УДК 34

Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, страдающими
психическими расстройствами

Лапицкая Ольга Сергеевна – старший инспектор группы участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отделения полиции (дислокация г. Байкальск) отдела министерства внутренних дел России по Слюдянскому району

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, страдающими психическими расстройствами. В ходе исследования выделены не только основные черты несовершеннолетнего преступника страдающего психическими расстройствами, но и освещены проблемы регулирования преступлений, совершенных несовершеннолетними, страдающими психическими расстройствами. Основные характеристики, черты, признаки, особенности поведения, социальное положение в обществе несовершеннолетнего преступника страдающего психическими расстройствами – все это позволило сформировать рекомендации по улучшению законодательной базы и снижению величины преступлений, совершенных несовершеннолетними преступниками страдающими психическими расстройствами.

Ключевые слова: несовершеннолетние лица, преступления, психические расстройства, неблагополучные семьи, преступник, меры наказания.

Введение

Проблема преступности несовершеннолетних остается актуальной во многих странах мира. Решение этой проблемы требует комплексного подхода и совместных усилий всех заинтересованных сторон. Особенно актуальным является исследование особенностей характера, черт, социального положения несовершеннолетних лиц страдающих психическими расстройствами. Все эти характеристики позволяют разработать наиболее эффективные меры борьбы с преступностью и снизить ее уровень.

Материалы и методы исследования

Эмпирической основой исследования стали судебные решения по делам о несовершеннолетних страдающих психическими расстройствами, а также статистические сборники. Для написания были использованы структурно-логический, системный методы, метод анализа и синтеза.

Результаты исследования

Несовершеннолетний преступник – это лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста, которое совершает или совершило преступление и в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда.

Влияние сверстников и семьи может быть одной из причин совершения преступлений несовершеннолетними. Сверстники могут оказывать на них давление и влиять на их поведение, например, заставлять принимать участие в незаконных действиях или подвергаться риску, чтобы получить признание или уважение. Семья также может оказывать значительное влияние на поведение несовершеннолетнего, например, если в семье есть насилие, злоупотребление алкоголем или наркотиками, то это может повысить риск появления деструктивных наклонностей в личности подростка или ребенка.

Одноклассники обычно сторонятся таких подростков из-за их агрессии, именно поэтому в подавляющем в основном правонарушителями становятся те подростки, кто так или иначе социально изолировались от общества.

В данной работе существенное внимание уделено криминалистической характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами страдающими психическими расстройствами. Несовершеннолетние лица, страдающие психическими расстройствами, в наибольшей степени склонны к нарушению норм права, к преступлению. Такой категории лиц должно быть уделено должное внимание в целях минимизации риска совершения преступления.

Исследуя личность несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями необходимо затронуть некоторые его черты криминологической характеристики. Надо отметить, что несовершеннолетние преступники с психическими аномалиями, как правило, имеют схожую криминологическую характеристику с несовершеннолетними преступниками без психических аномалий. Однако, в некоторых случаях, присутствие психических расстройств может влиять на тип и характер совершаемых преступлений, а также на мотивацию и способы совершения преступлений.

Несовершеннолетние преступники с психическими аномалиями могут быть более склонны к насилию, иметь ограниченные социальные навыки, трудности в обучении и адаптации в обществе. Они также могут испытывать большее чувство тревоги и страха, что может приводить к повышенному риску совершения преступлений. Также могут наблюдаться проблемы с самоконтролем и саморегуляцией поведения.

Изучая социальное положение семьи правонарушителя, можно сделать соответствующие выводы о риске развития деструктивных наклонностей. Статистический анализ показывает, что преступники чаще всего воспитывались в неблагополучных семьях или остались без попечения родителей. В ряде случаев попадали под влияние взрослых преступников, были не трудоспособны в силу заболевания. Часто несовершеннолетние не обучались, занимались бродяжничеством и убегали из дома. Отдельно стоит отметить несовершеннолетних с расстройствами психики. Именно данной категории несовершеннолетних уделено существенное внимание в данной статье [11, с. 243].

Наличие у несовершеннолетнего делинквента психического расстройства заслуживает отдельного внимания, так как оно не приводит непосредственно к совершению преступного акта, но ввиду особенностей реагирования таких индивидов на складывающиеся условия внешней среды, может служить катализатором совершения уголовно-наказуемого деяния.

 В течение последних лет отмечается рост показателей заболеваемости граждан России, в том числе и душевными заболеваниями. Так, в 2018 году в психоневрологические организации обратилось 3933156 человек с психическими расстройствами, из них впервые – 379818 человек. Несмотря на то, что с 2015 года данные показатели имеют устойчивую тенденцию к снижению, специалистами-психиатрами указывают на снижение количества пациентов с шизофренией и умственной отсталостью, с одновременным увеличением диагностированных случаев психозов, слабоумия и психических расстройств непсихотического характера. Еще 2034982 человека обратились за помощью к наркологу по вопросу алкогольной, наркотической или токсической зависимости [9].

Закрепившийся в обществе стереотип восприятия психиатра или нарколога как представителей карательной медицины, обращение к которым сулит неблагоприятные последствия как в ближней, так и долгосрочной перспективе, не позволяет говорить о том, что приведенные выше показатели отражают объективную ситуацию в сфере душевного здоровья населения

Психические расстройства могут существенно влиять на поведение несовершеннолетнего, особенно если они не получают должного лечения и поддержки. Различные психические расстройства могут привести к различным формам аномального поведения, включая агрессивность, нарушение социальных норм, снижение самоконтроля, затруднения во взаимодействии со сверстниками и другими людьми, а также затруднения в обучении. Несовершеннолетние с психическими расстройствами могут быть более склонны к насилию, совершению краж и других преступлений, особенно если у них отсутствуют подходящие условия и ресурсы для получения необходимого лечения и поддержки.

Уровень образованности у таких преступников достаточно низок. Определяющими личностными особенностями являются длительность антисоциального поведения и характер подростка. Такие лица часто с пренебрежением относятся к обществу, игнорируют моральные нормы, у них плохая социальная приспосабливаемость. Все это приводит к плохой адаптации в обществе и активном участии в антиобщественных преступных группах.

Психические аномалии безусловно усложняют вовлечение подростка в общество и снижают его самоконтроль и ответственность за содеянное. Данные лица сохраняют социальные связи, чаще всего трудоспособны, дееспособны и вменяемы.

Психические аномалии способствуют преступному поведению, определяют круг общения, формирование привычек, потребностей и интересов. А так же развивают такие черты характера, как жестокость, агрессивность, повышают внушаемость и как результат ослабляют сдерживающие контрольные механизмы. Они препятствуют пониманию общественных ценностей, нормальных социальных связей, межличностных отношений, что приводит к вероятности совершения противоправных поступков [6, с. 283].

Психические аномалии имеют особенность протекать незаметно для общества, и восприниматься как особенности характера личности, как тупость, жестокость, неуравновешенность. При этом, наличие психических аномалий у несовершеннолетнего лица далеко не всегда приводят его к криминальной деятельности. По сути своей, не сама аномалия приводит лицо к преступному поведению, а то воспитание и те антисоциальные условия, в которых оно воспитывается.

Далее представим криминологическую характеристику несовершеннолетних по полу и возрасту. Анализ практики показал, что в совершении преступлений подростки мужского пола участвуют в 8,7 раз или на 88,54% чаще, чем женского. Криминальная активность несовершеннолетних увеличивается пропорционально возрасту. 

Анализ занятости несовершеннолетних показал, что больше всего судом рассмотрено уголовных дел в отношении учащихся общеобразовательной школы, ПТУ, в отношении них было рассмотрено в 4 раза больше дел, чем в отношении студентов различных учебных заведений.

Наиболее распространенные отклонения в психике в таких случаях, как правило, это легкая степень дебильности, олигофрения, в меньшей степени эпилепсия.

Таким образом, исследование криминологических особенностей личности несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями дает основание полагать, что данные лица отличаются не только от своих законопослушных сверстников, но и преступных лиц старшего возраста.

В целом отношение к лицам с психическими аномалиями отличалось в разное время и в разных странах. Так, учеными выделяются три основных подхода в отношении к таким лицам:

  • cнижение наказания, но отбывание наказания в обычных местах заключения;
  • признание лица уменьшено вменяемым и помещение его в психиатрическое учреждение перед отбытием наказания или после, или же прохождение курса лечения в специальном психиатрическом учреждении во время отбытия наказания (более мягкого в сравнении с обычными лицами);
  • содержание лиц в специальных государственных учреждениях для уменьшено вменяемых в порядке наказания или вместо него [2, с. 57].

На сегодняшний день многими исследователями уделяется существенное внимание вопросам решения проблем подростковой преступности и преступности, совершаемой несовершеннолетними лицами, страдающими психическими расстройствами. Одной из причин увеличивающего числа преступлений среди подростков является несовершенство современной системы образования. Современные высшие учебные заведения и средние специальные заведения не могут обеспечить полную занятость подростков, что влечет за собой снижения уровня их социального развития. Для лиц, страдающих психическими расстройствами, также должны быть предусмотрены стандарты образования, которые позволили бы им развивать собственные положительные навыки, расширять собственные знания и умения. 

Наличие большего количества специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа позволили бы существенно снизить масштабы уровня детской преступности среди лиц страдающих психическими расстройствами.

Таким образом, пребывание несовершеннолетних с психическими аномалиями в учреждениях специального типа до достижения ими совершеннолетия позволит им иметь постоянное место жительства, род занятий, а главное позволит специализированным органам осуществлять за ними контроль и уберечь от криминальной среды.

Общесоциальные предупреждение преступности обеспечивается конкретным комплексом мероприятий, который направлен на совершенствование и развитие общественных отношений (культуры, быта и т.п.). Приоритетными направлениями обще-социального предупреждения преступности несовершеннолетних лиц является комплексный подход к данной проблеме. А это значит, что данная проблема должна решаться на законодательном уровне, на уровне государства и общества по воспитанию подростков, которая требует особого внимания и преимуществ в решении по сравнению с иными сферами социальной жизни общества.

Укрепление семьи как важнейшего социального института должно стать не менее важной обще-социальной государственной задачей. В связи с этим возрастает роль и значение специальной профилактики, направленной на предупреждение конкретных форм проявления преступности. 

Меры педагогического характера, призваны воздействовать на тех несовершеннолетних с психическими аномалиями, которые находятся в зоне риска и возможно станут заниматься преступной деятельностью. Данные меры чаще всего относятся к компетентности определенных органов (отделы по делам несовершеннолетних и т.д.) и носят принудительный характер. 

Совокупность медицинских мер может в свою очередь обеспечить формирование наиболее эффективной системы управления мерами по борьбе с преступностью несовершеннолетних лиц, страдающих психическими расстройствами.

Также внимания заслуживает вопрос размещения лиц, страдающих психическими расстройствами, в исправительных учреждениях.

Более широкую поддержку получил другой подход, согласно которому исправление и перевоспитание таких лиц должно проводиться в специально организованных учреждениях с особыми условиями труда и быта, режима наблюдения, что будет более эффективным для лиц с психическими аномалиями.

Более целесообразным последний подход, однако его исследователи изучали в большей степени психопатов, и обошли вниманием, к примеру, олигофренов, которые составляют значительную часть психически неполноценных несовершеннолетних преступников. Люди с олигофренией более подвержены внешним негативным влияниям и труднее ориентируются в обычных условиях, поэтому для них необходима социально-трудовая адаптация в специальных учреждениях, где они могут получить подходящее обучение и работу, учитывая их умственную недостаточность.

Воспитательные колонии не подходят для содержания лиц с психическими аномалиями из-за несоответствия особенностям их психики. Необходимо проводить исправление и перевоспитание таких лиц в специальных учреждениях с раздельным содержанием психопатов и олигофренов. Работа в таких учреждениях будет более эффективной при совместных усилиях юристов, педагогов, психологов и психиатров.

Выводы и заключение

Итак, проведенное исследование позволяет сформировать оптимальный план мероприятий по снижению уровня преступности среди несовершеннолетних лиц страдающих психическими расстройствами. Для плана профилактических мероприятий можно использовать следующий алгоритм данных:

  1. Социальная география предоставляет информацию о структуре, динамике и причинах психических заболеваний и аномалий, а также о способах их выявления и предотвращения.
  2. Прогностическая информация, также предоставляемая социальной географией, отражает структуру и динамику психических заболеваний, а также меры их профилактики и способы выявления на планируемый период.
  3. В социальной географии зафиксирована информация о социально-психологических отношениях и социальной адаптации несовершеннолетних с психическими аномалиями.
  4. С помощью социальной географии можно определить меры по улучшению социально-психологического климата и социальной адаптации несовершеннолетних с психическими аномалиями на планируемый период.
  5. Социальная география содержит информацию о структуре и динамике преступности и других форм отклоняющегося поведения несовершеннолетних с психическими аномалиями.
  6. С помощью социальной географии можно определить меры по улучшению социально-экономических, социально-психологических и других показателей для борьбы с преступностью несовершеннолетних в данном регионе с распределением по микрорайонам и объектам.

Для разработки эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями необходима совместная работа научных и практических работников различных специальностей.

Список литературы

  1. Антонян Ю.М. Личность преступника и профилактика преступлений: монография / Ю.М. Антонян. – М.: ООО «Проспект», 2016. – С. 6-14.
  2. Абрамян С.Г. Преступность несовершеннолетних с психическими расстройствами / С.Г. Абрамян // Новый университет. – 2015. – № 4. – С. 55-59.
  3. Билевич И.В. Понятие и виды преступности несовершеннолетних / И.В. Билевич // Аллея науки. – 2018. – № 5. – С. 911-916.
  4. Горьковая И.А. Психические аномалии и противоправное поведение несовершеннолетних / И.А. Горьковая // Психология. – 2019. – № 4. – С. 15-19.
  5. Зайнеева В.Р. К вопросу о предупреждении преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями / В.Р. Зайнеева // Юридический факт. – 2019. – № 80. – С. 20-23.
  6. Кузнецова Ю.Л. Личность несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями / Ю.Л. Кузнецова // Аллея науки. – 2018. – № 11. – С. 282-286.
  7. Лебединская А.В. Психологический портрет несовершеннолетнего преступник / А.В. Лебединская // Научный журнал. – 2019. – № 10. – С. 43-47.
  8. Москвичев С.А. Преступность несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями как самостоятельный объект криминологического исследования / С.А. Москвичев // Вестник краснодарского университета МВД России. – 2016. – № 4. – С. 15-19.
  9. Статистический сборник 2018 года. Официальный сайт Министерства здравоохранения России // URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnyematerialy/statisticheskiy-sbornik-2018-god (дата обращения: 20.01.2020).
  10. Шевцова А.А. Психолого-криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями / А.А. Шевцов // Актуальные проблемы современной науки: сб. науч. статей. – Тамбов, 2019. – С. 286-290.
  11. Уткина Т.В. Преступность несовершеннолетних лиц, страдающих психическими расстройствами / Т.В. Уткина // Международные педагогические чтения: сб. науч. статей. – Пермь, 2019. – С. 242-247.

Интересная статья? Поделись ей с другими: