УДК 340

Сущность права и его содержание

Петров Александр Васильевич – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Григорьев Александр Алексеевич – старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Аннотация: В статье рассматривается соотношение категорий сущности права и содержания права. Отмечается, что в современной российской теории права, в отличие от советской теории права, категория содержания права практически не разрабатывается. В качестве сущности права выделяется разновидность социальной воли – правовая воля и раскрываются ее особенности, состоящие в основаниях, субъектах и целях. На понимания правовой воли авторами обосновывается подход, при котором в содержание права включаются не одно (например, только юридические нормы), и не несколько юридических явлений (например, юридические нормы и правоотношения). В него входит вся сфера проявлений сущности права, все необходимые юридические явления, начиная от правовой потребности и заканчивая правопорядком.

Ключевые слова: сущность права, правовая воля, содержание права, элементы содержания права. 

В начале статьи отметим несколько парадоксальный факт. В подавляющем большинстве известных нам системных изложениях современной российской теории права отсутствует указание на категорию содержания права, хотя категории сущности и формы права в том или ином виде присутствуют [1]. Не можем не обратить внимание на то, что в советской теории права категория содержания права, если не активно, то все же разрабатывалась, хотя и сводилось к системе юридических норм [2, с. 72-75]. Отсутствие в современной правовой теории категории содержания права тем более удивительно, что сущность, содержание и форма составляют ключевую триаду в понимании того, что есть право.

Задачу данной небольшой статьи мы видим в том, чтобы, во-первых, показать, что категория содержания права необходимо вытекает и закономерно связана с категорией сущности права. Во, вторых, обозначать хотя бы в тезисном виде основные элементы содержания права.

Ключевой в этом анализе является категория сущности права, которая определяет для нас основной источник права, его движущую силу и стержень всех создаваемых ей компонентов. Примем здесь как исходное положение о том, что сущностью любых общественных явлений является социальная воля. Отметим емкое понимание воли Г.В.Ф. Гегелем, который определял ее как мышление, «перемещающее себя в наличное бытие, как влечение сообщить себе наличное бытие» [3, с. 69].

Но такого рода социальная воля лежит в основе экономических, политических, нравственных, идеологических и других сфер общественной жизни. Что же выделяет здесь волю, лежащую в основе права, которую мы для определенности называем волей правовой.

Во-первых, правовая воля обусловлена особой правовой потребностью, которая состоит в осознании субъектами социальной жизни необходимости закрепить определенные формы, порядок в общественных отношениях. В тех общественных отношениях, которые представляются важными на данном историческом этапе, несут в себе риски быть нарушенными, что приведет к дестабилизации социальных связей.

Правовая потребность появляется как результат жизнедеятельности общества в целом. Поэтому в сохранении стабильности наиболее важных социальных связей заинтересованы все основные субъекты социальной жизни в любой общественной системе и на любом этапе ее развития.

Однако исторически объективно в социальной жизни возникают доминирующие в ней социальные группы, те, которые обладают наибольшими материальными, финансовыми, идеологическими ресурсами и соответственно могут оказывать наиболее существенное влияния на ход протекания социальных процессов. Эти социальные группы в итоге и концентрируют правовые потребности общества, придавая определенный вектор правовой воле.

Во-вторых, отметим, что правовая воля обладает особыми целями, которые отличают ее от целей социальных воль, продуцирующих иные сферы общественной жизни. Здесь можно выделить несколько блоков или уровней целей, к достижению которых как предметных результатов стремиться правовая воля.

Наиболее заметная, и потому, как правило, указываемая в учебниках по теории государства права цель правовой воли состоит в упорядочение социальных связей [4, с. 386]. Эта цель достигается посредством выработки норм – правил поведения субъектов социальной жизни, их реализации и пресечения отклонений от установленных норм поведения.

Вместе с тем, цель упорядочения социальных связей первична хотя бы потому, что не исчерпывает специфику правовой воли. Порядок ведь можно навести и не правовыми средствами. Поэтому при указании только этой цели открытым остается вопрос: упорядочивать и поддерживать стабильность для чего?

Здесь мы обнаруживаем, что упорядочивание необходимо не само по себе, а чтобы через него закрепить баланс интересов личности и общества, баланс интересов его основных социальных групп, баланс интересов общества и его властвующих структур. Этот баланс не есть что-то постоянное, он различается в зависимости от типа социальной системы, конкретной фазы ее исторического развития, соотношения силы основных социальных групп и иных факторов, меняясь в зависимости от трансформации этих факторов.

Баланс не означает равенства удовлетворенности интересов основных социальных групп общества. Но он оказывается приемлемым для их нормально существования и взаимосвязей в обществе. Важно то, что именно достижение этого баланса позволяет стабилизировать социальную жизнь, создать условия для нормального функционирования и развития социальных связей.

В этом состоит ценность права для общества. Оно позволяет достичь его стабильности, не прибегая к силе, в результате приемлемости закреплённого и поддерживаемого баланса интересов для основной части субъектов социальной системы. При установлении защитных мер только в отношении отдельных индивидов, интересы которых по тем или иным причинам разошлись с интересами основных субъектов социальной жизни.

Можно еще указать на конечную цель правовой воли, которая состоит в развитии баланса интересов основных социальных групп общества до состояния их гармонии, когда в правовой воле равновелико представлены интересы всех основных социальных групп общества. Но эта цель в отличие от основной цели правовой воли характеризует скорее некоторый будущий идеал, нежели теперешнее состояние правовой реальности [5, с. 253 – 258].

Правовая воля, сформировавшись на основе правовой потребности, развертывается через правовую деятельность субъектов социальной жизни в систему разнообразных юридических явлений и процессов, которые в своем появлении и переходах друг в друга образуют закономерную последовательность или этапы проявления правовой воли.

Начинаясь с правовой потребности этапы проявления правовой воли заканчиваются формированием правопорядка, в котором удовлетворяется правовая потребность и достигаются цели правовой воли. В этом движении завершается актуальный цикл действия правовой воли, возобновляясь при появлении новых правовых потребностей или неполного удовлетворения уже существующих. Таким образом, формируются исторические циклы проявления сущности права.

Актуальный цикл проявления сущности права, собственно, и образует содержание права, показывая нам, где право начинается в виде зародыша и где оно достигает своей окончательной завершённости или полной зрелости, становится правом как таковым.

На этом пути можно выделить этапы осознания правовых потребностей и формирования правовой воли, этапы создания нормативных предписаний и согласования их между собой, этапы определения субъектов права и фиксации их правового статуса, этапы установления юридических фактов и возникновения правоотношений, этапы реализации субъективных прав и обязанностей и применения права, этапы установления фактов правонарушений, определения и реализации юридической ответственности, этапы формирования правопорядка и его обеспечения и др.

Перечисленные структурные элементы, образующие этапы развертывания сущности права, последовательно переходят, трансформируются в другие элементы, образуя в итоге необходимый и исчерпывающий для содержания права набор юридических явлений и процессов. Если какой-либо из элементов отсутствует или нарушена определенная сущностью права их последовательность, содержание права остается несформированным и, следовательно, можно констатировать отсутствие права как такового.

Важно подчеркнуть, что содержание права – это не какое-то одно юридическое явление или несколько из них. Содержание права – это целостный процесс развертывания, проявления сущности права через всю необходимую систему юридически явлений от начального пункта до конечного.

Поэтому принципиальной ошибкой становится при понимании сущности права как особого вида социальной воли сведение содержания права к системе юридических норм. Эту ошибку мы наблюдаем в советской теории права с плавным перетеканием ее в современную российскую теорию права.

Цель правовой воли как сущности права заключается не в написании текстов нормативных актов, а в установлении, посредством в том числе и их, системы социальных связей, где сбалансированно реализуются интересы основных социальных групп общества. Только такое понимание соответствует рассмотрению содержания права как логического продолжения сущности права.

Список литературы

  1. Чашин А.Н. Теория государства и права; учебник. – М., 2019.
  2. Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 2008.
  3. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1998.
  5. Петров А.В. О категории сущности права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: