УДК 376.37

Развитие процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ефимова Карина Алексеевна – студент Смоленского государственного университета.

Иванова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрываются особенности словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи в совокупности с рассмотрением механизмов нарушения словообразования.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, навыки словообразования, языковая способность, коррекционная работа.

У каждого человека есть определенная способность к овладению языком, ее еще называют языковой способностью. Выдвигаются разные точки зрения на то, является данная способность врожденной, генетической или приобретенной.

Помимо множества других функций навыки словообразования влияют на то, как развивается речь человека в целом.

Вопросы о формировании навыков образования слов у детей-дошкольников с ОНР рассматривали разные авторы. Так, взгляд на эту проблему можно найти в работах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Н.С. Жуковой, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховской и многих других.[7]

При ОНР снижается способность различать физические параметры языковых элементов, а также значения, заключенные в лексических и грамматических языковых единицах. Это накладывает ограничения и на комбинирование языковых элементов. Дети не могут использовать высказывания с помощью конструктивных единиц языка [5].

В диссертации В. В. Ахмедзянова говориться, что у многих ученые есть мысль о появлении словообразовательной способности у детей в ходе их развития. Эта способность возникает, когда ребенок общается со взрослыми, ведет познавательную и предметную деятельность. Это позволяет сделать вывод взаимосвязи развития словообразования с познавательными процессами. [1]

Исследователи в лице Т. В. Тумановой, Ю. Р. Гущиной, Т. Б. Филичевой и других ученых, которые занимались изучением словообразовательных процессов у детей с ОНР, замечали, что из-за несформированности навыков словообразования словарный запас таких детей скудный, а формирование грамматической стороны речи затруднено. Если речевой материал сложно анализировать из-за его слитного проговаривания, тормозится процесс овладения семантикой. Из-за этого и оказывается недоразвита лексика, снижается понимание значений языковых единиц. [3]

При ОНР детям сложно воспринимать и употреблять производные слова всех частей речи.

Многие исследовали занимались и занимаются изучением ОНР вследствие широкого распространения этой речевой патологии и его негативного влияния на овладение детьми письменной и устной речью. Информацию об ОНР и преодолении данного нарушения можно найти у таких ученых, как Н.С. Жукова, С.Н. Шаховская, Р.Е. Левина, Р.И Лалаева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и т. д.

Р.Е. Левина проводила у детей с ОНР полууровневый анализ состояния речевых функций. Она отмечала, что испытуемые с 1-м и 2-м уровнем речевого развития вообще не прибегают к навыкам словообразования. Дошкольники с 3-м уровнем развития речи не знают, не точно знают или неправильно употребляют ряд слов, не могут изменить их и образовывать от них новые лексемы. Вследствие этого возникают множественные замены слов как по звуковому сходству, и по смыслу. Г.В. Чиркина, а также Т.Б. Филичева, указывают, что дети с 3-м уровнем развития речи не всегда способны образовать даже ряд существительных с часто употребляемыми уменьшительно-ласкательными суффиксами («кошка» – «кошечка», «ложка» – «ложечка» и т.д.). [7].

К специфике образования дошкольниками с ОНР имен существительных относятся:

  • внимание преимущественно к значению корня слова, которое приводит к ошибкам в назывании предметов (к примеру, к словам «ключ», «ключник», «ключик» ребенок подбирает одну и ту же карточку, на которой изображен ключ);
  • проблемы с выбором запомненного аффикса для образования слова по определенной модели. Ребенок просто перебирает возможные варианты морфем, к примеру, отвечает на вопрос: «Как называется профессия человека, который чинит сапоги?», ребенок дает ответ: «сапожок, нет, сапоговник… а может, сапожник?»;
  • непонимание разницы в значении слов, в которых содержатся многозначные аффиксы (к примеру, для карточки с изображением цветов ребенок признает одинаково правильными такие варианты, как «цветик», «цветник» «цветочница»);
  • использование аграмматичных высказываний по ситуации вместо образования новых слов (к примеру, вместо слова «садовник» ребенок говорит «дядечка, который поливает цветы и стрижет деревья»).

У большинства детей есть навыки использования прилагательных для выполнения некоторых заданий (например, подбора подобных или противоположных по смыслу слов, объяснение значения прилагательного в заданном контексте, использование перечисленных прилагательных в пересказе текста). Некоторые употребляют лишь те прилагательные, которые часто встречают в своей повседневной жизни. Есть случаи, когда дети не умеют правильно и адекватно использовать оценочные прилагательные («хороший» – «плохой», «большой» – «маленький») или прилагательные в целом.

Словарь употребляемых глаголов детей с ОНР включает преимущественно слова со значением повседневных действий.

Дети с речевыми проблемами испытывают большие трудности, когда нужно использовать в речи приставочные глаголы. Например, вместо «заходит» они могут сказать «идет», вместо «свесился» – «висит», вместо «зашивает» – «шьет»). Это особенно заметно в различных формах монолога, когда ребенок строит рассказ по картинке, пересказывает текст. [5].

У Т.В. Тумановой [6] можно найти информацию о следующих проблемах, которые возникают у дошкольников с ОНР при самостоятельных попытках образовать производные формы слов:

  • нежелание выполнять задания в области словообразования, которое может проявляться как полным отказом работать, так и неправильной заменой адекватного варианта производного слова готовой лексемой;
  • использование вместо производных форм слов развернутых контекстуальных высказываний;
  • нарушение интегрированных операций словообразования при попытке образовать производные слова.

 У детей с ОНР ошибки в словообразовании проявляются в том, что в процессе образования слов они дети не понимают грамматического и смыслового критерия, по которому можно сопоставить исходное и производное слова, даже если педагог дал в образец-пример. Ошибки такого плана встречаются, когда ребенок образует разные слова: притяжательные прилагательные («волковая лапа»), имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами («котенки», «столичек»). Сформированность функции образования слов у таких детей находится на еще более низком уровне, чем сформированность функции словоизменения («деревой стул», «столовочная ложка») [6].

В исследовании словообразовательной функции детей с ОНР. проведенном О.М. Вершининой, [2] приведены следующие выводы:

  1. Дети с ОНР отличаются от своих ровесников без нарушений в развитии тем, что им тяжело осваивать первичные словообразовательные навыки, в том числе связанные с выделением словообразовательных аффиксов в составе слов и их интегративным соединением.

Развивающиеся без нарушений дети учатся основам образования слов в возрасте до 6-7 лет, что помогает им получать лингвистические знания в школе. У детей с ОНР эти навыки, по сути, оказываются несформированными, поэтому в школе им сложно усвоить даже теоретические азы родного языка [2].

  1. У дошкольников с ОНР сложности в разделении слов на морфемы указывают на разную степень сформированности навыков морфологического анализа. Дети либо не воспринимают морфему в качестве автономного знака, либо не могут отличить слова со схожими по звучанию аффиксами. Ситуации, когда у ребенка отмечаются развитые навыки аналитических действий со словообразовательными морфемами, крайне редки [4].
  2. При ОНР у детей словообразовательные навыки формируются с большими сложностями, чем развитие активного и пассивного словаря. Это объясняется тем, что значение словообразующих аффиксов всегда абстрактнее, чем у лексических. К тому же в языковом словообразовании морфемы сочетаются на основании большего количества правил.
  3. Специфика овладения словообразовательными навыками у детей с ОНР характеризуется замедленным темпом усвоения словообразовательных моделей. Они своеобразно используют словообразующие морфемы, часто создают ненормативные неологизмы. «Поломанные» процессы словообразования приводят к большому количеству морфологических аграмматизмов. Их ключевой механизм проявляется в сложностях определения словообразовательной морфемы, ее соотнесения с фонетическим образом [6].

На формирование речи влияет то, как ребенок осваивает навыки словообразования. Дошкольники с ОНР на этапе восприятия речи и внутреннего программирования сталкиваются со сложностями в усвоении морфем словообразования как языковых знаков и не могут оперативно научиться оперировать ими. Из-за такого отставания с запозданием формируется как лексическая языковая система языка, так и словообразовательный уровень языковой способности, замедляется речевое развитие ребенка.

Некоторые авторы отмечают, детей с ОНР нужно обучать основам словообразования задолго до поступления в школу. Если готовить их к обучению в школе минимум 2 года, важно сформировать у них внимание к оттеночным значениям слов, научить понимать, образовывать и употреблять в произвольной речи уменьшительно-ласкательные формы качественных прилагательных и имен существительных. В ходе реализации общей программы коррекции выделяются тематические занятия, на которых детей учат навыкам словообразования на примере существительных (к примеру, обозначающих вместилище, деятеля), прилагательных (к примеру, обозначающих соотнесенность с растениями, продуктами питания, материалами и т. д.), глаголов (к примеру, обозначающих движение в разном направлении), а также сложных по образованию слов.

На основе всего вышесказанного можем сделать вывод, что для улучшения языковых и речевых компетенций дошкольников важно уделять большое внимание коррекционным логопедическим занятиям по развитию у них навыков словообразования.

Список литературы

  1. Ахмедзянова В. В. Формирование глагольного словообразования в структуре преодоления системного недоразвития языковых и речевых средств у дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд. пед. наук: 13.00.03. Екатеринбург. 2018. 203 с.
  2. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Логопед. 2004. № 1. с. 34-41. 2
  3. Гущина Ю. Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 2017. № 6. С.749.
  4. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Логопед. 2004. № 1. с. 26-34. 6
  5. Максимов В.И. Суффиксальное словообразование имён существительных в русском языке. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 2019. 224с. 13
  6. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2002. 16
  7. Четверикова Т. Ю. Овладение глухими школьниками словообразованием на начальном этапе изучения грамматики: дис. канд. пед. наук:13.00.03. Т. Ю. Четверикова. Москва, 2020. 221 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: