УДК 37

Роль метода проектов в обучении иностранному языку на старшей ступени обучения в школе

Шабашева Елена Николаевна – почетный работник сферы образования Российской Федерации, учитель английского языка Гимназия №85 г. Барнаул.

Аннотация: Обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение. Значит, объектом обучения ИЯ во всех типах школ является иноязычная речевая деятельность. Предметом же речевой деятельности является мысль. Для того чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Отсюда следует, что необходимо организовать обучение так, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этой мысли. Такую дидактическую задачу и решает проектное обучение. Основная идея данного метода состоит в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами.

Ключевые слова: проектная методика, технология, деятельность, формы мышления, обучение иностранным языкам, самостоятельная работа, воображение, память, внимание, сотрудничество, активная мыслительная деятельность, коммуникативная компетенция.

В связи с изменением целеполагания в средней школе, акцентированием на речемыслительном развитии личности школьника, выходят на первый план новые подходы - личностно-ориентированный, личностно-деятельностный и коммуникативный - на основе которых происходит внедрение новых методов и технологий обучения. Прочное место среди них сегодня занимает проектная методика как эффективное средство реализации новых целей обучения иностранному языку.

Как известно, обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение практическому владению ИЯ. Значит, объектом обучения ИЯ во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность [1, с. 60]. Предметом же речевой деятельности является мысль. Следовательно, для того чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Отсюда следует, что необходимо организовать обучение так, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этой мысли. Такую дидактическую задачу и решает проектное обучение. Основная идея данного метода состоит в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами.

Использование проектной методики на уроке ИЯ предполагает создание языковой среды и условий для формирования потребности в использовании ИЯ как средства реального общения. В ходе выполнения проекта ИЯ является средством добывания новой информации.

С другой стороны, по словам Н.Ф. Коряковцевой [3 ,с. 127], в процессе создания проекта происходит освоение изучаемого ИЯ в различных аспектах его использования, в различных видах речевой деятельности. Значит, проектная методика не только дает возможность использовать ИЯ на уровне реальной коммуникации при обсуждении хода работы над проектом или полученных результатов, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка – грамматику, фонетику, лексику. В ходе работы учащихся над проектом происходит формирование как языковых, так и страноведческих знаний. Таким образом, метод проектов, несомненно, преследует образовательную цель ИЯ.

Подтверждением тому является мнение Е.С. Полат [5, с.10], согласно которому в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в ней, обрабатывать ее. Проектная методика способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса. В заключение ко всему, в ходе выполнения проекта ученик овладевает межпредметными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что является актуальным для старшей ступени обучения.

В ходе выполнения проекта школьники учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как, например, взаимопонимание, эмпатия, желание сопереживать. Совместная работа в группе и с учителем также способствует развитию партнерских отношений, умению работать в группе, стимулирует рефлексию. К тому же, работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: креативности, открытости к новым идеям, активности, автономии в учебной деятельности. Данные качества, как известно, становятся наиболее востребованными чертами сегодняшнего поколения, что еще раз подчеркивает перспективность метода проектов как эффективной педагогической технологии.

Согласно В.В. Копыловой [2, с. 54], работа над проектом отвечает современным требованиям реализации воспитательного процесса. По мнению данного автора, можно выделить следующие преимущества проектной методики в плане воспитательного развития учащихся:

  • становление индивидуализации школьника (чему способствует самостоятельность, автономность в выполнении проекта);
  • становление социализации (осуществляется в ходе группового взаимодействия учащихся и означает вхождение ребенка в социум);
  • развитие культурной идентификации (обретение ребенком чувства принадлежности к определенной культуре, усвоение ее ценностей);
  • духовно-нравственное развитие личности (выполнение проектной методики способствует овладению общечеловеческими нормами нравственности).

Наконец, посредством проектной методики оказывается развивающее воздействие на личность обучаемого, на его способности. В первую очередь, в данной технологии обучения смещены акценты с механического восприятия учебного материала на развитие мышления учащегося. Заметим, что при выполнении проектной работы у учащихся активизируются и другие психические процессы: воображение, память, внимание. У учащихся также развиваются исследовательская активность и навыки самостоятельной работы. В процессе этой деятельности ученик развивает не только свои интеллектуальные умения, но и такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие. Кроме того, самостоятельность при выполнении проекта способствует развитию эмоциональной сферы ученика, его способностей, склонностей, интересов.

Таким образом, все это, несомненно, способствует росту мотивации к изучению языка, а, следовательно, содействует достижению целей обучения, намеченных современной образовательной программой.

В итоге мы имеем возможность говорить о правомерности использования проектной методики в обучении ИЯ. Подтверждением этому является реализация данной технологией всех целей обучения ИЯ, а именно:

  • практической (коммуникативной);
  • воспитательной;
  • образовательной;
  • развивающей.

Исходя их опыта работы по данному методу в старших классах,можно сделать следующее заключение.

  1. Частота использования проектной методики учителями средних школ довольно высока..
  2. В основном, используются проекты, предложенные в учебниках, но в ряде случаев разрабатываются собственные темы проектов.
  3. В учебниках имеются проектные задания. Значит, данный метод все более внедряется в обучение ИЯ и используется практически во всех современных УМК.
  4. Недостаточно удовлетворены тем, как прописана технология работы над проектом в учебниках и книгах для учителя. Отсюда можно сделать вывод, что данная технология требует доработок, совершенствования в организации.
  5. В большинстве своем делаем акцент на креативности учащихся и, соответственно, предлагаем им из видов проектов преимущественно творческие. Тем не менее, пользуются популярностью ролево-игровые проекты и исследовательские .
  6. Реализация метода проектов способствует прежде всего прежде всего развитию таких сторон личности как, креативность, речевые умения, самостоятельность, коммуникативность и умение работать в группе. В большинстве своем, реализация метода проектов в большей степени способствует развитию абстрактно-логического мышления, наглядно-образного мышления, предметно-действенного мышления.
  7. Учащиеся чаще всего используют следующие формы мышления: суждение и умозаключение . Таким образом, можно утверждать, что при работе над проектами учащиеся чаще всего выводят новое суждение (умозаключение), либо выявляют связи и отношения между предметами и явлениями (суждение). При этом в меньшей степени отражаются свойства предметов и явлений (понятие).
  8. Практически все операции мышления оказываются задействованы учащимися при выполнении проекта. Замечено, чаще всего учащиеся используют следующие операции: обобщение, анализ и синтез, конкретизация. В наименьшей степени используются сравнение и абстракция. Значит, проект способствует прежде всего развитию таких сложных мыслительных операций как обобщение и конкретизация, а также анализа и синтеза.
  9. С уверенностью можно говорить о положительном отношении к данному методу и подчеркнуть эффективность его реализации на уроках. Метод проектов повышает мотивацию к изучению ИЯ, способствует раскрытию креативности учащихся, развитию их речевых умений. Он также, предоставляет возможность для учащихся проявить свои исследовательские и творческие способности. Однако данная технология работает лишь при четкой и грамотной организации со стороны учителя, что не всегда удается по причине недостаточности информации по данному виду деятельности. Также, возникает еще одна трудность – оценивание каждого учащегося в условиях группового взаимодействия. В связи с этим необходима квалифицированная подготовки учителей по организации данной работы. Кроме прочего, недостаточность часов для применения данной методики в школьных условиях.

Итак, с одной стороны, проектная методика – это технология, требующая хорошей подготовки учителя, а с другой, использование данного вида деятельности доказывает необходимость использования данного метода на уроках иностранного языка.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования проектной методики в процессе обучения ИЯ на основании реализации в полной мере целей данного предмета, и подчеркнуть эффективность проектной методики для развития мотивации у учащихся, для поддержания у них интереса к изучению иностранных языков.

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.
    Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2004. - 192с
  2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 2004. – 96 с.
  3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей –Москва:АРКТИ,2012.
  4. Зимняя И.А., Сахарова Т.В. Проектная методика обучения английскому языку//Иностр. языки в школе. - 1991. - №3. - С.9-15.
  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностр. языки в школе. - 2000. - №2. - С.3-10; №3. - С.3-9.
  6. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка//Иностр. языки в школе. - 2002. - №3. - С.41-45.
  7. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку//Иностр. языки в школе. – 2002. - №3. – С.46-48.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения
    квалификации пед. кадров / Полат Е.C., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С.-М.: Издательский центр «Академия»,2002.-272с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: