УДК 372.8

Виртуальная информационно-образовательная среда как метод преподавания иностранного языка

Абдулкаримова Патимат Алисултановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Английского и русского языков Дагестанского государственного университета народного хозяйства.

Аннотация: В статье рассматриваются продуктивные технологии обучения иностранным языкам. Отмечается что, виртуальная среда в процессе обучения английского языка успешно себя зарекомендовала. Одним из основных направлений формирования современной системы профессионального образования в России является внедрение электронных образовательных ресурсов в виртуальной информационно-образовательной среде (ВИОС). Распространёнными инновационными методами в преподавании английского языка является проведение дебатов и разработка интерактивных тренажёров. Благодаря комбинации традиционных и инновационных технологий происходит критическое осмысление изучаемого материала, что способствует формированию важных для изучающих язык навыков и умений, формирует лингвистические, социокультурные, коммуникативные, а также профессиональные компетенции.

Ключевые слова: глобализация, инновационный метод, языковая профессиональная компетенция, виртуальная среда, интерактивный тренажёр, образовательная среда, дидактическая функция, навык критического мышления, современные педагогические технологии, диалоговый тренажёр.

Качественная языковая подготовка студентов невозможна без использования современных образовательных технологий. В связи с процессами глобализации, интеграции и цифровизации в обществе теперь активно внедряются продуктивные технологии обучения языкам. Одним из занимательных инновационных методов в преподавании английского языка является проведение дебатов. Дебаты – это контролируемая интеллектуальная дискуссия, которая проходит по определенным правилам и на заданную в виде утверждения тему. Дебаты являются педагогическим средством, позволяющим студентам адаптироваться к условиям современного общества. В рамках развивающей функции дебаты позволяют участникам интеллектуальной игры совершенствовать мышление и память, включая умение формировать, анализировать, структурировать, сопоставлять, сравнивать, находить аналогии, делать выводы, самостоятельно находить разноплановый материал по актуальным проблемам и др. Еще на этапе подготовки к дебатам студентам требуется мобилизовать все свои знания и возможности говорения на иностранном языке, использовать свое критическое мышление и развивать латеральное (нешаблонное) мышление. Следовательно, в ходе проведения дебатов студенты обладают возможностью продемонстрировать как языковую, так и профессиональную компетентность.

Следовательно, использование метода дебатов в процессе обучения способствует выработки у обучающихся одной из наиболее актуальных профессиональных компетенций – навыков критического мышления. Вдобавок в процессе обучения английскому языку успешно себя зарекомендовала виртуальная среда.

Обеспечение нацеленности преподавания на новые дидактические средства с внедрением электронных образовательных ресурсов (электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, Web-сайты, интерактивные тренажеры, обучающие программы) в виртуальной информационно-образовательной среде (ВИОС) представляется одним из основных направлений формирования современной системы профессионального образования в России. ВИОС по сопоставлению с традиционным процессом обучения позволяет:

  1. повысить возможности подбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
  2. гарантировать доступ к многообразной информации из лучших информационных ресурсов;
  3. дать возможность «посещать» лекции ведущих ученых и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
  4. увеличить интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
  5. повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
  6. активнее употреблять технологии взаимообучения (обсуждение учебных задач на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
  7. воспитывать учебную инициативу, способности и интересы обучающихся;
  8. создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.

Рассмотрим один из таких электронных образовательных ресурсов.

Интерактивный тренажер – современный инструмент, который делает электронное обучение более интересным, вариативным и подходит для решения непростых задач. Тренажеры осуществляют три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция помогает определить уровень знаний, умений, навыков обучающего. В основном тренажер представляет собой комплект тестовых заданий. По объективности, широте и скорости диагностирования он (как тестирование) превосходит все прочие формы педагогического контроля. Обучающая функция тренажера призвана завлечь учеников в процесс обучения. Кроме того, благодаря отдельным функциям, таким как несколько попыток выполнения, подсказки и уровни сложности, формируется ситуация успеха и каждый ученик начинает верить в свои силы. Воспитательная функция направлена на формирование стремления совершенствовать способности, инициативность, самостоятельность и ответственность.

Панина и Л. Вавилова интерактивные тренажеры предлагают делить на три группы [6]:

  • тренинговые (коммуникативные тренинги);
  • игровые (дидактические и творческие игры);
  • дискуссионные (диалог, разбор ситуации на практике).

Интересной и эффективной формой в преподавании иностранного языка является применение диалоговых тренажеров. Диалоговый тренажер – это интерактивное упражнение, которое моделирует беседу и помогает создать различные сценарии. Многими разработчиками и исследователями этот формат сегодня еще называется «симулятором». Симуляция как процесс – это «интерактивная имитация всевозможных действий, которые обучающийся бы реализовал в реальных практических условиях» [7]. Таким образом, диалоговый тренажер – это один из инструментов, с помощью которого преподаватель может смоделировать ситуацию в профессиональной деятельности.

Совокупность традиционных методов преподавания, инновационных технологий и использование виртуальной среды сейчас становится одним из продуктивных подходов в сфере обучения английскому языку. Благодаря подобной комбинации происходит критическое осмысление изучаемого материала, что способствует формированию важных для них навыков и умений, формирует лингвистические, социокультурные, коммуникативные, а также профессиональные компетенции.

Список литературы

  1. Алявдина Н.Г., Маргарян Т.Д. Инновационные методики в преподавании английского языка для специальных целей в техническом вузе. // Гуманитарный вестник, 2013, вып. 7.
  2. Галустян О.В. Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - N 2, ч. 2. - С. 392-395.
  3. Ермолаева Ж.Н., Лапухова О.В. Сторрителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь).
  4. Измаилова Э. А., Кузнецова Ю. А. Метод мозгового штурма. // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2013, №2 (6), с. 32-35.
  5. Лапшова А. В., Воронина И. Р. Технология дебатов как условие эффективного обучения студентов. //Инновационная экономика: Перспективы развития и совершенствования. 2020, №2 (44), с.50-55.
  6. Норбоева, Ф. Р. Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку. // Молодой ученый. – 2020. – № 22 (312). – С. 623-625.
  7. Эркина Худайберганова, Гулиметова Б. М. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе. // Филология и лингвистика в современном обществе: Материалы IV Междунар.науч.конф. (г. Москва, июнь 2016г.), Москва: Буки-веди, 2016.- с.94-97.

Интересная статья? Поделись ей с другими: