УДК 376.37

Основные проявления дисфункции сенсорной интеграции у детей

Кузнецова Олеся Владимировна – студентка Смоленского государственного университета.

Иванова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются нарушения сенсорной интеграции, этиология нарушения, методы коррекции, используемые в работе педагогов по преодолению нарушения и советы родителям детей, имеющих сенсорную недостаточность.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, дисфункция сенсорной интеграции.

Начиная с первых дней рождения ребенка его развитие происходит посредством непрерывной стимуляции ощущений от собственного тела и раздражителей окружающей среды. Естественная жизнедеятельность любого человека построена на получении колоссального количества информации от органов чувств, их трансляции через нервную систему и обработку головным мозгом, который в фоновом режиме должен рассортировать её по критериям важности: вычленить необходимые и отфильтровать ненужные на текущий момент сенсорные сигналы. Данный процесс называется сенсорной интеграцией (далее СИ).

То есть СИ является происходящим в головном мозге бессознательным процессом принятия, расшифровки и систематизации поступающих при помощи органов чувств данных (сенсорных сигналов). Именно благодаря СИ головной мозг обеспечивает адекватную реакцию тела на входящие раздражители, формирует эмоциональную картину и модели поведения. Следовательно, можно сказать, что целью СИ является планирование и выполнение соответствующих ответных действий (реакций) на текущую повестку внешних или внутренних раздражителей.

По сути СИ представляет собой организационный процесс сведения разноплановых ощущений в единую целостную картину. К примеру, ребенок ест апельсин. Во время поедания мякоти он видит перед собой оранжевый фрукт, по его пальцам стекает липкий сок, а до обоняния доносится приятный кисло-сладкий запах. Посредством СИ мозг обрабатывает все эти сигналы от различных сенсорных систем и организует их в единое целое – восприятие текущей ситуации.

Основоположником исследований по направлению СИ является калифорнийский эрготерапевт Э.Д. Айрес. Разработанные ею различные версии сенсорной коррекции до сих пор пользуются заслуженной популярностью как среди родителей, так и в научной среде. На основе разработок Айрес отечественными исследователями впоследствии были созданы такие методики, как:

  • «нейро-йога» (С.О. Кузнеченкова);
  • «сенсомоторная коррекция» (А.С. Султанова и Т.Г. Горячёва);
  • «метод замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович).

В отечественной литературе можно встретить терминологию «нарушение межанализаторного взаимодействия», а в иностранной терминологии синонимом СИ принято называть кинезиологию («гимнастику мозга»). Это весьма точное определение, так в процессе СИ задействованы абсолютно все органы чувств.

По Айрес суть теории СИ заключается в представлении человеческой психики в качестве системы, которая постоянно собирает, расшифровывает и систематизирует информацию. А на основе полученных данных – разрабатывает стратегию поведения к актуальной внешней повестке (степени и формату влияния от поступающих раздражителей). Сам процесс интеграции заключается в организации разнонаправленных данных в единое целое. Следовательно, можно сказать, что интегрированные нейросигналы должны работать в качестве единой слаженной системы.

Развитие СИ принято классифицировать по 4-ём основным уровням.

1) Первый из них подразумевает интеграцию тактильных ощущений на участках кожи в момент взаимодействия новорожденного ребёнка с матерью. На этом уровне также организуется движение глаз: координируется зрительная и кинетическая системы. На основе которых в дальнейшем у ребёнка вырабатывается первичная система управления собственным телом – поддержание мышечного тонуса и биомеханического равновесия. Из этого следует, что на 1-ом уровне интеграция производится по 3-м видам ощущений:

  • тактильным,
  • проприоцептивным;
  • вестибулярным.

2) На основе данных ощущений формируется 2-ой уровень СИ. На нём у ребенка складывается образ собственного тела: организуется координация движений глаз и конечностей. Выполняется фокусировка внимания и двигательное планирование.

3) 3-ий уровень СИ подразумевает объединение организации управления собственного тела в соответствии со входящими зрительными, слуховыми и вестибулярными ощущениями. Здесь ребёнок учится говорить и понимать речь. Зрительные ощущения дают ему возможность полноценного формирования детального зрительного восприятия и координации движений в системе «рука ↔ глаз». При овладении 3-им уровнем СИ ребёнок уже способен действовать самостоятельно: выполнять многоплановую и целенаправленную активность (к примеру, рисовать, лепить, самостоятельно пользоваться столовыми приборами и т.д.).

4) 4-ый уровень СИ организует все входящие по внешним раздражителям и внутренним потребностям организма данные в единую целостную систему. У человека формируется возможность произвольной концентрации, способности к самореализации, самооценки и самоконтролю.

Дисфункция СИ подразумевает ситуацию, когда поступающие от различных органов чувств сигналы не переводятся в соответствующий ответ. Т.е. на них отсутствует адекватная поведенческая реакция. Поэтому любое нарушение СИ по сути является сбоем в обработке сенсорной информации (как на этапе трансляции в нервной системе, так и непосредственно в головном мозге).

В структуре головного мозга имеются доли со спецификацией по определённым функциям. Расположенные в мозге отделы сенсорных систем (чувств) включают в себя:

  • зрение (зрительную систему);
  • тактильность (физические ощущения – осязание, боль);
  • слух (слуховую систему);
  • обоняние (обонятельную систему);
  • равновесие (вестибулярную систему);
  • принятие и поддержку позы, движение (проприоцетивную систему);
  • вкус (вкусовую систему).

Алгоритм СИ заключается в воздействии на кору головного мозгу сигналов от внешних раздражителей, с целью выстраивания в его сенсорных отделах последовательных реакций на них. Можно сказать, что в процессе СИ ствол головного мозга как бы «подсобирается». Касательно психофизического развития, одновременное многостороннее воздействие на сенсорные отделы головного мозга стимулирует речь и аналитические возможности ребёнка.

Причины нарушения процесса СИ могут быть результатом воздействия внешней среды, либо передаваться по наследству. Учёные также предполагают о комбинированном влиянии данных факторов. Как правило, наследственная составляющая нарушения СИ обусловлена различными патологиями во время протекания беременности:

  • травмами;
  • недоношенностью плода;
  • острыми неврологическими расстройствами;
  • интоксикациями и т.д.

Важно: все связанные с поражением головного мозга заболевания, так или иначе будут сопровождаться различными (по тяжести и состоянию) дисфункциями СИ.

В своих работах Лорел А. Хоекман выделял 2 основополагающие причины дисфункций СИ:

1) Дефицит чувственной информации: активных положительных контактов с окружающей средой, приводящих к уменьшению чувствительности (реакции) на сенсорные раздражители. В подобном состоянии у ребёнка диагностируется особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями. Она может быть связана с:

  • рассматриванием / саморассматриванием;
  • изменением положения тела в пространстве;
  • соприкосновением с чем-либо;
  • самоощущением собственных мышечных связок, суставов и т.д.

Внешне зацикленность на отдельных стимулирующих впечатлениях выражается в однообразных манипуляциях с предметами:

  • «техническим» поднятием рук и движениями ног;
  • беге по кругу;
  • прыжками;
  • избирательным напряжением конкретных мышц или суставов;
  • раскачиванием,
  • цикличным движениям и иным действиям, направленным на идентичное воспроизведение позитивного ощущения.

2) Переизбыток чувственной информации. В результате чего у ребёнка вырабатывается высокая чувствительность к сенсорным стимулам. Обычно она проявляется в виде непереносимости (неприятия):

  • ярких цветов;
  • сопутствующих бытовых шумов;
  • зрительного или тактильного контакта;
  • в боязни запахов;
  • высоты;
  • излишней осторожности в движениях и т.д.

На сегодняшний день исследователями выделено 3 разновидности «некачественной обработки обычных сенсорных сигналов», характерных для детей, страдающих от аутичного спектра развития:

  • Наличие нарушения восприятия определённого сенсорного сигнала (например, зрительных картинок или звуковых волн). В результате чего ребёнок либо полностью не будет обращать на него (сигнал) внимания, либо реагировать чрезмерно бурно;
  • Выраженные нарушения модуляции сенсорных сигналов (чаще всего тактильных и вестибулярных), что впоследствии приводит к развитию избыточной гравитационной неуверенности (надчувствительности);
  • Нарушения в деятельных структурах мозга, ответственных за побуждение к действиям. Обычно это проявляется в качестве отсутствия интереса к труду и любой созидательной деятельности, что является критично важным для гармоничного развития личности. Подобная дисфункция приводит к ограничению поведенческого спектра: либо к гипофункции – сенсорной аутостимуляции, либо к гиперфункции – выстраиванию сенсорных защит.

Серьёзная дисфункция сенсорной модуляции может вызвать гиперчувствительность на уровне ограничивающим продуктивную естественную жизнедеятельность, и прямо влияющим на качество жизни. Подобные острые реакции на внешние раздражители описываются как гипо-/ гиперреактивность. Ответная реакция на раздражители при гиперактивности может, к примеру, проявляться через:

  • закрытие ушей в ответ на обычные звуки;
  • отказ в ношении одежды определенного цвета и структуры;
  • отказ в посещении мест с повышенной шумовой, либо обонятельной нагрузкой (сильными сопутствующими звуками или запахами) и тд.

Структурно гипореактивность выражается в отсутствие или задержки реакции на различные сенсорные раздражители (например, отсутствием встревоженности при воздействии громких звуков).

Направленная терапия позволяет ребёнку с выявленными различными нарушениями СИ полноценно производить действия, которые изначально были предусмотрены природой для его гармоничного развития. Структура и алгоритмы функционирования социума как пространства для межличностного общения и взаимодействия предполагают приоритет в развитии речи, техник по анализу происходящего и приобретение сопутствующих навыков и компетенций (обучение). При этом развивающие техники по прогрессу сенсомоторного основания данных функций на уровне социализации работают гораздо слабее.

Поэтому задача корректора в работе с ребёнком с выявленными нарушениями СИ как раз и заключается в организации благоприятной среды, максимально стимулирующее развитие и обучение ребёнка в сфере недостающего навыка.

Зачастую дети с нарушением СИ не следуют собственным побужденческим стимуляторам. Поэтому дополнительной задачей специалиста здесь является подборка адаптивных мотиваций для выполнения ребёнком необходимых действий, чтобы настроить его «проблемные» механизмы восприятия и реакции на адекватный естественной среде уровень.

Главные принципы основанной на методиках СИ коррекционной терапии:

  • формирование у ребёнка новых навыков, направленных на оптимизацию СИ;
  • приоритет построения терапии в форме игрового процесса, как наиболее удобного и действенного для детского восприятия;
  • понимание самим специалистом и доведение им до родителей (опекунов) роли СИ в гармоничном развитии и обучении ребёнка;
  • установление для ребёнка реалистичных, с учётом его объективных возможностей и зоны ближайшего развития, задач;
  • последовательное и постепенное формирование сложных, определяющих успешность развития навыков, из более простых;
  • сведение разноформатной палитры ощущений в единое целостное восприятие, в качестве предиктора успешного освоения новых навыков и преодоления естественных сопутствующих развитию (коррекции) кризисов;
  • всестороннее развитие СИ, как формирующего базиса последующего поведения ребёнка;
  • позитивная стимуляция заинтересованности и уверенности ребёнка в своих силах, посредством поступательного наращивания сложности выполняемых им задач. Формирование доверительных отношений и эмоциональная поддержка;
  • поддержание баланса между целевой концентрацией ребёнка на поставленных задачах и сохранением его высокой мотивации.

При этом необходимо понимать, что конкретика проведения корректирующей СИ-терапии в каждом случае различается, так как определяется индивидуальным состоянием, особенностями и способностями ребёнка. При этом она всегда выстраивается на игровой основе с учётом «зоны ближайшего развития ребёнка» и адекватностью поставленных перед них задач.

Все используемые во время терапии игры должны быть направлены на различные аспекты развития СИ. В частности, это могут быть:

  • игры с крупами, песком, чаем, текстурами (бумага и ткань), различными предметами быта и пр.;
  • игры, связанные с движением, изображением животных и их повадков;
  • выкладывание различных узоров из овощей и фруктов и т.д.

Как уже писалось выше, все основанные на СИ методы обязательно должны учитывать личностные особенности и текущее состояние ребёнка.

Важно понимать, что дети с нарушением СИ нуждаются в большей заботе и внимании. Коррекционные задания надлежит выполнять регулярно (в идеале каждый день). Ввиду того, что ребёнок в силу своего объективного психофизиологического развития не в состоянии долго концентрировать внимание на одном виде деятельности, для достижения более высоких результатов от корректирующих процедур следует чередовать этапы активной работы с более спокойными созидательными занятиями. Правильное и систематическое исполнение заданий дефектолога (логопеда, нейропсихолога), в любом случае, приведут к улучшению психоэмоционального состояния ребёнка. Со временем у него повысится порог восприятия информации, а значит готовность и стремление к обучению.

Список литературы

  1. Айрес, Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция / Э.Д. Айрес, Дж. Роббинса. – М. : Теревинф, 2020. – 268 с.
  2. Банди, А. Сенсорная интеграция / А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей. – М. : Теревинф, 2017. – 766 с.
  3. Власова, Т.А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения / Т.А. Власова // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб. : Питер, 2021. – С. 120–128.
  4. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге / У. Кислинг. – М. : Теревинф, 2020. – 240 с.
  5. Кузнецова, А.А. Проблема сенсорной интеграции в отечественной и зарубежной психологической науке / А.А. Кузнецова // Региональный вестник. – 2019. – № 20 (35). – С. 59–60.

Интересная статья? Поделись ей с другими: