УДК 617.7

Детская офтальмология: история и проблемы развития

Литовская Анна Дмитриевна – студентка 6 курса педиатрического факультета Уральского государственного медицинского университета Минздрава России (г. Екатеринбург)

Юдин Павел Сергеевич – студент 6 курса лечебного факультета Южно-Уральского государственного медицинского университета Минздрава России (г. Челябинск)

Аннотация: В настоящей статье автором предлагается провести ретроспективное исследование развития детской офтальмологии. Автором приведены исторические периоды ос древнейших времен до наших дней, также определены факторы, положившие началу клинической офтальмологии. В статье обозначен экскурс в историю формирования офтальмологической службы в России, отмечены выдающиеся ученые и их успехи в области детской офтальмологии. В частности, автор указывает на вклад Л.А Дымшиц, Е.И. Ковалевский, Е.И. Сидоренко в развитие прогрессивных методов и техник лечения врожденной патологии, нейроофтальмологии у детей разных возрастов. Автором статьи также обращается внимание на важность факторов развития поражений сетчатой оболочки глазного яблока любого происхождения у недоношенных новорожденных. Автор выделяет основные проблемы в развитии детской офтальмологии, в частности дефицит научных кадров и персонала медицинских учреждений (детских офтальмологов), а также предлагает пути их решения.

Ключевые слова: офтальмология, детская офтальмология, офтальмологическая помощь, офтальмологическая служба, заболевания глаз у детей.

В настоящее время Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) заявляет о том, что слепыми являются более 50 млн. чел. и с серьёзными зрительными нарушениями – около 144 млн. чел. детского возраста. Эта доля заболеваний к 2030 г. может удвоиться и принести социальные и экономические проблемы всему миру [1, c. 251]. При этом 4/5 случаев слепоты можно избежать, если вовремя оказать профилактическую помощь и своевременную реабилитацию. Как отмечает ВОЗ, основное число зрительных нарушений, в частности слепоты, слабовидения, а также инвалидизации отмечено непосредственно у детей. На основании вышеизложенного развитие детской офтальмологии является одной из наиболее актуальных и приоритетных медико-социальных задач.

Возникновение офтальмологии как науки и детской офтальмологии в частности определяется историческими предпосылками. Исторические факты существования офтальмологии обнаружены в одной из египетских гробниц, которая была заполнена алебастровыми флаконами и футлярами из слоновой кости с содержанием глазных лекарств (суспензий) (2500 г. до н.э.). Имя первого глазного врача Пепи Анк Ири было высечено на древнеегипетской надгробной стеле, датирующейся 1600 г. до н.э. Ряд зрительных нарушений и заболеваний описан в египетских папирусах (слезотечение, пингвекула, бельмо, трахома и др.) [1, c. 21].

Гиппократ как великий древнегреческий врач разработал рекомендации по лечению заболеваний глаз, которым пользовались вплоть до VIII–IX вв. Также в Древней Греции в начале II в. н.э. Ибн Синой был написан "медицинский канон" — основное руководство для медиков, в котором ученый изложил и систематизировал данные по практической офтальмологии [2, c. 13].

Начало клинической офтальмологии было положено Альбрехтом Грефом, который ввел в практику базовый диагностический метод в офтальмологии (периметрия). Ученым также были определены изменения глазного дна, были изучены динамические проявления, патология и механизм работы глазных мышц, были описаны признаки и симптомы глаукомы. А. Грефе разработал новые методики глазных операций, которые были проведены им в практической деятельности, с использованием собственноручно разработанного инструмента [3, 4].

В XIX веке Э.А. Юнге и Г.И. Браун на основе исследований А. Грефе также внесли вклад в развитие мировой офтальмологии. В частности в России ими были основаны офтальмологические школы, а Г.И. Браун подготовил «Руководство к глазным болезням» (1862 г.) [5, 6].

В 1805 г. в Голицынском корпусе Первой городской клинической больницы г. Москвы появились специализированные глазные койки — этот факт можно считать рождением отечественной офтальмологии [7, c. 21].

В 1825 г. в г. Москва была учреждена специальная глазная больница на опытном примере открытия первой Санкт-Петербургской Глазной лечебницы с отделением детской офтальмологии [8, c. 67]. При этом в России до конца XIX в. офтальмологическая служба медленно развивалась, а детских офтальмологов не было [9, c. 125].

Начало XX вв. ознаменовалось распространением инфекционных заболеваний (оспа, трахома, гонобленнорея) на всей территории России, приводивших к слепоте и серьезным глазным болезням. Отсутствие специализированных клиник привело к разработке программы по борьбе с детской слепотой, в частности были созданы научно-исследовательские институты глазных болезней, открыты трахоматозные диспансеры и отделения.

В 50-е гг. XX вв. отечественные офтальмологи разработали новые методы лечения заболеваний глаз, которые решили проблему возникновения трахомы полностью [10, c. 91]. В 70-е гг. в детской офтальмологии начали разрабатываться новые методы лечения заболеваний.

В 1935 году была открыта первая Кафедра детской офтальмологии на базе Ленинградского педиатрического медицинского института. Изучение проблем перинатальной офтальмологии. Заведующий кафедры, проф. Л.А Дымшиц курировал изучение норм анатомического состояния органов зрения и их функциональной структуры у детей разных возрастов, а также практиковал диспансеризацию больных детей с диагнозом глаукома [11, c. 5].

Кафедра глазных болезней Московского государственного медицинского института им. Пирогова Н.И открылась в 1964 году, которую возглавил Е.И. Ковалевский. Впервые была внедрена система изучения основ детской офтальмологии, направленных на выделение возрастных особенностей органа зрения у детей, а также проводилась диагностика, осуществлялось лечение и профилактика детских заболеваний [12, c. 52].

В 1968 г. Министерство здравоохранения СССР предоставило детской офтальмологии юридический статус, что позволило включить в штатное расписание учреждений здравоохранения должность «детский офтальмолог», а в учебных заведениях медицинского профиля ввести курс офтальмологии для студентов [13, c. 26]. 

В 1970 г. на кафедре глазных болезней МГМИ им. Пирогова Н.И. издаются: учебное пособие «Детская офтальмология» для будущих педиатров, атлас детских глазных болезней, сборник лекций по офтальмологии [14, c. 72].

В 1968 г. открывается Детский глазной санаторий при ДКБ № 1 г. Москвы. В санатории размещались дети с тяжелыми формами снижения остроты зрения одного или обоих глаз (амблиопия), лечение которых по месту жительства было неэффективным (недостаточным). Санаторное обслуживание получали также дети, находящиеся на до/послеоперационном лечении более трех месяцев [14, c. 81].

В 1988 г. открывается детский городской офтальмологический центр при Морозовской детской городской клинической больнице [14, c. 84]. На данном этапе в детскую офтальмологию на практическом уровне начали внедрять микрохирургические операции, с использованием интраокулярных линз проводили работы по коррекции афакии у детей, а также были разработаны методические указания по лечению амблиопии и нарушений бинокулярного зрения с использованием компьютерных технологий и средств ЭВМ.

В России на данный момент создана система медицинских учреждений, оказывающих офтальмологическую помощь для детей с различными глазными болезнями.

В настоящее время Кафедра офтальмологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова имеет статус ведущего научного учреждения, внедряющего наиболее прогрессивные методы и техники лечения воспалений и травм глаза, врожденной патологии, нейроофтальмологии у детей разных возрастов [15].

Сегодня основным направлением Кафедры офтальмологии является перинатальная офтальмология, которая изучает влияние на развитие органа зрения антенатального, перинатального и постнатального периодов жизни у детей, факторов развития поражений сетчатой оболочки глазного яблока любого происхождения у недоношенных новорожденных (ретинопатия) [16].

Другим направлением деятельности кафедры является применение инфразвука в медицинской практике офтальмологов, а также разработка методов использования инфразвуковых волн с частотами до 12 Гц. Под руководством проф. Е.И. Сидоренко изучаются факторы влияния инфразвуковых волн на орган зрения в период осложнений [17]. Разработаны прибор – инфразвуковой фонофорез – для лечения офтальмопатологии и прогрессирующей близорукости у детей [18].

В настоящее время к основной проблеме развития детской офтальмологии необходимо отнести дефицит научных кадров и персонала медицинских учреждений (детских офтальмологов). Педиатрическая офтальмология изучает растущий орган зрения с точки зрения анатомии и физиологии, что создает определенную специфику в работе детской офтальмологической службы. В период научно-технического прогресса важную роль играет уровень профессиональной диагностики заболевания, техническая оснащенность и объективность методов исследования.

Для решения проблем детской офтальмологии нами предлагается: восстановить медицинскую должность «Детский офтальмолог»; выделить штатную единицы «врач-оптометрист»; обеспечить современным инновационным оборудованием офтальмологические отделения и кабинеты; создать медицинскую базу генетических портретов родственников, в целях снижения вероятности рождения детей с патологией, которая может привести к инвалидизации; ежегодно проводить диспансеризацию детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях на предмет раннего выявления возможных патологий.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы офтальмологии. – М.: Медицина, 2014. – 304 c.
  2. Магильницкий С. Г. Очерк истории офтальмологии // Многотомное руководство по глазным болезням. – Т. 1. – Кн. 1. – М.: Медгиз, 1962. – С. 13-129.
  3. Heeze E. Albrekht fon Grefe, ego zhizn i zaslugi v novoj oftalmolo-gii // Arhiv Oftalmologii. – 1926. – Vol. 2, part 3. – P. 385-392.
  4. Heeze E. Albrekht fon Grefe, ego zhizn i zaslugi v novoj oftalmologii // Arhiv Oftalmologii. – 1927. – Vol. 3, part 2. – P. 273-279.
  5. Браун Г. Руководство к глазным болезням. Сост. Г. Браун. Вып. 1-3. – СПб.: В тип. Якова Трея, 1868-1874. – 211 с.
  6. Браун Г. Руководство к глазным болезням. Сост. Г. Браун. – М.: Тип. П. Коркина и Ко, 1886. – 190 с.
  7. Самойлов А.Я. Из истории отечественной офтальмологии. М.; 1949. – 31 c.
  8. Леванович В.В., Суслова Г.А. (ред.). Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 1925-2015 / Под ред. профессоров В. В. Левановича и Г. А. Сусловой. Сост.: проф. Микиртичан Г. Л., Савина И. А. – Санкт-Петербург: Изд-во Н-Л, 2015. – 376 с.
  9. Балашевич Л.И., Шиляев В.Г. Очерки по истории офтальмологии в Санкт-Петербурге. – СПб.: СПбМАПО, 2000. – 333 c.
  10. Глазные болезни. Основы офтальмологии; Медицина – Москва, 2012. – 560 c.
  11. Бржеский В.В., Сомов Е.Е. Первая в России кафедра детской офтальмологии // Офтальмологические ведомости. – 2010. – №3 (3). – С. 4‑9.
  12. Даниличев В.Ф., Бржеский В.В., Горбачев Д.С. и др. Первая в России и вторая в мире кафедра офтальмологии. – СПб., 1994. – 117 c.
  13. Поляк Б.Л. Первая в России кафедра офтальмологии: К 150-летию кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии. – Л., 1969. – 40 c.
  14. Егоров Е.А. Офтальмология: учебник для вузов /Под ред. Е.А. Егорова. – 2010. – 240 с.
  15. Офтальмология. Национальное руководство. ГЭОТАР-Медиа – Москва, 2014. – 822 c.
  16. Ковалевский Е. И. Детская офтальмология; Медицина – Москва, 2014. – 314 c.
  17. Охрана зрения детей и подростков на рубеже веков. Сборник научных трудов к 43-летию со дня основания кафедры глазных болезней педиатрического факультета / Под ред. чл.-кор. РАМН, проф. Е.И. Сидоренко. – М.: РГМУ, 2006. – 352 с.
  18. Сидоренко Е.И. Способы повышения эффективности лечения глазных заболеваний. – М.: Миклош, 2009. – 128 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: