УДК 373.24

Региональные тематические дидактические игры по развитию речи старших дошкольников

Авдеева Марина Николаевна – старший воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны, г. Сочи.

Чуприна Римма Левоновна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны, г. Сочи.

Сарьян Виктория Геворговна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны, г. Сочи.

Казарян Кристина Аваковна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны, г. Сочи.

Кочконян Мельсида Епремовна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны, г. Сочи.

Аннотация: Статья описывает основные дидактические игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «Наш город Сочи». Для каждой из семи дидактических игр предложены цели, дидактический материал и ход игры, отражающей региональные особенности города Сочи: символы, географическое расположение, природные явления, морские обитатели, исторические события, схема ближайшего микрорайона и мифы города. Описанные игры могут быть применимы студентами, педагогами и методистами в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: детский сад, старшие дошкольники, обучение, речь, дидактическая игра, город Сочи.

Игровая деятельность как ведущая занимает важное место в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку соответствует детской природе и естественно выражает его активность [4]. Использование дидактических игр для развития речи старших дошкольников не только представляется занимательным процессом, но и «оптимизирует коррекционное воздействие» [2, с. 49], тем самым выступая средством обучения, воспитания и развития. Предъявляемое в рамках тематической дидактической игры задание несет речевой, познавательный и воспитательный компоненты [3]. Указанные компоненты содержания позволяют развивать речь старших дошкольников, пополняя и активизируя словарный запас; целенаправленно получать новые знания об изучаемой теме, впоследствии обобщая и закрепляя их; расширять имеющиеся тематические представления об окружающем мире, высказывая свои суждения и делая умозаключения; приобретать умения и навыки, учась играть согласно намеченному педагогом плану игровых действий.

В контексте тематических дидактических игр, применяемых на региональном уровне, можно предложить задания о родном городе. Таковыми могут выступать дидактические игры по развитию речи старших дошкольников по теме «Наш город Сочи». Цель статьи – описать основные дидактические игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «Наш город Сочи».

В качестве основных задач по применению региональных тематических дидактических игр в образовательном процессе можно назвать следующие:

  • пополнение и активизация словарного запаса старших дошкольников по теме «Наш город Сочи»;
  • формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста, в том числе умений грамотно строить различные типы предложений и использовать речевые обороты;
  • развитие звуковой культуры речи старших дошкольников, в особенности умений владения интонацией;
  • развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобретения знаний о родном городе.

Реализация указанных задач возможна в ходе проведения дидактических игр, когда старшие дошкольники знакомятся с их содержанием на основе предъявляемого дидактического материала; им объясняется ход и необходимость четкого соблюдения правил игры, показываются игровые действия; педагог определяет свою роль в игре и подводит итоги игры, делая вывод как об ее эффективности, так и о возможности ее использования в самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Далее описаны цели, дидактический материал и ход семи тематических дидактических игр, которые отражают региональные особенности города Сочи. Среди них можно назвать следующие: символы, географическое расположение, природные явления, морские обитатели, исторические события, схема ближайшего микрорайона и мифы города.

Дидактическая игра № 1 «Собери символы города Сочи» нацелена на закрепление знаний старших дошкольников о символах города, их обучение составлять описательные рассказы, формирование уважительного отношения к государственным символам и гражданско-патриотических чувств, а также воспитание любви к родному городу, Краснодарскому краю, родине. В качестве дидактического материала отобраны изображения герба и флага, разделенных на несколько частей символов города Сочи.

Предложенные игровые действия начинаются с совместного рассмотрения символов города Сочи, после которого педагог кладет на стол перед детьми старшего дошкольного возраста отдельные части изображения символов. Он предлагает им внимательно их рассмотреть и собрать цельные изображения символов города из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают отдельную часть на цельное изображение, выступающее образцом. Затем происходит усложнение задания: педагог убирает цельное изображение и предлагает детям самостоятельно сложить символы города Сочи без опоры на образец. При этом педагог подходит к каждому ребенку и проверяет правильность сбора цельного изображения, а также просит его составить описательный рассказ о получившемся символе города. Другой вариант предъявления игры заключается в ее соревновательном характере: кто быстрее соберет цельное изображение символа города Сочи и расскажет о нем. Дидактическая игра завершается похвалой старших дошкольников.

Целью дидактической игры № 2 «Я путешественник» становится закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о городе Сочи, его географическом расположении (включая окружающие город Кавказские горы и Черное море); обучение пользоваться картой города: внимательно рассматривать ее, находя и узнавая на ней знакомые места; обучение отвечать на вопросы полными предложениями и составлять последовательный рассказ. Для проведения дидактической игры потребуется игровое поле с изображениями проезжей части, улиц, парков и скверов, театров и музеев города Сочи; кубик и фишки по количеству задействованных старших дошкольников.

К ходу дидактической игры отнесены некоторые игровые действия. Дети путешествуют по маршруту: железнодорожный вокзал – парк «Ривьера» – морской порт – концертный зал «Фестивальный» – музей искусств – цирк – парк «Дендрарий» – санатории – аэропорт – Красная поляна. Они бросают кубик и продвигаются вперед, устанавливая свою фишку на карте, и называют знакомые им места города Сочи. Если дети затрудняются, педагог им помогает.

Использование дидактической игры № 3 «Так бывает или нет?» предполагает реализацию следующих целей: закрепить знания старших дошкольников о природных явлениях, характерных для города Сочи (смерч, оползень, туман, ливень) и причины их возникновения; сформировать умения описывать происходящее в природе; познакомить их с народными приметами; обучить устанавливать причинно-следственные связи; развить логическое мышление и воображение. Изображения природных явлений и карточки с рассказами о них с ошибками выступают дидактическим материалом.

Для хода данной игры характерны следующие игровые действия. Во-первых, педагог и дети старшего дошкольного возраста вместе рассматривают изображения с природными явлениями. Во-вторых, дети отвечают на предложенные педагогом вопросы (в скобках указаны правильные варианты ответа): 1. А может смерч сформироваться на море и выйти на берег? (да) 2. Может ли оползень возникнуть на дне моря? (да) 3. Туман – это скопление мелких водяных капель или скопление мелких камней? (скопление мелких водяных капель) 4. Как называется сильный дождь? (ливень). В-третьих, педагог зачитывает детям народные приметы о погоде и предлагает им вместе их обсудить: Если ветер при ясной погоде изменил направление – к перемене погоды и осадкам. Ярко-красное солнце на закате – к ветреной погоде. Сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде. Облака быстро идут – к ветру. Если дождь начинается крупными каплями, он скоро перестанет [1].

Дидактическая игра № 4 «Юный экскурсовод» описывает необходимость закрепления знаний старших дошкольников об обитателях Черного моря; формирования умений классифицировать рыб, моллюсков и млекопитающих как морских обитателей; развития артикуляционного аппарата в ходе звукоподражания; развития связной речи; воспитания бережного отношения к морским обитателям. С этой целью используются дидактические материалы, представленные в мини-музее «Черное море».

Данная игра проводится в мини-музее «Черное море», который посещают педагог и старшие дошкольники. В роли ведущего выступает ребенок, который проводит экскурсию и рассказывает об обитателях Черного моря: венозной рапане, морском гребешке, раке-отшельнике, морском ерше, морском петухе, дельфине-афалине, водорослях (зеленых, бурых и красных). В конце игры дети раскладывают только обитателей Черного моря.

«Лента времени Сочи» – название дидактической игры № 5, цель которой – познакомить старших дошкольников с основными событиями в истории города Сочи и историческими особенностями его развития; закрепить представления детей об истории города; научить правильно формулировать ответ на вопросы в соответствии с возрастными особенностями; обучить правильному составлению рассказа по серии сюжетных картин, устанавливая последовательность событий; составлять диалоги и применять их в связной речи. К используемому дидактическому материалу отнесены фотографии и открытки с изображениями старого и нового города Сочи.

В ходе игры старшие дошкольники рассматривают изображения с историческими событиями, произошедшими в городе Сочи: «Болота», «Деревья-эвкалипты», «Оборонительная стена Форд», «Сочи – город-госпиталь», «Здравница», «Олимпийская столица», «Горнолыжный курорт». Вместе с педагогом дети составляют ленту времени: с чего начались исторические события, как продолжались и пр.

Дорога в детский сад, рассматриваемая в содержании дидактической игры № 6, является отправной точкой для закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о микрорайоне Бытха города Сочи; обучения детей называть улицы, расположенные в микрорайоне Бытха, предварительно объяснив причины появлений названий; формирования навыков образовывать прилагательные от существительных. С этой целью применимы карта-схема микрорайона Бытха, в котором расположен детский сад; красные (сигнальные) и зеленые кружки; магнитная доска и магниты для крепления карты-схемы и кружков.

В процессе проведения дидактической игры педагог (а в дальнейшем и сами старшие дошкольники) обозначает объекты, находящиеся в микрорайоне Бытха, и просит детей рассказать, как они идут в детский сад: по какой улице, мимо каких зданий. Педагог просит вспомнить домашний адрес и рассказать, почему улица имеет данное название.

Дидактическая игра № 7 «Волшебная шкатулка легенд» направлена на вызов интереса старших дошкольников к легендам и мифам города Сочи, обучение их составлять рассказ по картинкам, формирование умений оценивать собственные поступки и поступки других людей с нравственной точки зрения. Шкатулка и изображения города Сочи – примеры используемых дидактических материалов.

Проводя данную игру, педагог предлагает шкатулку, из которой каждая команда, состоящая из старших дошкольников, берет одну карточку и рассказывает легенду с опорой на изображение на карточке. Среди описываемых легенд предлагается легенда о Мацесте, предание о Мамеде, о красавице Годлик, легенды о Прометее, Казбек. Выигрывает та команда, которая расскажет больше легенд и даст более полные ответы.

Целесообразно применять в образовательном процессе все описываемые региональные тематические дидактические игры, поскольку в совокупности они способствуют формированию целостного представления о городе Сочи у детей старшего школьного возраста. Использование различных форм работы вызывает интерес у них к изучаемой теме и соответственно способствует лучшему развитию их речи в ходе проведения дидактических игр.

Описываемые в статье дидактические игры могут применяться студентами в ходе педагогической практики в дошкольных образовательных организациях, начинающими и опытными педагогами для обеспечения качества образовательного процесса, а также методистами для подготовки учебно-методических материалов для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Предсказание погоды по народным приметам. Пословицы и поговорки // Учебно-методический кабинет : сайт. URL: https://ped-kopilka.ru/kalendar/predskazanie-pogody-po-narodnym-primetam-poslovicy-i-pogovorki.html (дата обращения: 06.04.2023).
  2. Сибгатова В. Д. Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников: советы из практики работы для начинающих педагогов дошкольного образования // Наука и образование сегодня. 2019. № 8 (43). С. 49–50.
  3. Федчун И. В., Яшкина О. Н., Багинская Н. Л. Дидактическая игра как способ развития речи и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО // Современная образовательная среда: теория и практика: сб. мат-лов VI междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс., 2019. С. 219–224.
  4. Хохлова К. С. Роль дидактических игр в развитии речи дошкольника // Аллея науки. 2021. № 10 (61). С. 817–819.

Интересная статья? Поделись ей с другими: