УДК 376

Нарушение произношения согласных у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Зубарева Софья Андреевна – студентка бакалавриата Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрено наиболее частое нарушение произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Намечены направления работы над нормализацией фонематических процессов и звукопроизношения таких детей. Рассмотрены некоторые методики развития фонематической и звуковой стороны речи.

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, коррекция нарушений речи, сонорные согласные, методики коррекции, автоматизация звуков.

Проблема нарушений речи всегда волновала многих людей и ученых. Актуальна она и в наше время. Век технологий наложил отпечаток на развитие речи детей. Тот факт, что теперь почти каждый ребенок с самых ранних лет знаком с телефоном неблагоприятно влияет на развитие речевых процессов. Отсутствие примера правильной артикуляции звуков и мотивации к речевой активности, небольшой запас знаний о неречевых звуках – все это, а также многие другие факторы, приводит к нарушениям речи ребенка.

Одним из наиболее частых нарушений речи детей в наше время является фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Оно проявляется не только в нарушении звукопроизношения, но прежде всего в нарушении фонематического слуха. Чтобы лучше понять природу данного нарушения рассмотрим определение данного нарушения. Волкова пишет о нем так: «Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» [4]. То есть ребенок не дифференцирует на слух звуки речи и сам допускает замены звуков и их смешения.

В старшем дошкольном возрасте фонетико-фонематическое недоразвитие речи чаще всего сопровождается нарушениями произношения сонорных звуков. Такая закономерность объясняется тем, что эта группа звуков является самой поздней в онтогенезе развития речи ребенка. Это в свою очередь объясняется тем, что звуки [Р], [Л] и их мягкие варианты требуют особой подготовленности и зрелости артикуляционного аппарата, так как артикуляционные позы для сонорных звуков достаточно сложны.

Нарушения произношения сонорных звуков не являются однородными и проявляются у разных детей по-разному. Эти дефекты звукопроизношения условно можно разделить на несколько видов:

  • отсутствие звука;
  • замена звука на другой, более простой по артикуляции;
  • искаженное произнесение звука [4].

Для того чтобы проверить данное утверждение, был проведен диагностический эксперимент с целью выявления детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и их нарушений звукопроизношения. Эксперимент проводился в частном образовательном учреждении, было продиагностировано 18 детей старшего дошкольного возраста. Использовалась методика обследования детей 5 – 6 лет с использованием ИКТ. Эта экспресс методика позволяет быстро и точно обследовать звуковую и смысловую сторону речи. Пробы включают в себя серии заданий на обследование артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова, словообразование, грамматический строй, словарный запас и связную речь. Такая методика позволяет создать игровую ситуацию, которая позволяет надолго удерживать внимание и интерес ребенка.

Проведение диагностики дало следующие результаты – из 18-ти испытуемых у 9 детей было выявлено фонетико-фонематическое нарушение речи. Обследование состояния звукопроизношения показало, что у всех детей этой группы нарушено произношение сонорных звуков [Р], [Л] и их мягких вариантов. Из 9 испытуемых только у четырех нет нарушения произношения звука [Л], у остальных сочетаются нарушения обоих звуков. В видах нарушения звукопроизношения тоже можно заметить определенную закономерность: отсутствие звуков наблюдалось у пяти детей, замена звука на другой, более простой по артикуляции – у одного ребенка и искаженное произнесение звуков (ротацизм) – у трех детей.

Коррекцию нарушений речи этих детей нужно осуществлять по двум направлениям:

  1. коррекция фонематической стороны речи;
  2. коррекция звукопроизношения.

Эти направления должны идти параллельно, в неразрывной связи друг с другом, так как без коррекции фонематической стороны речи не произойдет эффективной коррекции нарушений звукопроизношения.

Традиционными методиками по развитию фонематической стороны речи являются:

  1. Методики Н.В. Нищевой – представляют собой блокноты и рабочие тетради для развития фонематических процессов. В них «представлены материалы для развития у дошкольников фонематического слуха, умения слышать в речевом потоке и выделять из него отдельные звуки» [5].
  2. Пособие Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение».

Это пособие создано для воспитателей и логопедов дошкольных групп. Оно содержит «характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» [8].

  1. Методика Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника».

Пособие предназначено для «преодоления общего недоразвития речи у дошкольников», но содержит в себе прекрасные примеры упражнений на развитие фонематического восприятия детей [7].

Так же, на данный момент, существует множество других методик по развитию фонематической стороны речи, которые можно применять в работе с детьми.

Приемы коррекции сонорных звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – общепринятые в логопедии. Начинать работу следует с подготовки артикуляционного аппарата и постановки отсутствующих звуков. После постановки звуков следуют традиционные этапы автоматизации, а затем, при надобности, дифференциации поставленных звуков.

Существует множество методик автоматизации и дифференциации сонорных звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’]. К ним относятся:

  1. Альбомы автоматизации звуков Л. А. Комаровой.

В них предлагается система упражнений по автоматизации звуков. Материал представлен в игровой форме, которая интересна и доступна для дошкольников [2]. Преимущество этой методики состоит в том, что альбомы разработаны автором для каждого звука отдельно. Так же игровые задания в нем представлены с весьма подробной и легкой инструкцией, что дает возможность давать их ребенку в качестве домашнего задания.

  1. О. В. Громова «Говорю правильно Р–Р'».

Дидактический материал подобран так, чтобы одновременно с автоматизацией звуков, проводилась работа по развитию речи и уточнению представлений о мире [1].

  1. Методика И. Л. Лебедевой.

Содержит занимательные игры и логопедические фокусы. Так же методика включает в себя задания по развитию навыков звукобуквенного анализа и связной речи [3].

  1. Тетрадь Е. В. Новиковой.

Специфика этой методики состоит в том, что она создана с учетом интересов старших дошкольников и включает в себя письменные задания, для профилактики нарушений письма [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в наше время достаточно много детей имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи, а они, в свою очередь, чаще всего имеют дефекты звукопроизношения в качестве нарушения сонорных звуков [Р], [Л]. С такими детьми очень важно вести одновременную работу над развитием фонематических процессов и звукопроизношения.

Список литературы

  1. Громова О. Е. Говорю правильно Р–Р'. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с
  2. Комарова Л. А Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 32 с.
  3. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.: Вентана-граф, 2008.32 с.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
  5. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Выпуск 4. Секреты развития фонематического слуха (с 4 до 7 лет). СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. 48 с.
  6. Новикова Е. В. Автоматизируем произношение [р] и [р’]. М.: ТЦ Сфера, 2007. 32 с.
  7. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 32 с.
  8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: «Издательство Гном и Д», 2000. 80 с

Интересная статья? Поделись ей с другими: