УДК 376.37

Нарушения звукопроизношения и методы их устранения у детей младшего школьного возраста

Губарь Екатерина Александровна – студентка бакалавриата Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Крылова Елена Викторовна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста, виды этих нарушений, а также методы коррекции и особенности логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения.

Ключевые слова: звукопроизношение, речь, онтогенез, механизмы звуковых нарушений.

Хорошая, правильная речь – важное условие нормального и полноценного развития детей. Если у ребенка правильно развита речь, то ему становится легче выразить свои мысли, описать свои действия и поведение. За счет этого происходит полное познание окружающей среды, ребенку становится легко общаться с людьми. Именно поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи у детей, о чистоте речи и правильности произношения. Важно своевременно предупреждать и исправлять различные нарушения, возникающие в речи детей.

 Грамотная речь является одним из главных условий успешного всестороннего развития ребенка. При правильно сформированной речи у ребенка более успешно формируется психическое развитие. Одной из главных сторон речи является звукопроизношение. Это важный процесс в формировании речи детей, который требует особого внимания и тщательного изучения.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия. [4]

Нарушение звукопроизношения, обусловленное расстройством головного мозга, называется нарушением звукопроизношения центрального происхождения, если же расстроены внешние органы речи – периферическими.

Звукопроизношение – это процесс образования звуков с помощью речи, который осуществляется всеми отделами речевого аппарата, который регулируется центральной нервной системой.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур головного мозга. Поэтому очень важно иметь правильное представление о формировании звукопроизношения у детей.

Особое значение для речевой деятельности имеют зрительная, слуховая и моторная системы. Чтобы иметь правильное представление о развитии речевой деятельности необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о взаимодействии структур головного мозга, отвечающих за речевую деятельность. Именно поэтому необходимо знать анатомо- физиологические особенности развития и формирования речи. Для этого необходимо изучать работы исследователей, которые работали в данном направлении. [2]

Так как речь ребенка не является его врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза вместе с умственным и физическим развитием ребенка, важно рассмотреть развитие и становление речи в онтогенезе. Все эти показатели служат показателем общего развития детей. Без знаний всех данных особенностей не получится точной и полной работы по развитию звукопроизношения у детей. [5]

Изучая вопрос происхождения и механизмов нарушения звукопроизношения, можно сделать вывод, что данная проблема имеет сложный характер, так как нарушения звукопроизношения имеет различную степень выраженности, подразделяется на определенные группы и характеризуется различными произносительными дефектами.

Нарушения звукопроизношения у детей по своему происхождению, безусловно отличаются друг от друга. Именно поэтому методы воздействия при коррекции различных форм речевых расстройств бывают разными. В таких случаях для выбора направления коррекционной работы необходима дифференциальная диагностика.

Существует множество методических подходов по преодолению нарушений звукопроизношения у детей. Они необходимы для своевременного выявления нарушения и для незамедлительной коррекции дефекта.

Почему так важна данная работа именно с младшими школьниками? В младшем школьном возрасте закладываются основы формирования грамотной речи, а мы знаем, что грамотная речь невозможна без правильного звукопроизношения. Поэтому, в таком возрасте производится необходимая работа по формированию правильного звукопроизношения и дальнейшего усвоения норм родного языка.

Логопедическая работа включает в себя формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекция нарушений звукопроизношения должна проводиться последовательно и включать в себя необходимые этапы. Соблюдение всех необходимых условий способствует успешному результату в коррекционной работе логопеда.

Коррекция недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различия невозможно добиться их правильного произношения.

Развитие фонематического восприятия необходимо проводить с самых ранних этапов логопедической работы. Для достижения успешного результата можно проводить данную работу в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе игры дети усваивают материал более успешно, так как данный вид работы является увлекательным и интересным.

Правильно организованная коррекционная работа по преодолению произносительных расстройств у детей младшего школьного возраста поможет достичь хороших результатов, что облегчит их дальнейшее обучение в школе.

Основными задачами коррекционной работы являются: формирование звукопроизношения; развитие фонематического слуха; обучение грамоте. Исходя из этих задач, логопеду следует строить свою работу с использованием различных методических подходов в успешном формировании звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Список литературы

  1. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция:-метод.пособие.-М.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
  2. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.завед./ В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006.-320 с.
  3. Правдина О.В. Логопедия./ учеб. пособие для студентов дефект. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1973.- 272 с.: ил.
  4. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил.
  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений – М.: Профессиональное образование, 1993.- 232 с.