УДК 342.55

О некоторых вопросах муниципально-правовой ответственности перед населением

Ершов Максим Андреевич – магистрант Высшей школы права Югорского государственного университета.

Аннотация: Согласно Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Основания для отзыва депутата, выборного должностного лица и члена выборного органа местного самоуправления, а также процедура их отзыва определяются уставом муниципального образования. Такое обстоятельство обуславливает необходимость изучения процедуры отзыва указанных лиц на примере конкретных муниципальных образований. В статье проанализирована процедура отзыва депутата представительного органа и главы муниципального образования. Дана оценка ряда специфичных условий, затрудняющих осуществление населением местного самоуправления.

Ключевые слова: актуальные проблемы, муниципально-правовая ответственность, ответственность перед населением, права и законные интересы граждан.

Предметом пристального исследования вопросы об ответственности должностных лиц и органов, относящихся к местному самоуправлению, с точки зрения юридической науки становятся довольно часто. Ответы на подобные вопросы очень интересуют и местных жителей, хотя они в массе своей не владеют методами познания и научного поиска, так же как и не обладают необходимым уровнем профессиональных знаний.

Проводя анализ подходов к определению муниципально-правовой ответственности, представляется возможным выделить наиболее популярные и обоснованные из них, а именно:

  • муниципально-правовая ответственность как самостоятельный вид отраслевой юридической ответственности [6, с. 39];
  • муниципально-правовая ответственность как комплексный правовой институт [5, с. 33];
  • муниципально-правовая ответственность как подвид конституционно-правовой ответственности [4. с. 163].

Предлагаем придерживаться точки зрения И.А. Алексеева, понимающего муниципально-правовую ответственность как особый вид юридического долженствования, направленный на охрану интересов населения конкретного муниципального образования, обеспеченный особым набором санкций, применяемых к субъекту за совершение муниципального правонарушения [3, с. 9].

Уставы муниципальных образований определяют, что лица (должностные) и органы, относящиеся к местному самоуправлению, должны быть ответственными перед государством, физическими лицами, юридическими лицами, и в целом перед населением за решение соответствующих вопросов, которые находятся в их компетенции. Вместе с тем, исходя из ст. 71 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» население наделено правом отзывать должностное лицо (выборное), депутата либо члена какого-либо из выборных органов, относящихся к местному самоуправлению. В тех же самых уставах прописывается процедура отзыва и основания для него.

Ориентируясь на устав своего муниципального образования, его жители имеют возможность осуществлять местное самоуправление без каких-либо препятствий с помощью активации инициативы о голосовании по отзыву должностного лица (выборного), депутата либо члена какого-либо из выборных органов самоуправления.

Данное исследование имеет целью рассмотреть процедуру отзыва главы муниципального образования или депутата его представительного органа, взяв, как пример, Ханты-Мансийского район.

Устав этого района был принят Думой Ханты-Мансийского района еще 25 мая 2005 года (№ 372) и зарегистрирован 17 ноября 2005 года в Главном Управлении Министерства юстиции РФ по Уральскому федеральному округу. Но мы будем рассматривать его редакцию от 23 декабря 2022 года, а также изменения, которые вступили в силу с первого января текущего года.

Процедуру и основания отзыва определяет ст. 9 Устава, речь идет об отзыве депутата районной Думы, а также главы всего Ханты-Мансийского района.

Чтобы выдвинуть инициативу организации голосования по отзыву главы района либо депутата, избирателям необходимо собрать инициативную группу, в которую должно входить не меньше 10 человек. Причем право на такую инициативу имеют только граждане РФ с регистрацией в Ханты-Мансийском районе, владеющих избирательным правом.

Инициативной группой планируется специальное собрание, инициирующее начало процедуры отзыва главы района либо депутата. Затем группа письменно уведомляет отзываемое лицо о времени и месте этого собрания. Данное требование реализуется в соответствии ст. 24 (часть 2) закона № 131-ФЗ, которая гласит, что отзываемое лицо в начале процедуры отзыва наделяется шансом объяснить избирателям факты, послужившие основанием и причиной для отзыва. Отзываемое лицо может предоставить объяснения о зафиксированных судом нарушениях, либо о причинах непринятия конкретных мер, которые необходимы во исполнение судебного решения и находятся в пределах его полномочий. В некоторых случаях подобные объяснения становятся причиной отказа группы избирателей от реализации инициативы голосования, запускающего процедуру отзыва.

Далее, исходя из Устава, инициативная группа должна представить ходатайство о регистрации этой группы в определенную избирательную комиссию, к ходатайству прикладывается протокол ее собрания. Если анализировать вышеизложенную последовательность действий, то возникает закономерный вопрос: какой статус у группы был до ее регистрации? Ведь, хотя она еще не зарегистрирована официально, инициативная группа уже совершает ряд ответственных деяний – проводит собрание, составляет его протокола, уведомляет о собрании отзываемое лицо, обеспечивает возможность его участия в собрании. Неофициальный статус группы на этот момент может поставить под сомнение присутствие на собрании отзываемого лица и предоставления им объяснений по нарушениям.

Согласно следующему пункту Устава, районная Дума в течение двадцати дней после подачи ходатайства с приложением требуемых документов обязана проверить, соответствует ли основание отзыва, идущее от инициативной группы, перечню возможных оснований, установленных Уставом. После признания районной Думой такого соответствия избирательная комиссия наконец регистрирует инициативную группу с выдачей свидетельства об этом. Надо учитывать, что ходатайство подается не в Думу района, а в определенную избирательную комиссию.

Таким образом, ходатайство подается в соответствующий избирком, рассматривает его районная Дума, а саму регистрацию и оформление свидетельства о ней осуществляет опять же соответствующий избирком. В данном перечне шагов нет алгоритма, позволяющего сразу передавать ходатайство в Думу района, одновременно не налажен строгий порядок взаимодействия районной Думы с избирательной комиссией, не выведены точные сроки для принятия решения по отзыву.

Мы приходим к выводу, что процедура отзыва главы муниципального образования либо депутата представительного органа этого образования в Ханты-Мансийском районе нуждается в уточнении и усовершенствовании. Должна быть проработана вся процедура отзыва, установлена четкая логическая последовательность действий избирателей, урегулированы вопросы взаимодействия районной Думы и соответствующего избиркома, устранены выявленные препятствия, фактически мешающие населению осуществлять местное самоуправление.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210060013 (дата обращения: 20.03.2023).
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г.: одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г. [в ред. от 06.02.2023] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102083574 (дата обращения: 20.03.2023).
  3. Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность: проблемы исследования на современном этапе // Гуманитарные и юридические исследования. 2013. №1. С. 8-11.
  4. Еремин А.Р. Конституционно-правовая ответственность в сфере местного самоуправления // Вестник СГЮА. 2013. №4. С. 160-165.
  5. Кеня И.А. Механизм реализации публично-правовой ответственности органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 3. С. 31-34.
  6. Смирнова Ю.М. Необходимость институализации муниципально-правовой ответственности в современной юридической науке // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 4. С. 36-40.

Интересная статья? Поделись ей с другими: