УДК 34

Реализация регулятивной функции государства в условиях пандемии

Степенко Артем Валерьевич – кандидат юридических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета

Скоробатюк Анастасия Ивановна – магистрант Тихоокеанского государственного университета

Аннотация: В статье анализируются актуальные вопросы эволюции функций современного российского государства в связи с пандемией коронавируса. Глобальные изменения в функционировании государства коснулись абсолютно всех сфер деятельности, поэтому в статье подробно анализируется влияние распространения этого опасного заболевания на социальную, экономическую и правоохранительную функции государства. Основным выводом при изучении данного аспекта является изложение позиции о том, что Россия с учетом положительного и отрицательного опыта других государств, длительное время ведущих борьбу с коронавирусной инфекцией COVID-19, принимает своевременные и во многом эффективные меры. меры, в том числе ужесточение юридической ответственности по недопущению распространения опасной инфекции. Очевидно, что сложившаяся ситуация с пандемией COVID-19 внесла свои коррективы в функционирование всех государств мира, затронув содержание всех основных направлений деятельности государства.

Ключевые слова: функции государства, социальная функция, экономическая функция, регулятивная функция, пандемия.

Одним из последних глобальных кризисов является пандемия COVID-19, затронувшая функционирование всех государств мира в целом и Российской Федерации в частности. Глобальные изменения в функционировании государства коснулись абсолютно всех сфер деятельности [1]. Рассмотрим изменение содержания отдельных функций государства в связи со сложившейся ситуацией в 2020 году. Социальная сфера государства подверглась серьезным испытаниям. COVID-19 выявил социальное и экономическое неравенство и может усилить его в ближайшем будущем. Социальную политику любого государства на данный момент можно разделить на «до» и «после» пандемии [2]. Имеется огромный кластер социально-экономических проблем, которые не решаются на протяжении многих лет – чрезмерно высокая степень износа основных фондов (зданий, сооружений и оборудования) объектов социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры и др.), неразвитость социальной инфраструктуры в целом, дефицит кадров для реализации социальной политики, недостаточное бюджетное финансирование и низкая эффективность расходования бюджетных средств; этот список пополняется с приходом пандемии и падением реальных доходов граждан, ростом безработицы.

Государство [3] представляет собой организованную социальную структуру, способную осуществлять высший контроль над отдельными аспектами поведения всех людей на данной территории.

Сегодня существуют различные трактовки термина «государство» учеными-правоведами и юристами:

  • политическая организация общества, обладающая властью управлять территориально организованным населением в целях осуществления общих общественных дел;
  • субъект международного публичного права;
  • совокупность официальных органов (государственного аппарата), действующих на всей территории страны;
  • особая политико-территориальная организация общества, обладающая суверенитетом, особым аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для всего населения, которая создается для руководства обществом и выполнения общественных дел.

Каждое государство характеризуется определенными признаками, позволяющими лучше понять это сложное явление:

  1. Наличие государственного суверенитета [4], полнота, единство и неделимость власти внутри страны и ее равноправие и самостоятельность в международных отношениях. Государственный суверенитет возникает с момента реализации национального суверенитета – права нации самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу, включая право на самоопределение и создание суверенного государства.
  2. Территориальный признак, характеризующийся наличием определенной территории, ограниченной государственной границей, за которой закреплено население (люди) посредством правовых институтов гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях).
  3. Гражданство – постоянное правоотношение между государством и гражданином, выражающееся в их взаимных правах и обязанностях.
  4. Наличие публичной власти, которая распространяется на всех лиц в государстве.
  5. Наличие системы права – установленного или уполномоченного государством для регулирования важнейших общественных отношений, реализация которого обеспечивается государственным принуждением.
  6. Наличие налоговой системы, совокупности налогов и сборов (обязательных платежей), поступающих в бюджеты и государственные целевые фонды, которые взимаются с населения.
  7. Наличие государственных символов [5] (Государственный Флаг, Герб, Гимн), денежной системы и др. Суммируя вышеизложенные признаки, можно охарактеризовать государство как суверенную, политико-территориальную целостность, обладающую наибольшей концентрацией власти в социальном обществе и способен решать общие проблемы.

У государства есть внутренние и внешние функции: внутренние – когда государство решает задачи внутри страны; внешние – когда оно устанавливает и поддерживает отношения с другими государствами.

Термин «регулирующее государство» относится к расширению использования государством методов и институтов нормотворчества, контроля и правоприменения, а также к параллельному изменению способов выполнения его положительных или отрицательных функций в обществе. Расширение государства в настоящее время обычно осуществляется за счет регулирования и в меньшей степени за счет налогообложения и расходов. Понятие регулирующего государства становится все более привлекательным для теоретиков государства по мере роста использования и применения стратегий нормотворчества, мониторинга и правоприменения, а также с параллельным ростом гражданского регулирования и регулирования бизнеса. Подъем регулирующего государства во время промышленной революции можно проследить до сетевого регулирования, впервые введенного Уильямом Гладстоном в 1844 году. Совместное расширение государственного, гражданского и делового регулирования на внутренней и транснациональной аренах предполагает, что понятия регулирующего управления и регулирующего капитализма теоретически столь же полезны, как и понятие регулирующего государства.

Наша позиция заключается в том, что, несмотря на разговоры о кризисе национальных государств и их замене цивилизациями или мировыми правительствами, на горизонте эволюции человеческих сообществ нет более значимой и всеобъемлющей социальной коалиции людей, чем национальные государства. , понимаемые как сообщества граждан, находящихся под одной суверенной властью, имеющих общую идентичность, основанную на общем историческом, социальном и культурном опыте, независимо от расы, этнической принадлежности и религиозной принадлежности. Россия, при всем своем историческом своеобразии и культурной сложности гражданской русской нации, является одной из крупнейших наций мира и имеет определенные общие закономерности в организации и существовании современных государств [6]. Пандемия еще раз и очень ярко показывает, что именно государства обеспечивают важнейшие экзистенциальные потребности и права современного человека – от территориально-ресурсного и организационно-хозяйственного обеспечения жизнедеятельности до организации и содержания социальных институтов, правовых норм община, образование, просвещение и воспитание населения через системы, поддерживаемые государством.

Государства обеспечивают гражданскую солидарность, предотвращают конфликты и насилие, защищают от внешних угроз и глобальных вызовов. Более того, в условиях таких глобальных катаклизмов, как пандемия коронавируса, рассуждения о кризисе и исчезновении национальных государств кажутся наивными и саморазрушительными. По мнению британского антрополога Геллнера [7].

События 2020 года – мощная демонстрация того, что упадок национального государства в эпоху гиперглобализации или «перегрева» был сильно преувеличен. Во всем мире (с интересными локальными контрастами в Северной Америке, Восточной Азии, Скандинавии и Южной Азии) в режиме реального времени проводится масштабный межнациональный эксперимент в области социальных наук, поскольку соседние страны принимают различные стратегии.

По словам ученого, «мы переживаем радикальный перелом. Перед лицом экзистенциальной угрозы старые боги неолиберализма бросаются в костер». Игнорируя законы рынка, которые, как считалось, должны управлять всем и всеми, главную ответственность берут на себя государства. В Великобритании, например, на решение проблем с COVID-19 разом было выделено 15 млрд фунтов стерлингов [8].

К этому выводу мало что можно добавить, кроме сотен подобных примеров, иллюстрирующих усиление роли государства в период пандемии, в том числе и в России. Тем не менее основные направления и формы регулирующего воздействия Российского государства в этот период заслуживают хотя бы краткого перечисления.

Реакция высшего руководства, в том числе Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, была достаточно своевременной, открытой и содержательной, хотя детали информирования населения были делегированы соответствующим членам правительства. Вовремя создан Координационный совет при Правительстве РФ по борьбе с распространением коронавирусной инфекции на территории России. При этом субъекты федерации уполномочены самостоятельно определять санитарно-эпидемический режим для населения региона и другие меры по борьбе с пандемией. Основные усилия и финансовые ресурсы были направлены в область медицины, в том числе на разработку и производство вакцин и лекарственных средств, развертывание масштабной программы госпитализации и других форм медицинской помощи населению. На строительство или переоборудование госпиталей и поликлиник было потрачено несколько сотен миллиардов рублей, и к этой работе были привлечены возможности военного ведомства. Правительство выделило регионам более 7,3 млрд рублей на поддержку поликлиник, около 100 млрд рублей на ковид-больницы, более 200 млрд рублей на адресные социальные выплаты медицинским работникам. Средства были выделены на приобретение медицинских принадлежностей, а также на бесплатные лекарства для больных коронавирусом. Тогда же заработала программа бесплатной реабилитации больных этим заболеванием. Добавьте также финансовую и иную поддержку научных учреждений, занимающихся изучением штаммов коронавируса и производством вакцин. Наконец, по всей стране была организована кампания бесплатной вакцинации населения, а также тестирования, в том числе на коммерческой основе. Промышленные структуры обеспечили производство и поставку в регионы оборудования и кислородных концентраторов.

18 января 2020 года стартовала кампания массовой вакцинации против COVID-19. На начало 2022 года в стране вакцинировано около 120 млн граждан. В целом, в соответствии с международными стандартами, поддерживаемая государством российская медицина и наука успешно справились с вызовами пандемии, о чем свидетельствует динамика заболеваемости, выздоровления и смертности от Ковида и его последствий.

Масштабные усилия были предприняты государством в области экономики и обеспечения жизненных потребностей населения страны, преодоления кризиса, минимизации ущерба от эпидемических ограничений, снижения мобильности населения, закрытия ряда предприятий и т.д. Речь идет прежде всего о налоговых льготах, поддержке малоимущих, моратории на выплату кредитов и субсидий, освобождении от уплаты таможенных пошлин и многих других действиях в области регулирования экономической деятельности, занятости и торговли. Общий объем ресурсов, направляемых на нужды здравоохранения и экономики, исчисляется триллионами рублей, не говоря уже о средствах и усилиях, которые были затрачены бизнес-структурами и институтами гражданского общества (религиозными и общественными организациями, волонтерскими группами, опорными фонды и др.).

Только государству удалось принять меры по обеспечению общественной безопасности и противодействию пандемии в условиях международного регулирования, чтобы обеспечить барьер для заражения из-за рубежа. Это касалось ограничений на международное общение и особого регулирования иностранного туризма. Государством реализован ряд важных мер в сфере общественной жизни, образования и культуры, в том числе бесплатная срочная телефонная связь, заочные формы встреч, дистанционное обучение в школах и вузах, льготное программное обеспечение гаджетов, новый сервис на порталах госуслуг и многое другое. Почти 30 млрд рублей было выделено на поддержку федеральных учреждений культуры, а также образовательных, научных и медицинских учреждений [9].

Все вышеизложенное позволяет по-новому оценить место и роль современного государства в жизни страны и мира в целом. Известный политолог А. Ливен писал о возвращении национальных государств на мировую арену на фоне глобальных кризисов, а также кризисов межгосударственных и блоковых образований, о жестком отстаивании ими национальных интересов и суверенитета, о возвращение национализма в его гражданско-государственной форме. Он подчеркнул важность социальных мотивов и мобилизации, основанных на идеях нации, которые обеспечивают успех современных государств. По его мнению, величайшим источником и залогом силы государства является не экономика и не численность вооруженных сил, а легитимность в глазах населения и всеобщее признание морального и юридического права государства на власть, на исполнении его законов и постановлений, о возможности призвать народ к жертвам, будь то налоги или, если необходимо, воинская повинность. Государство без легитимности обречено на слабость и крах; иначе ему придется прибегнуть к жестокости и установить правление, основанное на страхе [10].

Российское государство с его развитой и многофункциональной системой здравоохранения и фундаментальными научными исследованиями, оказалось способным «дисциплинировать» население, то есть проводить политику убеждения, прямо или косвенно предписывая поведение учреждений и граждан, в целом, доказало свою эффективность, способность преодолеть такое грозное нападение, как пандемия.

Система мер, предпринятых государством в период пандемии, и жесткий контроль за их соблюдением убедили большинство населения в преимуществах централизованной административной власти, исторически традиционной для российской политической системы. Можно согласиться с общим выводом о том, что «только сильное государство, основанное на единстве народа и государственной власти, деятельность которого ориентирована на общественное доверие, обеспечение условий для развития человека, способно решить проблемы, вызванные пандемией».

Список литературы

  1. COVID-19. Меры правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики // Официальный сайт Правительства РФ. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/883/events/ (дата обращения: 07.02.2023).
  2. Асеев О.В., Машкина Н.А., Велиев А.Е. Банковская система реального сектора экономики в условиях неопределенности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2019. – № 1. – С. 141-146.
  3. Болгов В.А., Шуваева Ю.В. Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации // Территория науки. – 2017. – № 3.
  4. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г. Морозова. – М.: Юнити-Дана, 2019.
  5. Мищенко В.И., Гудков А.И., Красильщиков А.В. О социальной направленности поправок в Конституцию РФ и их реализации в условиях борьбы с распространением коронавируса // Евразийское научное объединение. – 2020. – № 4-3 (62). – С. 209-212.
  6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ; ред. от 01.04.2020 // КонсультантПлюс. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/6ff5e98fee989a34bd9ce012f4b62c fa4d8ed1d0/.
  7. Осколков А.В. Социальная политика РФ в условиях пандемии // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 65-3. – С. 129.
  8. Попова И.Н., Пономарев А.П. Проблемы банковской деятельности в условиях пандемии // StudNet. – 2020. – № 8. – С. 29-36.
  9. Шагинян Т.В. Социально-экономические последствия пандемии COVID-19 // Новые экономические исследования. – Пенза, 2020. – С. 73-75.
  10. Щурина С.В. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях российской экономики в 2020 году // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: