УДК 343.3

Некоторые актуальные проблемы законодательного регулирования направления материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

Шестов Владислав Александрович – магистрант Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемы действующего уголовно-процессуального законодательства рамках направления материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования на территории иностранного государства. Затрагиваются вопросы участия и роли органов предварительного следствия в данном процессе. Анализируются действующие положения в законодательстве о передаче уголовного преследования (судопроизводства) иностранному государству. Приводится позиция относительно необходимости совершенствования уголовно-процессуального законодательства в данном направлении. Описываются выводы, полученные в результате изучения данных вопросов.

Ключевые слова: направление материалов уголовного дела, осуществление уголовного преследования, иностранное государство, международное сотрудничество, запрос об осуществлении уголовного преследования, иностранный гражданин, компетентные органы иностранного государства, постановление о направлении уголовного дела прокурору, передача уголовного преследования (судопроизводства).

В настоящее время институт международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства приобретает принципиально новое значение в контексте современных событий в мире, глобальной обстановки и дипломатического кризиса, вызванного накопившимися противоречиями между интересами ряда иностранных государств с интересами Российской Федерации. Вышеуказанные тенденции однозначно не способствуют укреплению сотрудничества некоторых иностранных государств с Российской Федерацией. Тем не менее, российскими компетентными органами, несмотря на указанные проблемы, проводится активная политика в сфере уголовного судопроизводства на международном уровне. Среди множества направлений осуществляется также деятельность по направлению материалов уголовных дел для осуществления уголовного преследования на территории того или иного иностранного государства.

В юридическом сообществе рассматриваемое направление международного сотрудничества принято понимать как «передача уголовного преследования (судопроизводства)» [9, с. 103].

Без сомнений, неразрешенными, требующими дополнительной правовой регламентации законодателя являются вопросы участия органов предварительного расследования в передаче уголовного преследования, судопроизводства в зарубежные компетентные органы той или иной страны.

Одним из таких вопросов, требующих внимания законодателя, является проблема целесообразности уведомления иностранного гражданина, совершившего преступление на территории России и впоследствии скрывшегося за рубежом, о принятых следователем процессуальных решениях. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством и приятой следственной практикой, при вынесении постановления следователем в порядке ст. 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) о направлении уголовного дела прокурору, следователь уведомляет об этом решении всех заинтересованных лиц, включая указанного иностранного гражданина, то есть подозреваемого или обвиняемого, и потерпевшего, а при наличии таковых – защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика. При этом, с момента поступления в отдел экстрадиции Прокуратуры РФ до непосредственного направления Генеральной прокуратурой РФ (далее – Генпрокуратура России) материалов за рубеж, может пройти довольно продолжительное время, поскольку в соответствии с п. 1.4.2.1. Указания Генпрокуратуры России от 16.01.2020 № 23/35 «О порядке организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам» (далее – Указание Генпрокуратуры России) по делу осуществляется проверка и составляется соответствующий запрос об осуществлении уголовного преследования [7]. Необходимо также учитывать затраты времени на проверку вещественных доказательств и пересылку самого дела за рубеж в адрес компетентного зарубежного органа.

При таких обстоятельствах складывается ситуация, когда иностранному гражданину, который скрывается за рубежом, становится известно о том, что в отношении его планируется уголовное преследование в государстве его нахождения, задолго до начала непосредственного уголовного преследования компетентными зарубежными органами. Данное предоставляет указанному иностранному гражданину массу возможностей вновь скрыться от уголовного преследования.

Из ст. 458 УПК РФ не следует прямой обязанности следователя по уведомлению указанного лица о принятом постановлении по ст. 458 УПК РФ. Тем не менее представляется, что поскольку к моменту направления уголовного дела прокурору уже известно местонахождение иностранного гражданина, то имеется конкретный адрес для уведомления и данный иностранный гражданин имеет статус подозреваемого как минимум.

Как отмечается в литературе, «… уголовно-процессуальное законодательство предусматривает производство ряда важных процессуальных действий без участия в них лиц по объективным причинам …» [11, с. 17]. Так, указанный иностранный гражданин приобретает все права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. Более того, как правило, у данного иностранного гражданина имеется статус обвиняемого ввиду того, что к моменту направления материалов дела прокурору, ему зачастую предъявляется обвинение в совершении преступления заочно. Не исключается и то, что данному иностранному гражданину избирается мера пресечения заочно, в том числе в виде заключения под стражу на определенный срок с момента его экстрадиции на территорию России или его задержания на территории России.

Таким образом, указанный иностранный гражданин, имеющий статус подозреваемого или обвиняемого, на основании ч. 4 ст. 46 УПК РФ, ч. 4 ст. 47 УПК РФ – вправе знать в чем он подозревается или обвиняется, получить копию о привлечении его в качестве обвиняемого, приносить жалобы на решения следователя, ч. 8 ст. 108 УПК РФ – получить постановление судьи об избрании меры пресечения. И это не полный перечень прав, благодаря которым лицо, регулярно информируется о проведенных в отношении его процессуальных действиях.

Вместе с этим, имеется императивное правило, согласно которому запрос об осуществлении уголовного преследования содержит сведения об уведомлении участников уголовного судопроизводства о вышеупомянутом решении следователя и разъяснении порядка его обжалования, что следует из пп. 7 п. 1.4.3. Указания Генпрокуратуры России [7]. Данное правило ставит следователя в ситуацию, при которой ему необходимо уведомить всех участников уголовного процесса, в том числе подозреваемого или обвиняемого. В противном случае прокурорскому работнику не представится возможным указать запросе наиболее полно сведения об уведомлении участников уголовного процесса.

Стоит отметить, что данный вопрос не нашел своего разрешения в многосторонних международных договорах, в числе которых Европейская конвенция 1972 г. о передаче судопроизводства по уголовным делам, Европейская конвенция 1957 г. о выдаче, Минская Конвенция 1993 г., и двусторонних международных договорах о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, например, в Договоре между Россией и Республикой Молдова 1993 г., Договоре между Россией и Республикой Польша 1996 г. и ряде других аналогичных договорах [1, 2, 3, 4, 5].

В связи с изложенным, остается неразрешенным вопрос о необходимости и целесообразности уведомления указанного иностранного гражданина о принятом процессуальном решении следователя, будет ли отсутствие уведомления последнего являться нарушением прав подозреваемого (обвиняемого), не повлечет ли это отмену процессуального решения следователя в случае обжалования, а в случае уведомления указанного иностранного гражданина, – не приведет ли это к тому, что он скроется от зарубежных компетентных органов, не приведет ли это к ухудшению сотрудничества с тем или иным государством. Данные вопросы остаются открытыми.

Между тем, на несовершенство законодательного регулирования передачи за рубеж уголовного преследования указывает С.И. Антимонова, резюмируя, что данный институт «… находится в стадии формирования и требует дополнительной проработки на законодательном уровне …» [8, с. 188]. По мнению К.К. Клевцова, в основе некоторых ошибок следователей при передаче уголовного преследования, «… лежит законодательная недоработка положений УПК РФ, а также отсутствие детализирующих норм, содержащихся в ведомственных нормативно-правовых актах …» [10, с. 32].

На наш взгляд, разрешить проблему правовой неопределенности в целесообразности уведомления вышеупомянутого иностранного гражданина, скрывшегося за рубежом, о принятом решении направить уголовное дело прокурору в соответствии со ст. 458 УПК РФ, возможно только посредством детальной правовой регламентации в уголовно-процессуальном законе порядка уведомления такого лица о принятом решении либо прямого указания в законе на запрет такого уведомления. Представляется, что решение данной проблемы способствовало бы эффективному принятию решения в порядке ст. 458 УПК РФ следователем на практике, реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности и наказания, а также укреплению международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. 

Список литературы

  1. Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам ETS № 073 от 15.05.1972 // СЗ РФ. – 2013. – № 8. – ст. 724.
  2. Европейская конвенция о выдаче ETS № 024 от 13.12.1957 // СЗ РФ. – 2000. – № 23. – ст. 2348.
  3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (с изм. на 28.03.1997) от 22.01.1993 // СЗ РФ. – 1995. – № 17.
  4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.1996 // СЗ РФ. – 2002. – № 7.
  5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25.02.1993 // СЗ РФ. – 1995. – № 20.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Рос. газ. – 2001. – 22 декабря.
  7. О порядке организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам: указание Генпрокуратуры России от 16.01.2020 № 23/35 // Законность. – 2020. – № 2.
  8. Антимонова С.И. О некоторых проблемах направления материалов уголовного дела в иностранное государство // Уголовное судопроизводство: современное состояние и стратегия развития : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / под ред. О.В. Химичевой. – М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2022. – С. 186-189.
  9. Волеводз А.Г. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: понятие, признаки, источники и основные формы // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. № 4. С. 99-117.
  10. Клевцов К.К. Следственные ошибки, допускаемые при направлении уголовного дела в иностранное государство: патогенез и курс лечения // Российский следователь. 2019. № 3. С. 29-32.
  11. Михайлова О.Г. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования в иностранном государстве (сравнительно-правовой анализ законодательства России и Киргизской Республики): учеб. пособие / О.Г. Михайлова, Ж.Т. Айдарбеков – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2022. – С. 17.

Интересная статья? Поделись ей с другими: