УДК 346.2

О защите органами прокуратуры прав субъектов предпринимательской деятельности

Малюта Александр Викторович – аспирант Московского финансово-юридического университета (МФЮА)

Аннотация: В соответствии с действующим законодательством надзор за исполнением законов в сфере предпринимательства является приоритетным направлением деятельности прокуратуры, которому уделяется особо пристальное внимание в периоды пандемии коронавирусной инфекции и санкционных ограничений.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, бизнес, коммерция, факторы предпринимательства, экономика.

Российской прокуратуре более 300 лет. За столь длительный срок менялись направления прокурорского надзора. Но на протяжении всего периода существования прокуратуры правозащитная функция является главной в ее деятельности.

В настоящее время с учетом экономической ситуации в стране, введением санкций большое внимание уделяется защите прав представителей малого и среднего бизнеса. При этом приоритет работы направлен на формирование благоприятного инвестиционного климата и устранение нарушений со стороны контролирующих органов.

Для защиты предпринимателей, получения информации о нарушении их прав прокурорами совместно с Уполномоченными по защите прав предпринимателей в регионах проводятся личные приемы представителей бизнес-сообщества, организованы прямые линии, созданы общественные советы, которые занимаются защитой прав предпринимателей. С участием предпринимателей проводятся межведомственные совещания по вопросам, представляющим повышенный общественный интерес.

Представители предпринимательского сообщества вправе в любой момент обратиться в прокуратуру и заявить о нарушении их интересов и прав органами местной власти.

Общая санитарно-эпидемиологическая ситуация повлияла на изменения в действующем гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве, в результате которых были расширены полномочия прокурора по защите прав представителей бизнеса и дополнительно регламентированы вопросы государственного и муниципального контроля в этой сфере. В результате возросла ответственность прокуроров перед представителями бизнеса.

Принятые изменения в законодательстве позволили контролирующим органам во время пандемии предупредить необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность почти 40 тыс. субъектов предпринимательства.

Прокурорский надзор в первую очередь направлен на повышение их правовой защищенности.

Для того, чтобы инициировать прокурорскую проверку какой-либо компании, необходимы точные сведения о грубых противозаконных нарушениях с ее стороны, которые могут повлечь угрозу для здоровья и жизни граждан, а также представлять угрозу для госбезопасности и обороны страны, либо способствовать возникновению ЧП и чрезвычайных ситуаций.

Только органы прокуратуры вправе возбуждать дела об административных правовых нарушениях, связанных с несоблюдением требований законодательства о госконтроле, а также муниципальном контроле, что предусматривает статья 19.6.1 КоАП РФ.

Закрепление в действующем законодательстве четких критериев проверок со стороны контролирующих органов представляется правильным и исключает различного рода неопределенности. Сегодня в стране введен мораторий на выполнение проверок среднего и малого бизнеса.

Законодательством предусмотрено исполнение проверок вне плана только по требованию прокуратуры, а также по особым поручениям правительства либо президента, которые основываются на сведениях о рисках нарушения или игнорирования ряда обязательных требований. Плановые же проверки проводятся только на объектах повышенной категории риска, к примеру, на промышленных объектах социальной важности, или на предприятиях, занимающихся определенной деятельностью, с признанным максимальным уровнем риска нанесения какого-либо вреда в рассматриваемой сфере.

Несмотря на это, надзорными (контролирующими) органами нередко обнаруживаются различные нарушения во время выполнения проверок или во время оформления результатов проверок таких субъектов бизнеса.

Выявлялись также факты нормотворчества органов местной власти и самоуправления, противоречащие действующим законам и создающие препятствия для полноценного осуществления бизнес-деятельности.

Важным представляется акцентировать внимание на проблеме соблюдения предпринимательских прав при предоставлении им муниципальных либо государственных услуг. Зачастую возводятся труднопреодолимые административные барьеры при получении определенной госуслуги, будь то регистрация компании или выдача требуемых разрешений, допусков и лицензий.

Нарушения прав предпринимателей допускаются и в процессе исполнения муниципально-государственными заказчиками своих обязательств финансового плана, связанных с выполненными контрактами.

Отмечены нарушения прав субъектов бизнеса и инвесторов, свободы их экономической деятельности в процессе реализации регистрационных, лицензионных и иных разрешительных функций.

Пресечены нарушения при реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Постоянное внимание уделяется полноте ведения Единого реестра контрольно-надзорных мероприятий. При выявленных нарушения прав предпринимателей прокуратурой принимаются предусмотренные законом меры реагирования.

Представляется правильным поддержать предложение бизнес-сообщества о внесении ряда изменений в уголовно-процессуальное законодательство, наделив прокуроров полномочиями по согласованию привлечения граждан, являющихся представителями бизнеса, в качестве обвиняемых по тяжким и особо тяжким экономическим преступлениям.

Список литературы

  1. Васильева, С. А. Основные направления прокурорского надзора в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности / С. А. Васильева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 172-174.
  2. Громова Е.А. Государственное партнерство и его правовые формы: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2021.
  3. Кириллова Н.П. Прокурорский надзор. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2020. 332 с.
  4. Осокин Р.Б. К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации (основные функции, принципы) // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 9. – С. 199-202.
  5. Паламарчук А. В., Бут Н. Д. Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности правоохранительных органов вне уголовно-правовой сферы. – М.: Проспект, 2019. 566 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: