УДК 316

Специфика социально-экономических преобразований в Китае

Ван Ханьшо – бакалавр Томского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: Социальные изменения в современном Китае после реформы и открытости не являются социальными трансформациями в полном смысле этого слова; их основной элемент - трансформация экономической системы для развития рыночной экономики. Социальной основой экономической системы, да и всего институционального мира в целом, является стабильное продолжение традиционного жизненного мира. Образ мышления, поведения и жизни в жизненном мире не только не изменился с установлением системы рыночной экономики, но и оказал глубокое влияние на мышление и поведение людей в институциональном мире с его изначальными ценностями. Мир жизни является одновременно социальной и духовной основой институционального мира. Когда экономическая система и мир жизни претерпевают отдельные изменения, это показывает, что изменившаяся экономическая система не имеет ни социальной, ни духовной основы, и в этом отсутствии основы можно найти много серьезных социальных противоречий. Важно признать стабильность мира, который продолжает оставаться традиционным, и стремиться примирить трансформацию институционального мира с изменениями.

Ключевые слова: Китай, преобразования, социальность, инновации, экономика.

Перед лицом социальных изменений, произошедших за 30 лет реформ и открытости, китайская социология, а также многие схожие дисциплины, такие как политология, право, экономика и философия, выдвинули тезис о том, что китайское общество вступило в переходный период или достигло социальной трансформации, и опубликовали большое количество работ и трактатов на тему социальной трансформации. Однако большое количество социальных проблем, которые находятся в резком противоречии с реформой и открытостью и системой рыночной экономики, делают все более очевидным, что пока еще рано говорить о том, что китайское общество пережило глубокую трансформацию [1]. В чем суть обсуждаемой социальной трансформации? Каковы препятствия на пути социальных преобразований в современном Китае? Как можно понять отсутствие социальных преобразований в Китае? Автор пытается бегло обсудить эти вопросы с целью стимулирования дальнейшей дискуссии в академическом сообществе.

Концепция социальной трансформации берет свое начало в западной науке, и понимание и использование этой концепции китайскими учеными в основном такое же, как и в западной науке. Отечественные ученые обычно обсуждают социальную трансформацию на четырех уровнях значения, а именно: трансформация экономической системы, изменение социальной структуры, изменение социальной формы и трансформация как процесс постепенного изменения. Смысл изменения экономической системы относительно ясен, т.е. переход от плановой экономической системы к социалистической рыночной экономической системе; смысл изменения социальной структуры более широк[2]. Теория процесса социальной трансформации, с другой стороны, предполагает, что китайское общество вступило в переходный период и начало исторический процесс постепенных изменений во всех аспектах социальной жизни.

Следует отметить, что хотя все четыре аспекта понимания социальной трансформации Китая имеют определенную фактическую основу в социальных изменениях в Китае, все они также страдают от отсутствия достаточного основания. Неоспоримым фактом является то, что экономическая система Китая претерпела трансформацию от плановой экономики к рыночной, но можно ли на основании трансформации экономической системы сделать вывод о том, что произошла социальная трансформация? На самом деле, обсуждая социальные преобразования, люди обычно понимают экономическую систему как основной строительный блок общества и предполагают, что изменения в экономической системе неизбежно ведут к глубоким преобразованиям в других измерениях социальной жизни, но недооценивают влияние других факторов, таких как политика и культура, на социальные изменения[3]. Этот взгляд по сути является экономическим детерминизмом, который в свое время критиковали Маркс и Энгельс. Хотя экономическая система является важным компонентом социальной системы, и изменения в ней должны влиять на изменения в других областях, они не обязательно являются изменениями в степени социальных преобразований. Экономическая система - это всего лишь компонент общества, а социальные преобразования возможны только в том случае, если другие компоненты общества преобразуются так же, как и экономическая система. Поэтому вывод о том, что социальная трансформация Китая основана только на трансформации экономической системы, является логической ошибкой.

В частности, важно рассматривать не только стратифицированные потоки, формы организации и интересы членов общества, но и социальные институты, которые связывают различные составные элементы общества и обеспечивают сдерживающие факторы. Более того, в центре внимания должны быть не только формальные институты, такие как юридические тексты и конституции, но и способы мышления, поведения и образа жизни, которые повсеместно регулируются в повседневной жизни, в то время как эти "способы"[4], которые Дюркгейм считал наиболее фундаментальными социальными фактами или социальными институтами, не изменились по своей природе в китайском обществе. Природа этих "способов"[5], которые Дюркгейм использовал в качестве наиболее фундаментальных социальных фактов или социальных институтов, не изменилась в китайском обществе.

Объяснение социальной трансформации Китая с точки зрения изменения социальной формы сталкивается с еще большим количеством вопросов, на которые нет ответов. Общественная формация - это базовое понятие исторического материализма, означающее общий состав общества, единство экономического базиса и надстройки. Экономический базис - это совокупность господствующих производственных отношений, или господствующая экономическая система. Как уже упоминалось ранее, экономическая система Китая претерпела трансформацию от плановой экономики к рыночной, и в этом смысле можно сказать, что часть состава общественной формации Китая была трансформирована, но только часть, а не общественная формация в целом. Как отмечают многие ученые, экономические, политические и идеологические изменения в китайском обществе не были синхронизированы; экономический базис изменился, но надстройка, состоящая из политической системы и идеологии, не изменилась в соответствии с ним.

Мерой социальной трансформации должно быть качественное изменение в жизни общества в целом. Если общество в целом включает в себя экономические, политические, культурные и социальные аспекты, то качественное изменение в обществе должно представлять собой изменение институтов, которые регулируют образ мышления, поведения и жизни людей. Более того, институциональные изменения нельзя понимать только в терминах формальных институциональных изменений в экономических, политических, культурных и социальных институтах, но и в терминах изменений в ограничениях на мышление и поведение людей, налагаемых неформальными институтами в виде обычаев, привычек или практики. В целом, основным элементом социальных изменений в Китае было изменение экономической системы, и хотя переход от плановой к рыночной экономике вызвал множество изменений в других аспектах социальной жизни, он еще не достиг трансформационного уровня изменений. Однако все более очевидным становится серьезное последствие: глубокая и изолированная реформа экономической системы и развитие рыночной экономики не привели к гармоничному развитию других компонентов общества; напротив, быстрый рост экономики сопровождался большим количеством социальных проблем, таких как разделение интересов, коррупция чиновников, разделение на богатых и бедных, конфликты между группами и беспорядок на рынке, которые становились все более острыми.

Список литературы

  1. Пешкова А. А. Специфика социально-экономических преобразований в Китае //И 68 Иностранные языки в современном мире: материалы Международной. – С. 537.
  2. Куприянова В. С. Результат социально-экономических преобразований Китая за 30 лет //ББК Ч421. 46я431 Б18. – 2020. – С. 144.
  3. Тянь¹ С., Жаркынбаева Р. С. Концепция о высококачественном развитии в контексте социально-экономических преобразований КНР //Хабаршы. – С. 184.
  4. Макеева С. Б. Особенности структурных социально-экономических преобразований в региональном пространственном развитии КНР в период с конца 1970-х до начала 1990-х годов //70 лет КНР: история, современность и перспективы развития. – 2021. – С. 135-144.
  5. Меркулов К. К. К вопросу о международном значении «Китайской модели» реформ //Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2019. – Т. 24. – №. 24. – С. 314-329.

Интересная статья? Поделись ей с другими: