УДК 372.8

Особенности освоения техники выполнения формовки рельефа на занятиях по скульптуре для студентов по направлению подготовки «Изобразительное искусство»

Качесов Иван Николаевич – старший преподаватель кафедры социально-художественного образования Сургутского государственного педагогического университета

Аннотация: В статье представлена значимость создания произведений пластических искусства, особое внимание уделяется технике выполнения лепки, освоению поэтапного ведения формовки скульптуры, созданию художественного образа.

Ключевые слова: лепка, отливка, пластика, расколотка, рельеф, скульптура, способы формовки, форма, форматор, художественный образ.

В настоящее время одним из главных условий подготовки компетентного учителя изобразительного искусства, является способность самостоятельно ставить и решать творческие задачи разного уровня сложности.

Исходя из особенностей развития художественного творчества, формирования у обучающихся эстетического вкуса и обучения пониманию сущности процесса творчества, реализация художественных потребностей во многом зависит от подготовки будущего специалиста, которая требует сформированности у него умений и навыков в области создания произведений пластических искусства.

Данное обстоятельство требует решения проблемы формирования художественно-творческих умений будущих учителей изобразительного искусства средствами освоения техники выполнения формовки рельефа на занятиях по скульптуре [1].

Скульптура это особый вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых материалов методом высекания (способ формовычитания). Лепка из мягких материалов основана на противоположном методе (способ формосложения), поскольку мастер в данном случае с помощью рук и вспомогательных инструментов придает форму пластическому материалу, наращивает, прибавляет его на каркас. Эти способы в теории и методике преподавания искусства принято разделять на искусство скульптуры и искусство пластики. Таким образом, в широком значении скульптура – это искусство форм, пластической моделировки, пропорций, светотени, фактуры, материала, объемов, линий и силуэтов, которое можно не только разглядывать, но и осязать. Основа скульптуры – это соотношение массы в пространстве, их взаимодействие между собой. Это можно представить, как постоянное противостояние чего-то большого, с чем-то менее крупным, и такое взаимодействие ведет к гармонии.

В скульптуре выделяется два основных вида: рельеф и круглая скульптура. И первый, и второй виды могут носить как камерный, так и монументальный характер. Различие между двумя направлениями заключается в проработке деталей, отсюда исходит и назначение этих направлений. Камерность в скульптуре воспринимается как нечто, носящее большое количество деталей, а детализация читается зрителем лучше с небольшого расстояния, и назначение такой скульптуры носит больше интерьерный характер, парковый. Для монументальной же скульптуры необходим размах, так как детализация здесь минимальна, и назначение такой скульптуры носит экстерьерный характер. Круглая скульптура потому и называется круглой, что есть возможность кругового обзора. Рельеф же может восприниматься зрителем только при обзоре в 180 градусов, но это никак не делает ее хуже круглой. Еще греки в стародавние времена разработали систему деформации и искажение рельефа в зависимости от положения наблюдателя. Данная система позволяет двухмерному объекту ощущаться трехмерным. Греческий подход позволяет рельефу читаться с любой точки восприятия, и с профильных точек, соответственно. Плоскость рельефа является композиционным началом и одновременно фоном, на котором воспроизводятся как пейзажи, так и многофигурные сцены жизни героев. Высота рельефа находится в прямой зависимости от его места в архитектуре и от условий восприятия его зрителями.

Любая скульптура начинается с идеи, которая зарождается у автора, поиска вдохновения, образа будущей работы. Когда идея уже проработана на словах, она переносится в реальность. Прежде чем изготовить скульптуру, необходимо сделать эскиз, прорисовку скульптуры на бумаге. Однако в таком виде нельзя увидеть ее всю полноразмерность, так как это всего лишь плоское изображение будущего. Для понимания того, как будет выглядеть работа в трехмерном виде, начинается лепка скульптуры.

Для устойчивости будущей скульптуры и удобства в лепке изготавливается надежный каркас – остов будущего произведения, который позволит пластическому материалу (глина, пластилин и пр.) держать создаваемые формы. После изготовления каркаса можно приступать к набору массы. Нарастив глину или пластилин необходимого объема задуманной скульптуры, начинается проработка и уточнение скульптурных форм.

В скульптуре важно соблюдать пропорции, следить за силуэтом, видеть, понимать и чувствовать объем, форму, пластику, строение и, конечно, знать анатомию. Без соответствующих знаний изготовить скульптуру будет крайне затруднительно.

Работы из глины или пластилина трудно сохранить длительное время, поэтому, когда скульптура полностью готова ее подготавливают к формовке: с нее снимают форму, чтобы перевести в твердый материал. Образно говоря, форма в скульптуре сродни негативу в фотографии, но запечатлевает не изображение, а объем. Выделяют следующие виды формовки: черновая, чистовая (кусковая), клеевая.

Черновые формы делаются исключительно с мягких моделей, и может быть использована для получения лишь одного отливка, одну копию. Для получения большого количества копий отливок из черновой формы в качестве модели должен быть подвергнут формовке, чистой или клеевой. Чистые формы могут изготавливаться только с моделей из твердых материалов. Кусковая формовка состоит в том, что гипсовая форма делается разъемной из кусков, укладываемых в один или несколько соединяемых кожухов. При клеевой формовке форма приготовляется из клея, который, будучи весьма эластичным материалом, позволяет вынимать отливку, не разрушая формы [2].

Одноразовые черновые формы, или как их еще называют – формы в расколотку, изготавливаются из гипса путем заливки гипсового раствора в подготовленную гипсовую форму. Дождавшись, когда гипс затвердеет, форму начинают расколачивать, освобождая отливок, который находится внутри формы. Скульптура может быть выполнена в любом материале. В готовую форму выливается будущая модель из гипса или другого материала, такого, как эпоксидные смолы, бетон или жидкая глина (шликер), затем полученная из формы модель дорабатывается.

Одноразовая гипсовая форма для скульптуры состоит из нескольких разъемных частей, в зависимости от сложности скульптуры, поэтому перед формовкой скульптура разбивается на отдельные зоны. Важно правильно выбирать эти зоны, ведь от этого будет зависеть качество будущей отливки. Формовка производится по зонам поочередно в несколько слоев. Первый слой гипса наносится очень аккуратно, чтобы не повредить мягкий материал скульптуры и обеспечить формовку без воздушных пространств. Остальные слои равномерной массой наносятся на первый, чтобы обеспечить необходимую толщину формы. Когда гипс затвердеет его снимают со скульптуры, чистят и обрабатывают разделяющим раствором, чтобы не произошло слипания с будущей отливкой. Затем отдельные части формы соединяют. Если будущая скульптура будет отливаться из гипса, то форму стягивают тросами, так как при затвердевании гипс расширяется, создавая нагрузку, которая может разрушить форму и испортить будущую скульптуру. После того как материал отливки затвердеет, форму аккуратно раскалывают и извлекают готовую скульптуру.

Многоразовые формы могут быть изготовлены полностью из гипса, пластика, либо комбинированные (из силикона и гипса). Такие формы используются для неоднократного изготовления скульптур, так как после отливки они долгое время сохраняют свое первоначальное состояние. У силиконовой формы преимуществ больше: такие формы легче, удобнее в использовании, многоразовые и, самое главное, позволяют точно передать рельеф скульптуры без потерь. Их хорошо использовать, когда скульптура сложная, небольшая или тонко проработанная. Многоразовая форма из силикона для скульптуры может состоять как из одной, так и из нескольких отдельных частей. Это зависит от сложности самой скульптуры. Если форма будет состоять из нескольких частей, то скульптуру предварительно разделяют на зоны, а затем поочередно покрывают их жидким силиконом до необходимой толщины. Силикон пластичен, поэтому, чтобы избежать искривления отливки, изготавливается прочных кожух из пластика или гипса. Силиконовые формы помещаются в кожух, части которого прочно фиксируется от возможных смещений. После затвердевания отливки кожух разбирается, и из силиконовой формы извлекается готовая скульптура.

Качество формовочных работ очень важно для скульптуры. Если работает не профессиональный форматор, то вполне вероятно, что работа будет испорчена.

Таким образом, создание скульптуры – это активная и сложная творческая работа, долгий и трудоемкий процесс. Профессия скульптора – это постоянное противостояние материалу, с которым происходит взаимодействие. И, в этой связи, необходимо понимать, что только физическими усилиями невозможно преодолеть физические законы и создать художественный образ. От обучающихся необходимо внимание и постоянное наблюдение не только за своими действиями, но и за результатом своих изысканий. Так же необходимо знать, как ведет себя материал на разных этапах работы.

В учебной деятельности при подготовке педагога-художника программа учебной дисциплины не рассчитана на столь глубокий обучающий процесс изучения методов формовки. В рамках учебного процесса рассматривается лепка растительного орнамента с гипсового образца, выполнение упражнений по копированию элементов простейшего растительного орнамента с гипсовых моделей, в целях изучения первоначальных сведений о рельефном изображении на плоскости, создания простейшей гипсовой формы рельефа с последующей отливкой. Формовка рельефа является наиболее простым видом отливки, так как требует изготовления только одной формы.

Важным этапом создания гипсового барельефа является разработка эскиза: на этой стадии определяется художественный образ будущего изделия. Для того, чтобы добиться наибольшей выразительности силуэта, остроты характера, необходимо разработать несколько вариантов решения темы. Наиболее удачный эскиз прорабатывается в натуральную величину. Работая над графическим представлением образа, следует учитывать его объемно-пластическое решение, соотношение планов, избегать чрезмерно мелких деталей. Когда карандашный эскиз готов, и он попадает в размер плинта пластилина, то мы можем преступать к следующему этапу.

Для изготовления модели будущего слепка используется скульптурный пластилин. Для начала необходимо изготовить основу – пласт толщиной 1–1,5 см и размером, соответствующим эскизу. Стороны пласта необходимо ровно обрезать ножом. Затем контур эскиза переносится на основу. Далее необходимо набирать объем, постепенно уточняя контур и высоту частей рельефа друг относительно друга. Для перенесения эскиза на пласт (плинт) пластилина, лучше всего воспользоваться железной стекой или стоматологической лопаткой. В том случае, если копирование карандашного эскиза продвигается с трудом, то мы можем предложить обучающемуся воспользоваться техникой тиснения путем прокалывания бумаги по основным точкам, используя канцелярскую иглу. Работа ведется от общего к частному, детали прорабатываются стеками. Важно обратить внимание на то, что изображение в месте его соприкосновения с фоном не должно иметь так называемых поднутрений (отрицательных углов), т.е. должно соединяться с фоном без щелей и закругления внутрь. Следует также избегать деталей, нависающих над фоном. В противном случае при изготовлении отливки гипс, попав в поднутрения и схватившись, не позволит извлечь слепок без потерь (т.е. это приведет к утрате каких-либо частей слепка или формы). Следует помнить, что от качества изготовления модели зависит качество гипсовой формы. Поэтому необходимо уделить особое внимание обработке поверхности (выровнять или придать фактуру в соответствии с замыслом), так как на форме отпечатаются все неровности и шероховатости. Чем более детально будет подготовлена модель, тем меньше работы по доработке и исправлению формы будет в дальнейшем.

Чтобы снять форму с вылепленного орнамента, его необходимо сначала покрыть при помощи кисти смазкой на основе жидкого хозяйственного мыла с добавлением растительного масла. Затем приготовить гипсовый раствор с добавкой сухой охры (пигмент). Покраска нужна для того, чтобы при расколотке ясно видеть границу между формой и отливом. Пропорции гипсового раствора берутся на глаз, должен получиться раствор, напоминающий густые сливки. Затем разведенный подкрашенный гипс наносят тонким ровным слоем (5–6 мм) на вылепленный оригинал. Когда слой гипса (оплекс) затвердеет, на него накладывают металлическую арматуру из проволоки (3–5 мм), нужную для укрепления формы. Поверх арматуры накладывают второй, уже более густой и толстый (2–3 см) слой неподкрашенного гипса. Оставшийся в форме пластилин удаляют. После этого на внутреннюю поверхность и края формы наносят смазку и заливают гипсовым раствором. На этот слой гипса накладывают арматуру для прочности слепка и петлю из проволоки, за которую можно будет повесить отлив на стену. Затем гипсом заполняется оставшаяся часть формы. После затвердения гипса форму с отливом необходимо повернуть и, осторожно ударяя киянкой (молотком) по скарпели или стамеске, сколоть кусками толстый верхний слой формы. Нижний, подкрашенный слой формы следует удалять с особой осторожностью, чтобы не повредить поверхность отлива. В случае, если отлив поврежден, исправить его тут же по сырому гипсу.

Заключительный этап работы над изделием подразумевает окончательную пластическую и цветовую отделку поверхности. Если форма была недостаточно хорошо подготовлена, на слепке могут образоваться сколы. Пока гипс влажный, небольшие дефекты можно восстановить с помощью вновь разведенного гипса. До полного высыхания гипса поверхность, если необходимо, дорабатывается ножом или стеком согласно эскизу, прорабатываются мелкие детали, фактура. После полного высыхания гипса поверхность можно обработать наждачной бумагой, где это необходимо. Слепок можно оставить белым или тонировать. Для тонирования гипса можно использовать акриловые краски, морилку, аэрозольные баллончики и др.

А.С. Голубкина в записках, посвященных своим ученицам и ученикам, писала: «Чтобы перейти к настоящему искусству, надо хорошо изучить его ремесленную часть, которая очень проста, целиком поддается знанию и вычислению и преодолевается вниманием, усвоением порядка работы, сдержанностью и дисциплиной» [3].

Студенты, умеющие выполнять формовку, получают широкую возможность освоить профессию не только художника, но и художника-скульптора, форматора. Владея основами скульптурных навыков, студенты смогут самостоятельно создавать художественные образы предметно-пространственной среды, промышленных серий, авторских коллекций и предметов декоративно-прикладного искусства. Применяя техники работы с различными скульптурными материалами, они смогут выполнять творческие произведения в скульптуре для размещения на художественных выставках, конкурсах и других творческих мероприятий, повышая уровень профессиональной педагогической подготовленности и высокий творческий потенциал в области изобразительного искусства и скульптуры.

Список литературы

  1. Ломов С. П. Формирование художественных потребностей учащихся 4–6 классов средствами изобразительного искусства.: Автореферат диссер. на соискание уч. степени канд. пед. наук М., 1986. – 210 с.
  2. Бройдо Д. / Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры – М: Книга по Требованию, 2021 – 398 с.
  3. Голубкина А.С. Как создается скульптура. Несколько слов о ремесле скульптора. / [Предисл. А. Зотова]. – М: Искусство, 1965. – 48 с.
  4. Лантери Э. Лепка / Перевод с английского А. Е. Кроль. – М: Издательство «В. Шевчук», 2006. – 336 с.
  5. Соколов В.Н. / Лепка фигуры – М: Издательство академии художеств СССР, 1962. – 138 с.
  6. Попов С.А., Наконечный Ю.Г. / Академическая скульптура: материалы, техника использования. Учебно-методическое пособие. Благовещенск: Амурский гос. Ун-т, 2001.

Интересная статья? Поделись ей с другими: