УДК 75

Жизнь и искусство Караваджо

Парфенова Екатерина Ивановна – аспирант, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: В то время как в Италии преобладала «маньера», академическая и несколько манерная форма живописи, основанная на подражании римским или венецианским мастерам, в Ломбардии начал развиваться более свободный, реалистичный стиль. Основоположником этого стиля стал Караваджо Микеланджело Меризи.

Ключевые слова: искусство, культура, Караваджо.

Караваджо Микеланджело Меризи родился в Италии около 1571 года. Он осиротел в возрасте 11 лет и учился искусству у художника в Милане. Детство Караваджо, уроженца этого города в Бергамо, было трудным.

Отец Караваджо, Фермо Меризи, был «магистром», то есть декоративным архитектором у миланского герцога и маркиза Караваджо, Франческо I Сфорца. Сам Караваджо Микеланджело получил образование в Милане, и эпидемия чумы, опустошившая город в 1576 году, стала причиной смерти его отца и дяди, поэтому матери пришлось с огромным трудом воспитывать его и его пятерых братьев и сестер.

Принц Колонна, преемник Сфорца, заметил его талант к живописи и заключил с Петерцано четырехлетний контракт. Эта защита со стороны дома Колонна была очень важна для Караваджо, и он никогда не оставался без нее.

Влияние Петерцано явно прослеживается в ранних картинах Караваджо, они также несут на себе отпечаток старых фламандских художников, таких как Леонардо и Лоренцо Лотто: Дева Скалы почиталась в миланской церкви Сан Франческо иль Гранде, а последний был высоко почитаем в Бергамо.

В Винченце Караваджо изучал работы Мантеньи, мастера перспективы, а в Мантуе, в Палаццо дель Те, он познакомился с монументальными работами Джулио Романо.

В Милане, где жил Караваджо, существовала зарождающаяся школа, которая брала свои темы из повседневной реальности и по-новому трактовала свет. Возможно, именно Джованни Савольдо научил Караваджо использовать кьяроскуро, показывая свет без божественного происхождения. В Болонье Карраччи писали в том же духе, а в Кремоне Софонисба Ангиссола, знавшая Микеланджело в Риме, воспроизводила сцены из повседневной жизни. На одном из своих рисунков она изобразила мелом и углем своего маленького сына после укуса краба, и почти наверняка Караваджо сохранил его в памяти, так как написал этот сюжет на одной из своих первых картин после приезда в Рим.

По мнению Беренсона, Венеция и ее мастера, особенно Джорджоне, были очень важны, но влияние лангобардов тоже было. Лонги много говорил о знакомой человечности этой группы местных художников, которые симпатизировали "более скромной религиозности, использовали более правдивые и осторожные цвета, лучше описывали тени и даже ночные эффекты".

У Петерцано он учился рисовать, но в восемнадцать лет Караваджо отправился в Рим, что свидетельствовало о его амбициях: в то время этот город был культурной и художественной столицей Европы, городом пап, в котором царило оживление. Купол собора Святого Петра был только что завершен, базилики Святой Марии Майор и Святого Иоанна Латеранского говорили миру о триумфе христианства, открывались новые дороги, такие как Корсо. Сикст V нанимал архитекторов, художников, скульпторов, граверов и ювелиров, и многие лангобарды откликнулись на его призыв, в том числе Доменико Фонтана и Помаранчо.

По пути в Рим он остановился в Парме, где Аннибале Карраччи (уже обосновавшийся в Риме) написал для капуцинов "Изложение Богородицы" (которое ему очень понравилось и которое, возможно, послужило образцом для "Смерти Богородицы" в Лувре).

До сих пор неизвестно, как художнику удалось преодолеть опасности, таившиеся на дорогах в Рим, и добрался ли он до города в 1591 или 1592 году. Вероятно, он привез с собой полотна, написанные в мастерской Петерцано, хотя его реалистическая концепция не вызвала интереса в городе, который, соблазненный маньеризмом, в то время обожал Сальвиати, Чезари и Цуккари. Поскольку ему нужно было сводить концы с концами, Караваджо сначала подчинился вкусу большинства и, после пребывания в римском преступном мире, с полуслова согласился работать у сицилийского художника Лоренци.

Со своими компаньонами он чередовал работу, вечеринки, поездки в сельскую местность и на "виноградники", собственность любителей искусства. Вполне вероятно, что тогда он создавал работы, противоречащие вкусу своего времени, которые не находили покупателя.

Удача улыбнулась ему в лице прелата Пандольфо Пуччи, который пользовался симпатией при папском дворе, был внимателен к новым веяниям и молодежи. Караваджо привлек его своим талантом, диким и бескомпромиссным характером. Он предложил ему ночлег и кров в обмен на копирование благочестивых картин, которые тот отправил в монастырь капуцинов в Раканати, своем родном городе. Они не сохранились.

Список литературы

  1. Бенуа А.Н. Итальянская живопись в XVII и XVIII веках. Последователи Караваджо // История живописи всех времен и народов : [соврем. написание] / А. Бенуа. - СПб. : Нева, 2012. - Т. 3.

Интересная статья? Поделись ей с другими: