УДК 342

Справедливость как правовая ценность

Кухорев Виталий Сергеевич – магистр кафедры государственного и административного права Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению справедливости как правовой ценности. Автор исследует позиции авторов-философов различных периодов на предмет их доктринального понимания понятия справедливости. Кроме того, особый акцент делается на современном законодательном воплощении справедливости в рамках положений нормативных правовых актов. Делается вывод о значении и влиянии философской мысли на правовом наполнении категории справедливости.

Ключевые слова: справедливость, право, правовая ценность, философия, государство.

На сегодняшний день, сложно переоценить такую философско-правовую категорию как «справедливость». Данный термин достаточно часто используется законодателем в рамках изложения нормативно-правовых положений. При этом следует отметить, что само по себе понимание «справедливости» имеет в большей степени изначально моральное содержание и наполнение. Однако современное развитие законодательства предопределило наделение «справедливости» и нормативным содержанием. В данной связи представляется важным в рамках настоящей научной статьи рассмотреть справедливость как правовую ценность.

Такая дефиниция как «справедливость» имеет глубокие исторические корни, поэтому попытки к ее определению предпринимались еще во времена существования Древнего мира.

Например, древнегреческий философ, Гераклит, определял справедливость как «борьбу противоположностей, характеризующуюся всеобщностью».

Сущность справедливости, согласно философским взглядам Аристотеля, «сводится к добродетели, то есть к нравственному аспекту, определяемому волей и поведением человека. Справедливость трактуется мыслителем как повиновение закону, равенство перед ним».

Таким образом, философы Древнего мира фактически уже в то время рассматривали справедливость не только в нравственном аспекте, но и правовом.

С развитием государственности предпринимались и дальнейшие попытки философов по определению «справедливости».

Так, особое значение в понимании «справедливости» занимают труды Отфрида Хеффе. В большей степени ученый рассматривал теорию политической справедливости, под которой он понимает «нравственную критику власти, государства и права». При этом в рамках своих трудов он предлагает отказаться от термина «естественное право» и заменить его на «политическую справедливость».

Следует говорить о том, что доктринальные труды Отфрида Хеффе внесли достаточно большой вклад в понимание «справедливости». При этом в научной среде многие его позиции по данному вопросу критикуются. В частности, справедливо отмечается, что «критика позитивизма и анархизма, утверждение о наличии множества априорных нормативных принципов вызывают вопросы и возражения».

Можно также выделить гуманистическую «теорию справедливости» Дж. Ролза, основанную на честности и материальной справедливости при распределении результатов социального взаимодействия. Автор считает, что понятие «справедливость» имеет схожее понимание с «честностью». В данной связи «центральная идея, которая выражается в понятии справедливости, это идея честности». При этом Дж. Ролз понимает справедливость как «регулятор социальных отношений, который во многом регламентируется этическими основаниями».

Данные взгляды Дж. Ролза были учтены и при подготовке исследования «Теория справедливости: право и экономика» автором которого является В.А. Вайпан.

Из современного исследования В.А. Вайпана вытекает, что «справедливость выступает универсальной мерой и критерием поведения и миропонимания человека, нравственная основа и средство обеспечения права и правотворчества. Без понимания и применения принципа справедливости не решаются комплексные общеправовые проблемы правопонимания, правосознания, правотворчества».

Резюмируя определения философов такой категории как «справедливость» можно говорить о том, что понимание указанной дефиниции постепенно трансформировалось и приобретало в большей степени правовое наполнение. Именно поэтому в положениях действующего законодательства можно неоднократно встретить такой термин как «справедливость». Например, на сегодняшний день справедливость выступает одним из принципов, что вытекает, в частности, из положений ст. 6 Уголовного кодекса Российской Федерации.

«Справедливость» является обязательным свойством и судебного акта. Если мы обратимся, например, к процессуальным актам, то многие из них указывают на законность и справедливость рассмотрения и разрешения судебного дела или на законность и справедливость выносимого судебного акта. Например, такое положение вытекает из ст. 297 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно законодатель гарантирует то, что выносимый судом приговор будет отвечать таким критериям как законность и справедливость.

Тем самым, можно говорить о том, что «справедливость», как отмечает В.Г. Румянцева, «в теории государства и права – это нравственное и социальное понятие, а также юридическое явление, отсюда все многообразие пониманий; в гражданском праве – «некий компромисс интересов отдельных людей, социальных групп», соответственно, нахождение такого компромисса и есть «сущность управления обществом»; в уголовном процессе – «результат уголовно-процессуальной деятельности, достижение итога – «должного возмездия преступнику» или «процессуальная справедливость», не направленная на оценку итогового решения и содержащая такие ключевые элементы, как право на доступ к правосудию и пр.».

Соответственно, современное наполнение «справедливости» является достаточно многогранным. При этом правовое содержание «справедливости» сформировалось фактически под воздействием взглядов философов разного времени. Более того, в данной связи следует отметить и определенную проблематику «справедливости». Так, многоаспектное понимание «справедливости» сказалось и на современном законодательном определении и использовании данной категории, а также практики правоприменения. Можно говорить о том, что фактически толкование «справедливости» имеет достаточно расплывчатый характер в рамках нормативных правовых актов. Иными словами, речь идет об оценочности данной категории, что зачастую и сказывается на практике судов (следствием становится отсутствие единообразия в практике правоприменения по отдельным категориям дел).

Более того, отсутствие единого определения «справедливости» приводит к тому, что на сегодняшний день достаточно часто данное понятие рассматривается в доктринальных трудах через призму «равенства», что позволяет говорить о ложном толковании указанной категории. Например, «равенства» в аспекте получаемых доходов, «равенства» в рамках получения социального обеспечения, государственных услуг. Однако представляется, что данные понятия нельзя смешивать, поскольку у каждого из них свое содержательное наполнение, хотя отчасти и следует признать, что в некоторой степени «равенство» может быть одним из проявлений «справедливости». При этом указанные термины нельзя смешивать и считать взаимозаменяемыми.

Таким образом, попытки определения понятия «справедливости» предпринимались еще в период развития и существования Древнего мира. Исследовав некоторые позиции философов в аспекте определения указанной дефиниции, можно утверждать, что основные мысли теоретиков были восприняты законодателем и заложены в современное нормативно-правовое наполнение «справедливости», которая на сегодняшний день в разных отраслях права понимается по-своему. В данной связи можно говорить о многогранности толкования «справедливости». Вместе с тем, отсутствие единого понимания данного термина способствует и тому, что на сегодняшний день фактически она имеет оценочный характер, что сказывается и на практике правоприменения, на ложном понимании современных авторов-теоретиков ее истинного содержания. Представляется, что дальнейшее развитие философско-правовой мысли в аспекте определения «справедливости» положительно скажется и на законодательном раскрытии данной категории в рамках положений нормативных правовых актов.

Список литературы

  1. Андреева Л. А. Проблема справедливости: история и современность (философско-правовой аспект) / Л. А. Андреева, И. Н. Трухина // Актуальные проблемы юриспруденции: Сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. Том 1 (6): Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2018. – С. 51-62.
  2. Ахметов Р. Э. Трактовка справедливости как честности в социально-политической философии Джона Ролза / Р. Э. Ахметов // Вестник ОГУ. – 2009. – №7. – С. 61-66.
  3. Вайпан В. А. Теория справедливости: право и экономика / В. А. Вайпан. – М.: Юстицинформ, 2017. – 280 с.
  4. Ролз Дж. Теория справедливости / Науч. Ред. В. В. Целищев. – Новосибирск: НГУ, 1995. – 535 с.
  5. Румянцева В. Г. 2018. 04. 006. Вайпан В. А. Теория справедливости: право и экономика. – М. : Юстицинформ, 2017. – 280 с. – библиогр. : С. 236-272 / В. Г. Румянцева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. – 2018. – № 4. – С. 28-31.
  6. Тимохина М. И. Философское учение о справедливости и его связь с принципом справедливости в уголовном праве / М. И. Тимохина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 10-4(49). – С. 78-80.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  9. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства / О. Хеффе. – М. : Гнозис, 1994. – 319 с.
  10. Хеффе О. Справедливость. Философское введение / О. Хеффе. – М. : Праксис, 2007. – 192 с.
  11. Шавеко Н. А. Политическая справедливость по Отфриду Хеффе / Н. А. Шавеко // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2019. – № 33. – С. 26-37. С. 34.

Интересная статья? Поделись ей с другими: