) вычисляем как сумму энергий, которая состоит на данный момент из энергии связей упругости и энергии сил тяжести:
(1)
Рисунок 3. Деформация линии ствола дерева во время падения при на различные моменты времени t: 1 – t = 2,5; 2 – 3,8; 3 – 4,8; 4 – 5 с.
Взаимодействие падающего дерева с упругим основанием
Если дерево упало на основание, а оно упругое, то можно использовать линейную модель Винклера. Деформации поверхности пропорциональны нагрузке и полностью исчезают при ее снятии [3]. Тогда Zck< 0 и Потенциальная энергия из формулы (1)с учетом упругости основания запишется в виде:
П*=П+
Жесткость упругости основания принимаем за Cocнk = Cocн = 6,5 105 Н.м
Каким образом меняется форма ствола дерева при падении и во взаимодействии с основанием видим из рисунка 4. При соприкосновении стержня деформации у пружин в начале увеличиваются. В центре деформация близка нулю. Резкое возрастание происходит, когда последние стержни достигают поверхности. Последний стержень имеет деформацию Δzc = 0,22 м. Если падение рассматривать в реальности, то смягчающим элементом ствола дерева является крона. Данное условие также можно учитывать изменением размеров пружин при взаимодействии с кроной. Импульс основания (S) от ствола дерева при деформации основания ΔZjk и времени взаимодействия tвз
S=
У более плотного ствола дерева импульс (S) = 10,720, у более гибкого – 8,722 к Н·с. В итоге мы выяснили, что чем гибче ствол дерева, тем меньше импульс (S) примерно на 20%. Модель падения ствола дерева на упругую опору можно найти согласно выражению (2), если все коэффициенты = 0.
Рисунок 4. Упругая линия ствола в момент взаимодействия с опорой: 1 – t = 4,38; 2 – 4,46; 3 – 4,40; 4 – 4,46; 5 – 4,45; 6 – 4,50 с.
Система безопасности харвестеров
Современные машины, в том числе и машины для лесозаготовок невозможно представить без контроллеров и датчиков. Сигналы от датчиков поступают на контроллеры харвестера, которые, в свою очередь, управляют всей работой лесной машины. В том числе и работой системы безопасности.
Рисунок 5. Харвестер производства John Deere:1 – монитор бортового компьютера; 2 – контроллеры консоли; 3 – контроллер кабины (CAB); 4 – блок управления двигателем (ECU); 5 – контроллер трансмиссии (TRC); 6 – контроллер Tier4 (T4C); 7 – контроллер клапана хода (ВМС); 8 – контроллер рамы (FRC); 9 – контроллер манипулятора (BOC); 10 – контроллер харвестерной головки (HHC).
Шина данных обеспечивает прием и обмен данными от датчиков, исполнительных механимов. Информацию обрабатывает программа бортового компьютера и результат появляется на мониторе.
Современные производители систем измерения и управления для лесных машин, как правило, предлагают пользователю следующий функционал программного обеспечения для контроля техники: расход топлива, продолжительность работы, простоя и рабочих циклов операторов, объем заготовленной (перевезенной) древесины, данные по рабочим делянкам, на которых работают машины, и данные, характеризующие техническое состояние машины.
Казалось бы, современные производители лесозаготовительных машин учитывают все – от расхода топлива до объема заготовок древесины. И даже много способов повышения безопасности рабочего места оператора. Но все это множество контроллеров и датчиков не установлены в местах «слепых зон» лесных харвестеров и форвардеров (рисунок 6).
Рисунок 6. Зона видимости лесной машины.
Рисунок 7. «Слепые зоны» автомобиля.
Рассмотрим систему контроля «слепых зон» современного автомобиля (рисунок 7). Данная система, позволяет наблюдать, не появился в этой зоне «невидимке» какой-либо объект? Данный сервис безопасности, устанавливается на большинство современных транспортных средств [4]. Почему бы такой ассистент не внедрить на лесные машины? Система безопасности не сложная и включает в себя собой различные датчики, которые обнаруживают любые объекты, появляющиеся в «слепой зоне». Если такой объект будет обнаружен датчиком, система безопасности оповещает оператора звуковым сигналом и одновременно оператор также увидит на мониторе бортового компьютера визуальный сигнал. Вероятность несчастного случая будет сведена к минимуму или вообще устранена. Тема безопасности лесозаготовительных работ является актуальной и требует дальнейших исследований.
Список литературы
- Россельхоз.рф. Информационный портал о сельском хозяйстве. Интернет-ресурс. https://xn--e1aelkciia2b7d.xn--p1ai/stati/nauka-i-tehnika/harvester-plyus-forvarder-luchshaja-para-dlja-zagotovki-lesa.html. Дата обращения 11.03.2023.
- Трудяков С.Т. Предотвращение травм в лесозаготовительной промышленности. Интернет-ресурс. https://laboratoria.by/stati/travmy-v-lesozagotovke. Дата обращения 11.03.2023.
- Черкасов И.И. Механические свойства грунтов в дорожном строительстве. / И.И. Черкасов. – М.: Транспорт, 1976. – 247 с.
- Система контроля «слепых зон». Принципы работы, виды системы, ее достоинства и недостатки. Интернет-ресурс. https://naavtotrasse.ru/encziklopediya/sistema-kontrolya-slepyh-zon.html. Дата обращения 11.03.2023.
- https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=4162. Интернет-ресурс. Дата обращения 23.03.2023.