УДК 346.9

К вопросу о месте общественного земельного контроля в системе государственного (муниципального) надзора

Мазитова Альбина Миннулловна – магистрант Башкирского государственного аграрного университета

Научный руководитель Галеев Энрик Ирасович – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Башкирского государственного аграрного университета

Аннотация: В предложенной вниманию читателя публикации рассматривается проблема определения места общественного земельного контроля в системе государственного (муниципального) надзора. Анализируются основные источники правового регулирования как общественного контроля в целом, так и общественного земельного контроля в частности (Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ). Отмечается, что в России общественный земельный контроль ранее никогда не входил в число актуальных направлений общественного контроля, ввиду того что в основном объектами общественного контроля становилась узкая прослойка коммерческих и бытовых организаций, а также заведений общественного питания. Автор на основе конкретных примеров стихийного участия гражданского общества в вопросах землепользования обращает внимание на то, что реагирование на факты грубых нарушений земельного законодательства носит нередко экстремистский характер, что обуславливается отсутствием в нормах земельного законодательства конкретных форм общественного земельного контроля. В заключении сделан вывод о том, что сейчас как никогда назрела острая необходимость в определении субъектов общественного земельного контроля, их прав и обязанностей, санкционировании порядка получения статуса общественного земельного инспектора, установления форм осуществления контроля, регламентации порядка оформления результатов контроля и доведения их до сведения уполномоченных органов.

Ключевые слова: общественный земельный контроль, общественность, государственный и муниципальный земельный надзор, землепользование, земельное законодательство.

Общественный контроль в России является формой реализации принципа народовластия, закрепленного в статье 3 Конституции Российской Федерации. Согласно данной норме Основного закона, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [1], при этом народ как носитель верховного суверенитета правомочен осуществлять свою власть не только через соответствующие публичные органы, но и непосредственным образом. Соответственно, общественный земельный контроль предстает как одна из форм реализации народного суверенитета, закрепленного на уровне конституционно-правового акта.

В соответствии с действующими конституционно-правовыми нормами, такие экологические блага, как земля и другие природные ресурсы, эксплуатируются в России для обеспечения интересов населения. Вместе с тем земля предстает в качестве объекта гражданских прав (недвижимое имущество). Это значит, что граждане-собственники вправе реализовывать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению (триада права собственности) землей на свободных началах, в том случае, если реализация собственнических отношений не сопрягается с причинением вреда окружающей среде и не препятствует нарушению прав других лиц.

Помимо государственного и муниципального надзора и контроля, вопросы соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства находятся в поле зрения общественного контроля, который, в свою очередь, регулируется Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ. Данный нормативный правовой акт нацелен на установление юридических начал организации и проведения общественного (то есть независимого от институций публичной власти) контроля за органами государственной, муниципальной власти, государственных и местных организаций, а также прочих структур, могущих, согласно действующему законодательству, осуществлять некоторые полномочия публично-правового характера [3].

Вопросы общественного земельного контроля нашли свое отражение в российском законодательстве, получив регламентацию в статье 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации [2]. В данной норме дается легальная дефиниция общественного земельного контроля. Установлено, что под последним понимается деятельность отдельных граждан и институтов гражданского общества (общественных объединений, независимых от государства некоммерческих институтов) по наблюдению, общественной проверке, анализу и социальной оценке как действий органов публичной власти в сфере земельных отношений и землепользования, так и санкционируемых последними актов и решений, затрагивающих определенный и неопределенный круги лиц.

До принятия Земельного кодекса Российской Федерации уже существовал институт общественных земельных контролеров, чей статус был урегулирован Приказом № 4 от 20 января 1995 г. Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству [4]. Согласно данному нормативному акту, общественные инспекторы обладали правомочиями по беспрепятственному посещению и обследованию использования земельных участков, составлению протоколов о выявленных нарушениях земельного законодательства, внесению на рассмотрение в отраслевой контролирующий орган (Роскомзем) предложений о приостановлении экономического использования земельных ресурсов, проводимого с нарушениями действовавшего земельного законодательства.

К сожалению, в России общественный земельный контроль ранее никогда не входил в число актуальных направлений общественного контроля. Так, в основном объектами общественного контроля становились предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания.

Инициаторами общественного земельного контроля выступают не только общественные объединения, но и сами граждане. В последнее время значимость земельных вопросов выросла в связи с массовым жилищным строительством, развитием садовых товариществ, участившимися фактами нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения, что напрямую затрагивает права сельских жителей.

Обратим внимание читателей настоящей статьи на массовые протестные акции в городе Екатеринбурге весной-летом 2019 года. Жители протестовали против строительства культового религиозного сооружения на Октябрьской площади города. Ситуация закончилась тем, что местные власти подверглись критике со стороны Президента России В.В. Путина, и застройщик отказался от идеи строительства храма в сквере. Впоследствии в городе был проведен опрос, в ходе которого удалось определить новую площадку для строительства православного храма.

Также стоит обратить внимание на активные действия общественности летом 2020 года возле башкирского шихана Куштау, вылившиеся в жесткое противостояние как с коммерческой структурой, так и с властью, которое, по сути, было следствием в том числе нарушения земельного законодательства. Усилиями общественности и федеральных властей уникальный природный объект был сохранен.

Каких-либо положений относительно легитимных форм общественного земельного контроля Земельный кодекс Российской Федерации к настоящему времени не содержит. Отсутствие в нормах земельного законодательства конкретных форм общественного земельного контроля порождает трудности в определении полномочий общественных контролеров, их прав, обязанностей и юридической ответственности. Поэтому действия общественности, реагирование на факты грубых нарушений земельного законодательства носят нередко экстремистский характер. Взять, к примеру, многочисленные случаи, когда сельчане чуть ли не с вилами и топорами защищают свои угодья от посягательств «чужаков».

Тот факт, что в актах земельного законодательства не детализированы формы общественного земельного контроля, позволяет их интерпретировать чересчур волюнтаристским образом. Считаем, что подобные пробелы законодательства должны быть восполнены в самое ближайшее время.

Общественный земельный контроль должен быть нацелен, в первую очередь, на проверку законности, добросовестности, разумности и эффективности деятельности органов власти в сфере земельного законодательства. Общественный земельный контролер не должен выступать в качестве помощника государственных и муниципальных контролирующих структур, поскольку он является самостоятельным и независимым субъектом земельного контроля.

Таким образом, в завершение статьи заметим, что в свете вышесказанного необходимо внесение дополнений в действующие законодательные акты, регулирующие земельные отношения, и в первую очередь в Земельный кодекс Российской Федерации, а также в иные нормативные акты, в том числе и в региональные. Назрела острая необходимость в определении субъектов общественного земельного контроля, их прав и обязанностей, санкционировании порядка получения статуса общественного земельного инспектора, установления форм осуществления контроля, регламентации порядка оформления результатов контроля и доведения их до сведения уполномоченных органов.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 30 (часть I) ст. 4213.
  4. Приказ Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 20 января 1995 года № 4 «Об утверждении Памятки по осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель» // Закон. 1997. № 3. 

Интересная статья? Поделись ей с другими: