УДК 347

Положительное влияние исключения недействующих компаний из единого государственного реестра юридических лиц для налоговой системы

Сорокин Никита Александрович – студент институт частного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина

Аннотация: В статье рассматривается одна из ситуаций, с которой пришлось столкнуться законодателю в Российской Федерации в период активного становления демократической правовой системы и развития рыночных механизмов. Внедрение рыночных механизмов в экономику и развитие Российской Федерации как капиталистической страны опосредовалось большим количеством проблем, в частности, проблем правового характера, решение которых способствовало повышению эффективности деятельности органов государственной власти. Переизбыток сведений в Едином государственном реестре юридических лиц о недействующих компаниях являлся достаточно острой проблемой, затрудняющей эффективную деятельность Федеральной налоговой службы. В статье пойдет речь о том, каким образом данная проблема преодолевалась и какие положительные результаты были достигнуты.

Ключевые слова: рыночные механизмы, органы государственной власти, Единый государственный реестр юридических лиц, Федеральная налоговая служба.

Развивающийся гражданский оборот и нестабильность экономической ситуации в стране в начале 2000-х, с одной стороны, способствовали вовлечению в гражданские правоотношения все большее количество субъектов, с другой – порождали большое количество «фирм-однодневок» и подставных фирм. Также частым явлением стало прекращение деятельности добросовестных юридических лиц ввиду различных обстоятельств. Такая тенденция поставила под сомнения целесообразность ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) и, соответственно, его полезность для деятельности налоговых органов.

ЕГРЮЛ в Российской Федерации ведется с 1 июля 2002 года на основании Постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»). Его создание обусловлено необходимостью формирования единой базы данных об организациях, участвующих в гражданском обороте и подлежащих налогообложению. За несколько лет ведения ЕГРЮЛ в нем было зарегистрировано значительное количество юридических лиц и в целом это должно было упростить и работу налоговых органов, и деятельность самих организаций. Однако скопление данных в ЕГРЮЛ о юридических лицах, о которых было упомянуто вначале, породило необходимость создания упрощенного механизма ликвидации «мертвых» юридических лиц.

Такой механизм был создан путем внесения изменений в ГК РФ и специальный закон в сфере регистрации юридических лиц (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" от 02.07.2005 N 83-ФЗ). Законом был закреплен механизм исключения из ЕГРЮЛ прекратившего свою деятельность юридического лица по решению регистрирующего органа (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

С 2005 года данный механизм был усовершенствован и продемонстрировал свою эффективность на практике. В совокупности с иными методами исключения недействующих организаций из ЕГРЮЛ, механизм, предусмотренный ст. 64.2 Гражданского Кодекса РФ («Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ) и ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее ФЗ №129) оказал положительное влияние на гражданский оборот и непосредственно налоговую систему.

Во многом положительное влияние исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ заключается в упрощении и повышении эффективности работы налоговых органов. С.В. Сарбаш отмечает, что наличие в ЕГРЮЛ сведений о недействующих юридических лицах порождает негативные последствия, поскольку «соответствующие государственные органы вынуждены нерационально осуществлять контрольно-надзорные функции, отвлекая силы и средства на проверки деятельности организаций, которые они обязаны постоянно проводить в силу требований действующего законодательства» [4, c. 8]. Следовательно, возможность налоговых органов в административном ускоренном порядке прекратить недействующее юридическое лицо путем исключения сведений о нем позволяет «санировать» ЕГРЮЛ и сосредотачивать силы и средства налоговых органов там, где это действительно требуется.

Также положительное влияние на налоговую систему оказывает наличие гарантий защиты интересов юридических лиц при исключении сведений о них из ЕГРЮЛ, а также интересов иных субъектов гражданского оборота. В частности, для ускоренного исключения сведений об организации из ЕГРЮЛ предусмотрен закрытый перечень критериев (п. 1 ст. 21.1 ФЗ №129), при наличии которых налоговые органы инициируют данную процедуру. Это, во-первых, непредоставление отчетных документов о налогах и сборах в течение 12 месяцев и неосуществление операций хотя бы по одному из счетов организации. Помимо этого, решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ публикуется в специальном органе печати – «Вестнике государственной регистрации». Данные гарантии защищают организации от возможных злоупотреблений налоговых органов и обеспечивают большую безопасность сделок, поскольку путем информирования минимизируются риски совершения сделки с юридическим лицом, прекратившим свою деятельность. Как результат реализации гарантий – стабилизация гражданского оборота, позволяющая организациям развиваться и приносить большую прибыль, и систематизирование налоговой базы, благодаря чему налоговые органы обеспечивают контроль деятельности юридических лиц, что означает обеспечение стабильных налоговых отчислений и своевременное пресечение незаконной деятельности юридических лиц.

Говоря о положительном влиянии исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ для налоговой системы, следует упомянуть отсутствие необходимости уведомления третьих лиц – кредиторов, связанных с исключаемой из реестра организацией. Это во многом упрощает деятельность налоговых органов, поскольку они не задействуются в разбирательствах с кредиторами в отличие от процесса банкротства организации, в котором Федеральная налоговая служба выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим интересы Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства ((Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (вместе с «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»)) и Положением о ФНС (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»). Резюмируется, что юридическое лицо, долгое время не осуществляющее активные действия, утратило интерес для кредиторов или вовсе не имеет задолженностей. Однако отсутствие такой обязанности не исключает возможности кредиторов и иных лиц заявить о своей заинтересованности, тем самым реализовать право на защиту своих прав законных интересов. Такое законодательное регулирование, с одной стороны, облегчает работу налоговых органов, с другой – отсутствие уведомления кредитора может причинить ему убытки [4, c. 5].

Помимо отсутствия обязанности информирования кредиторов при исключении юридического лица из Реестра налоговые органы также не осуществляют «юридических действий по выявлению и оценке имущества, а также его продаже» [5, c. 51-55], что также оптимизирует деятельность ФНС. Указанные действия в настоящее время занимают большое количество ресурсов органов власти, поскольку организации не только могут обладать значительными имущественными и финансовыми активами, но тщательно скрывать их наличие путем использования различных укрывательских схем. Следовательно, налоговые органы частично освобождаются от необходимости выявления и оценки имущества организаций, исключаемых из ЕГРЮЛ.

Вышеперечисленное положительное влияние на деятельность налоговых органов в частности и на налоговую систему в целом также согласуется и с Налоговым кодексом РФ («Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ), закрепляющим в Основных началах законодательства о налогах и сборах (п. 6 ст. 3 Налогового Кодекса РФ), что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Описанное положительное влияние позволяет налоговой службе не только в упрощенном порядке исключать сведения о недействующих организациях из ЕГРЮЛ, но и успешно вести учет субъектов, подлежащих налогообложению.

Подводя итог сказанному, необходимо подытожить, что положительное влияние исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ для налоговой системы заключается в:

  • укреплении налоговой системы;
  • обеспечении безопасности гражданского оборота;
  • обеспечении достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • повышении эффективности деятельности ФНС РФ;
  • обеспечении стабильности налоговых поступлений в бюджет Российской федерации.

Исследуемый механизм долгое время является предметом дискуссий в научной среде, сохраняя при этом свою актуальность [2], [3]. Создано значительное количество работ по теме соотношения механизма исключения юридического лица из ЕГРЮЛ и ликвидации юридического лица при банкротстве, заключающих в себе ценность как для исследователей, так и для законодателя, поскольку при всех перечисленных положительных чертах данного механизма существует и большое количество проблем и противоречий относительно его применения [1]. Однако практика применения данного механизма свидетельствует о его востребованности, а время существования механизма – о его сохранении и применении в будущем.

Список литературы

  1. Габов А.В. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц: случаи использования, порядок и последствия // Правоприменение. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/isklyuchenie-yuridicheskogo-litsa-iz-edinogo-gosudarstvennogo-reestra-yuridicheskih-lits-sluchai-ispolzovaniya-poryadok-i (дата обращения: 01.03.2023).
  2. Пронин Я.В. Недостоверность сведений в егрюл: причины и последствия «опасной» записи // Science Time. 2020. №6 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nedostovernost-svedeniy-v-egryul-prichiny-i-posledstviya-opasnoy-zapisi (дата обращения: 09.03.2023).
  3. Шухарева А.В. Недействительность записи в ЕГРЮЛ: последствия недостоверности сведений реестра и меры защиты добросовестных субъектов // Юридические исследования. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nedeystvitelnost-zapisi-v-egryul-posledstviya-nedostovernosti-svedeniy-reestra-i-mery-zaschity-dobrosovestnyh-subektov (дата обращения: 09.03.2023).
  4. Сарбаш С.В. Исключение из реестра недействующих юридических лиц / С.В. Сарбаш // Хозяйство и право. – 2005. – № 11.
  5. Шишмарева Т.П. Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2015. – № 6.

Интересная статья? Поделись ей с другими: