УДК 372.881.1

Индивидуальная образовательная траектория на уроке английского языка

Лагодная Алла Викторовна – студент кафедры Английского языка и лингводидактики Института филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Аннотация: Данная работа направлена на раскрытие понятия индивидуальная образовательная траектория, которая представляет собой сложное педагогическое явление, включающее в себя личностно-ориентированный подход в обучении и определяющее эффективность занятий иностранному языку. В публикации рассмотрены ключевые компоненты индивидуальной образовательной траектории. Особый упор делается на исследовании степени участия индивидуального подхода в методике преподавания иностранного языка, совокупности факторов, обуславливающих продуктивное осуществления такого учебного процесса.

Ключевые слова: индивидуально-образовательная траектория, английский язык, индивидуальный подход, педагог, учащийся.

Общественная, политическая и экономическая жизнь страны тесно связана с системой образования. Для полноценного развития и активной профессиональной жизни динамика современного общества диктует человеку потребность в новой информации. Умение быстро реагировать на постоянно изменяющиеся реалии в жизни общества возможно при условии непрерывного образования человека. Такого рода мобильность подразумевает большой объем самостоятельной учебы при реализации такой формы образовательной деятельности как индивидуальная траектория.

В педагогической литературе, а также современных публикациях, термин «индивидуальная образовательная траектория» довольно часто отождествляют и смешивают с индивидуальным образовательным маршрутом, поэтому представляется необходимым разграничить данные понятия.

Шеманаева М.А., сравнивая термины «индивидуальная образовательная траектория» и индивидуальный образовательный маршрут» обращает внимание на то, что «индивидуальный образовательный маршрут определяется различными учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа [1, с. 1].

И действительно, изучение определения понятия «индивидуальный образовательный маршрут» у разных ученых показывает, что многие из них придают маршруту характеристики образовательной программы.

Так, например, российский педагог Сутеева И.В. в свих суждениях, определяет индивидуальный образовательный маршрут как «программу образовательной деятельности обучающегося, составленной на основе его интересов и образовательного запроса» [2, с. 217].

В то же время, наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» в педагогической литературе фигурирует понятие «индивидуальная образовательная траектория».

Анализ педагогической литературы показывает, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» имеет более широкое значение, и носит более образный и комплексный смысл по сравнению с понятием «индивидуальный образовательный маршрут».

Хуторской А.В. сформулировал следующее определение: «Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [3, с. 15].

Российский методист и педагог Будаева Н.А. делает вывод, что индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) [4, с. 5].

Обобщая вышеизложенное, понятие индивидуальная образовательная траектория можно определить как вариативная учебная деятельность учащегося, учитывающая его индивидуальные особенности, обучаемость, реализующая личностный потенциал ученика и осуществляемая в совместной деятельности с педагогом, а также, имеющая в своем составе индивидуальный образовательный маршрут и способ его реализации.

Современные реалии отечественного образования предполагают устремление человека к самообразованию, его способности самостоятельно получать и реализовывать приобретённые знания, навыки коммуникации для расширения и развития индивидуальности и личностного потенциала.

Для получения значимого результата современный процесс образования формирует иные средства, отличные от традиционного образования, где учителю отводилась активная роль, а ученик рассматривался как объект воздействия для осуществления намеченных результатов. В новых условиях учитель выступает, прежде всего, координатором, ориентирующим подопечного в соответствии с его запросами и приоритетами, учащийся играет активную роль при изучении английского языка. При индивидуальном ориентированном подходе фабула и задачи образования принимают субъективное понимание, тем самым мотивируя учащегося к максимальному использованию всех умственных и психических ресурсов в образовательных интересах. Такой подход опирается на принятии во внимание личных черт учащихся, которые воспринимаются как субъекты, обладающие собственными неповторимыми качествами, способностями и навыками. Ставя личностно значимые для ученика цели для выработки устойчивых и рациональных навыков самостоятельной работы, учитель формирует у школьника умение осуществлять системный подход к овладению знаниями. Индивидуальный аспект позволяет развить личность обучаемого, его творческое начало, способность к самоидентификации, самосовершенствованию, сконцентрировать усилия в сторону положительного представления о самом себе. Индивидуальный подход в педагогической деятельности представляет собой базовый принцип при использовании индивидуальной образовательной траектории. Все сопутствующие элементы индивидуального аспекта (субъективность, самореализация, индивидуализация, альтернатива, образовательное содействие) находят свое воплощение при применении индивидуального подхода, являющегося составной частью индивидуально образовательной траектории.

В результате применения индивидуальной образовательной траектории, как средства обучения английскому языку, нужно помнить, что такой подход представляет собой учебную технологию, позволяющую учащемуся самостоятельно подобрать и освоить обучающий цикл в совокупности с содействием наставника. Первейшая задача педагога установить на уроке приемлемую совокупность самостоятельных, коллективных и общих моделей обучения английскому языку. Кроме того, необходимо организовать обучение на уроке таким образом, чтобы развитие мыслительной деятельности обучающихся в целом сочеталось с личными особенностями каждого конкретного ученика.

Реализация образования на принципах индивидуального подхода невыполнима без определенных обстоятельств:

  • индивидуальный ориентированный подход признан сторонами учебной деятельности как средство реализации субъективности и самостоятельности;
  • наличие педагогической поддержки в создании осуществлении индивидуальной образовательной траектории учащихся;
  • деятельное внедрение учеников в работу по организации индивидуальной образовательной траектории;
  • формирование у учащихся самонаблюдения, как начала регулирования индивидуальной образовательной траектории.

При этом на занятиях английского языка и в ходе индивидуальной образовательной деятельности существует потенциал для совершенствования персональных качеств учащихся. Наряду с этим этот процесс имеет комплексную методологию, проявляющуюся таким образом, что некоторые характеристики усиливаются альтернативными, так, к примеру, развитие иностранных коммуникативных речевых умений считается основным принципом формирования когнитивных возможностей сознания; организация психической деятельности важна для квалифицированной аккумуляции базовой информации; групповое сотрудничество является действительным выражением коллективных идей в учебной группе; воспитание личности, пошаговое расширение текущей работы, развитие субъективных академических данных нужно для поэтапного обучения подопечных предметным действиям и в системе образовывают качественно новую ступень формирования индивида. Индивидуальный метод ориентирует так организовать образовательную деятельность, что любой учащийся трудится в меру своих сил, решая поставленные проблемы.

Реализация индивидуальной образовательной траектории дает возможность преподавателю выявить уровень подготовленности учеников к учебе, пониманию определённой образовательной программы, предусмотреть трудности, возникающие у учеников на пути получения знаний и решений различных задач, встраивать в структуру занятий самостоятельные и коллективные формы обучения, регулярно подвергать анализу результативность персонального подхода в обучении.

Необходимо сказать, что на сегодняшний день система преподавания английского языка применяет индивидуальную образовательную траекторию не только в качестве совершенствования подхода преподавания с учетом субъективных ресурсов учащихся, но и позволяет выработке условий, позволяющих гармонизировать все исключительные характеристики отдельных учеников в группе. Использование индивидуального подхода в практике преподавания предполагает наличие оценки наставником уровня знаний учащихся и всестороннее использование потенциала, что в конечном счете определяет их способности к английскому языку.

В завершении следует сказать, что индивидуальная образовательная траектория – это концепт воплощения в жизнь образовательной работы, где выявляется уникальные личностные качества ученика, раскрываются его субъективные особенности, что в совокупности дает возможность приобрести новые, качественные знания, умения и навыки. Применение индивидуального подхода в учебной работе обеспечивает реальные перспективы формированию когнитивных способностей, инициативности, наклонностей и талантов любого учащегося.

Список литературы

  1. Шеманаева М.А. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S12. С. 1–5.
  2. Сутеева И. В. Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося // Ярославский педагогический вестник. Психологопедагогические науки. – 2012. – № 4. – Т. II. – С. 217–221.
  3. Хуторской, А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Владос-пресс, 2005 - 383 с.
  4. Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута.: Методическое пособие / Н.А. Будаева. – Усть-Кут: МОУ ДОД ДЮЦ УКМО, 2015. – 27 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: