УДК 159.9

Зависимость кратковременной памяти от типа восприятия информации

Калиниченко Мария Андреевна – студент кафедра Философии, психологии и педагогики Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Пронина Ангелина Алексеевна – студент кафедра Философии, психологии и педагогики Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема восприятия информации с электронного носителя. В рамках представляемой нами статьи проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния применения информации с электронных носителей на уровень развития их кратковременной памяти.

Ключевые слова: кратковременная память, технологии, информация, восприятие информации, цифровая амнезия, цифровая деменция, номофобия.

Введение. С точки зрения психологии память входит в систему психических познавательных процессов, которые вместе с психическими свойствами и психическими состояниями определяют психику каждого из нас. Под памятью в психологии принято понимать отдельные процессы, происходящие в центральной нервной системе человека. Основные из них ‒ запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание. Человечеству присуща память с рождения, и оно может совершенствовать её в течение всей жизни. Благодаря ей, мы связываем прошлое, настоящее и можем предполагать будущее [1].

Однако, мозг человека отсеивает информацию, сохраняя только необходимую или ту, что успел запомнить. Так как память не безмерна, мозг может перемещать старую информацию в пассивную память, а новую добавлять в активную.

По одной из классификаций памяти, её разделяют на кратковременную и долговременную. Кратковременная память ‒ психический процесс, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Информация поступает на кратковременное хранение с помощью сенсорных ощущений, таких как обоняние, осязание, вкус и другие. Одним из главных элементов, способствующих «отсеиванию» материала, является концентрация внимания человека на каком-либо объекте. Особенность этой памяти в том, что хранится только актуальная в данный момент информация. Долговременная память ‒ более надёжное хранилище различной информации. Чаще всего она хранит сведения, имеющие для человека личный смысл или те, что вызвали у него яркую эмоциональную реакцию. Объём усвоенного материала и время его хранения отличны у всех людей [2,3].

В основном сейчас существуют два типа носителей: электронный и бумажный. В данной статье мы углубимся в исследование влияния электронного носителя на кратковременную память. Безусловно такой вид хранения информации значительно облегчил жизнь современному человеку, особенно студентам, но вместе с этим появился и ряд проблем, актуальных для настоящего времени.

Цифровая деменция, которая понимается исследователями как явление чрезмерного использования цифровых технологий, приводящих к упадку сил и нарушению умственной работоспособности, продуктивности и познавательных способностей в целом [3,4]. Такой феномен обусловлен постоянным применением гаджетов. Данное явление. наблюдается у людей в разном возрасте, но чаще всего от десяти до тридцати лет. Термин «цифровая деменция» был впервые предложен и описан неврологом М. Шпитцером. Исследователь адаптировал его ориентируясь на работы ученых Южной Кореи. С 80-х годов XX века мы наблюдаем резкий подъем технического прогресса. Для того, чтобы обеспечить определенную зону комфорта, которую люди используют для улучшения качества жизни и облегчения условий работы наблюдается вовлечение компьютерных и информационных технологий в жизнь современного общества. Такое применение инноваций детерминирует переход на автоматический уровень информационных процессов и технологий в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Ввиду этого, жизнь становится комфортной, простой и удобной, ведь любому человеку в любое время доступна вся актуальная информация мира. Становится трудным отследить реальное время, проводимое за гаджетом в поисковых системах. Наиболее ярко такую тенденцию можно проследить у старшеклассников и студентов. Такое неконструктивное использование времени (с использованием гаджетов) приводит к опасным последствиям для человека. В связи с этим, можно заключить о том, что самая распространенная болезнь XXI века – цифровая деменция (Digital dementia). Систематическое использование гаджетов приводит к зависимости от них. Это явление непосредственно связано с понятием номофобии. Данный термин описывает страх человека оставить телефон где-либо. Слово произошло путем аббревиации оборота «no mobile phone phobia». Использование цифровых СМИ в детском саду и в начальной школе в действительности можно сравнить с первой инъекцией наркотика. В Южной Корее, стране, где чаще всего используют цифровые СМИ в школах, по данным правительственных органов, уже в 2010 г 12 % от общего числа школьников страдали зависимостью от Интернета. Поэтому выражение «цифровое слабоумие» пришло к нам именно оттуда. Но и в Европе зависимость от компьютера и Интернета получает все большее распространение. Поэтому появились и соответствующие клиники. Врачи поражаются тому, насколько серьезными могут быть последствия бесконтрольного использования техники. В России около 78% юных пользователей смартфонов, более 50% свободного времени дети проводят в цифровом пространстве. Развитие цифровой амнезии непосредственно связано с успеваемостью. Так, обучающиеся, имеющие средний балл 3,0 тратят более 55% свободного времени на времяпровождение с телефоном или планшетом. Учащиеся с баллами 4 и 5 рядом с техникой несколько меньше – в течение 40% своего времени. Среди признаков цифровой деменции у детей и подростков выделяют задержку психического развития, сниженную концентрацию внимания, тревожность, экзаменационный стресс, склонность к депрессивному состоянию, а также приступы беспричинной агрессии и низкий уровень успеваемости. Учеными разных стран доказано, что гаджеты запускают процесс инфантилизации мозга. Такой результат обусловлен тем, что мозг забывает и обесценивает информацию так же легко, как получил её. Так студенты при подготовке информации чаще всего ищут необходимый материал с помощью поисковых систем в сети интернет. Это гораздо быстрее и удобнее, чем искать нужный учебник в библиотеке. Как правило, после подобной подготовки студенту тяжело воспроизвести информацию, полученную с электронного носителя, так как не все процессы запоминания активизируются. Другими словами, наша психика не видит смысла обрабатывать и хранить в памяти то, что уже скопировано на внешний носитель: флешку, телефон, ноутбук. Намного важнее запомнить адрес, по которому при необходимости можно найти актуальную информацию [2,4].

Цель исследования: изучить и проанализировать явление влияния электронного и бумажного носителя на кратковременную память студентов.

Материалы и методы: теоретический анализ литературы по заданной проблеме и применение методик, направленных на диагностику кратковременной памяти. Для диагностики кратковременной памяти мы использовали методику «Запоминание 10 слов».

Результаты и обсуждения: в результате проведения эмпирического исследования, направленного на диагностику кратковременной памяти, было выявлено, что у студентов, использующих электронные носители для подготовки к занятиям и экзаменам, кратковременная память развита несколько лучше, чем у тех, кто используют бумажные носители. Суть проведенного нами эмпирического исследования заключается в том, что испытуемому зачитывается десять слов, которые необходимо запомнить. По окончанию диктовки, он должен назвать все слова, которые запомнил в произвольном порядке. Цикл зачитывания слов и их воспроизведения исследуемым повторяется 5 раз с промежуточной фиксацией результатов. Итоговые данные приведены в рисунке 1. По оси ординат отмечено количество слов, которые были предложены испытуемому во время проведения тестирования. По оси абсцисс обозначено количество повторений приведённых слов.

1

Рисунок 1. Результаты проведения диагностики кратковременной памяти.

Выводы:

  1. В результате проведенного теоретического анализа литературы выявлено, что электронный носитель негативно влияет на кратковременную память человека, тем самым обуславливая хранение и воспроизведение полученной информации.
  2. Для достижения поставленной целей было проведено эмпирическое исследование с целью диагностики кратковременной памяти у студентов первого курса. Результаты проведенного нами исследования опровергли нашу гипотезу относительно негативного влияния электронного носителя на кратковременную, доказав, что, пользуясь бумажным носителем, студенты запоминают информацию несколько хуже, чем если бы они пользовались электронным.

Список литературы

  1. Информационный портал Time [Электронный ресурс] URL: https://time.com/4474496/screens-schools-hoax/ (Дата обращения 12.02.22).
  2. Карпова Е.Е. Теоретический анализ понятия "цифровая зависимость" в зарубежных исследованиях. / Е.Е. Карпова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 2017. №4. – С. 1-4.
  3. Российская газета [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2021/12/14/70-procentov-shkolnikov-provodiat-zasmartfonami-pochti-vse-svobodnoe-vremia.html (Дата обращения 09.02.22).
  4. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. / М. Шпитцер М.: АСТ, 2013. - 288 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: