УДК 141

Некоторые системные аспекты философии экологии

Евстропов Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, доцент, преподаватель кафедры Непрерывного медицинского образования Национального исследовательского института дополнительного профессионального образования.

Насонова Софья Юрьевна – магистрант Донского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые системные аспекты присущие философии экологии и касающиеся, прежде всего, ее структуры. Резюмируется, что системные аспекты философии экологии характеризуются гносеологической системностью, функциональной структурированностью проблемного поля философии экологии и структурированностью основного ядра философии экологии, а истинно системный подход к изучению экологических объектов, несмотря на древнюю историю развития экологии, формируется лишь с восьмидесятых годов ХХ века.

Ключевые слова: история экологии, экологенез, структура философии экологии, гносеологическая системность, проблемное поле философии экологии.

С позиций теории систем и системного анализа, гносеологическая системность представляет собой сложное явление, проявляющееся и рассматриваемое в трех аспектах: системном подходе, системном методе и в системной теории.

 Системный подход позиционируется как общий принцип познавательной и практической деятельности людей, характеризующий методологический подход человека к действительности и представляющий собой некоторую общность его принципов. В соответствии с системным подходом, принцип системности предполагает представление исследуемого объекта как системы, характеризующейся:

  • элементным составом;
  • структурой как формой взаимосвязи элементов;
  • функциями элементов и целого;
  • единством внутренней и внешней среды системы;
  • законами развития системы и ее элементов.

Системный метод рассматривается как интегральная совокупность относительно простых методов и приемов познания, а также преобразования действительности.

Системный подход, выполняет ориентационную и мировоззренческую функции, системный метод реализует познавательную и методологическую функции, а системная теория – объясняющую и систематизирующую [1,2].

Своего рода особенностью системного подхода, по мнению Г. С. Розенберга и Н. В. Барановской, является в экологии определение составных частей экологической системы (подсистем) и взаимодействующих с ней объектов внешней среды, установлении совокупности внутренних и внешних связей, нахождение законов функционирования и их изменений в результате различных воздействий.

Экологические системы как объект изучения, в отличие от искусственных кибернетических систем, обладают большой структурной сложностью; многоуровневостью и перекрестностью связей; диффузностью управляющих функций и обратных связей экологических систем, формирующихся внутри нее; многофакторностью, сложностью и нелинейностью законов их функционирования [3, 4].

О. Ю. Колосова, изучая проблемное поле философии экологии, отмечает, что все направления исследования в философии экологии соответствуют следующим ее функциям:

  • гносеологическая функция философии экологии (анализ структуры философского знания в экологии, а также методов и механизмов их приобретения, раскрытие особенностей связей субъект – объект и субъект – субъект в процессе формирования знаний о едином социоприродном бытии;
  • прогностическая функция (выявление перспектив эволюции жизни, разработка биотехнологических оснований цивилизационного развития и др.);
  • проектно-методологическая функция философии экологии (изучение социальнопрактических, экологических и эстетических нужд людей [5].

Практически все современные науки построены по системному
принципу.

Биологическая наука экология включает несколько больших разделов.

Аутэкология изучает индивидуальные организмы в их взаимодействиях со средой обитания, синэкология – сообщества организмов в связях с соответствующей средой обитания, биогеоценология – экосистемы в их единстве и взаимосвязях. Позднее возникла экология человека, социальная экология, экология культуры, экология духа, экология мышления и др. Экологию человека, как комплексное междисциплинарное научное направление интересуют закономерности адаптации человека к условиям среды, характер воздействия на человека природных констант и процесс различных реакций человека на факторы среды в зависимости от генетических, психологических и культурных особенностей человека [6,7,8,9].

Современная философия экологии трактуется как область философских исследований, изучающая философские основания социоприродного взаимодействия.

С позиций общей теории экологии основное ядро философии экологии отражает области взаимопроникновения философского и экологического знания, являющегося методологической основой частных экологических дисциплин: геоэкологии, биоэкологии, социоэкологии, антропоэкологии и их многочисленных модификаций, в т. ч. на глобальном, региональном, локальном уровне.

«Экосистема» трактуется в философии экологии в общенаучном смысле, как комплексная система, представляющая собой единство и взаимодействие любого центрального объекта («субъекта») и экосреды.

В этой связи В. А. Кобылянский предлагает рассматривать «Экоориентированный подход» как – центрально-ориентированный вариант системного подхода, при котором одна из подсистем выступает в качестве центрального объекта, а другая (другие) – в качестве экосреды [10].

Следует отметить, что возникновение и развитие экологии имеет длительную историю. По мнению Г. С. Розенберга, истинно системный подход к изучению экологических объектов формируется с восьмидесятых годов ХХ века и представляет собой уже пятый период истории экологиии. Первый период, длившийся с древнейших времен до 1866 г, характеризуется обоснованием экологии в качестве самостоятельной научной дисциплины при отсутствии собственного для экологии понятийного аппарата. В течение второго периода (1866 -1935 гг.) было дано определение понятия «экосистема»), изучались закономерности отношения животных и растений к абиотическим факторам. Третий период (с 1935 г. до начала 70-х годов) характеризуется синэкологическими исследованиями, посвященными изучению взаимоотношений популяций в экосистемах. Некоторым своеобразием четвертого периода истории экологии (с начала 1970-х до середины 1980-х годов) является акцент на изучение экосистем в их развитии, а также – превалирование концепции континуума над концепцией дискретности экосистем [11,12].

Этимологически происхождение экологии можно рассматривать как экологенез, а его изучение отражает широко представленную историко -экологическую композицию различных его аспектов теоретического и прикладного характера. Подходы к изучению экологенеза возможны как с позиций периодизации экологии на основе смены в ней парадигм, так и с позиций системного и формализованно-математического подхода [13].

Заключение. Таким образом, философии экологии присущи некоторые системные аспекты, прежде всего, касающиеся ее структуры.

Истинно системный подход к изучению экологических объектов, несмотря на древнюю историю развития экологии, формируется лишь с восьмидесятых годов ХХ века.

Гносеологическая системность уже сама по себе представляет собой сложное явление и структурирована в виде трех разделов (системный подход, системный метод и системная теория). Структурировано функционально и проблемное поле философии экологии (гносеологическая функция философии экологии, прогностическая функция, проектно-методологическая функция философии экологии).

Теоретико-экологически основное ядро философии экологии отражает различные области взаимопроникновения философского и экологического знания (методологическая основа многих частных экологических дисциплин) на трех уровнях (глобальный, региональный, локальный).

Следовательно, системные аспекты философии экологии прежде всего характеризуются гносеологической системностью, функциональной структурированностью проблемного поля философии экологии и структурированностью основного ядра философии экологии.

Список литературы

  1. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2003. – 368 с.
  2. Казаева М.С. Мир в свете системных представлений современной миронауки // Экономическая синергетика. – 2018. – № 7; URL: esrae.ru/203-937 .
  3. Розенберг Г. С. Экология и системология: синтез теории // Биосфера. – 2012. – Т. 4, № 1. – С. 1-7.
  4. Барановская Н.В. Современные проблемы экологии и природопользования: учебное пособие / Н.В. Барановская, Т.В. Усманова, И.А. Матвеенко; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 192 с.
  5. Колосова О. Ю. Проблемное поле философии экологии // Философское образование. – 2013. – № 1(27). – С. 68-73.
  6. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) – М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. 367 с.
  7. Лисеев, И. К. Философия экологии сегодня // Философские науки. – 2017. – № 3. – С. 102-115.
  8. Evstropov V. General characteristic of modern ecology structure / V. Evstropov, E. Trushkova, Yu. Egorova // Science Almanac of Black Sea Region Countries. – 2019. – No. 2(18). – P. 48-57. – DOI 10.23947/2414-1143-2019-18-2-48-57.
  9. Евстропов В. М. Основные элементы структуры экологии // Заметки ученого. – 2022. – № 1-1. – С. 285-289.
  10. Кобылянский, В. А. Глобализация и экология: новый подход к созданию основ общей теории экологии // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. – 2009. – № 4(27). – С. 25-33.
  11. Розенберг, Г.С., Рянский Ф.Н. Теоретическая и прикладная экология / Нижневартовск: Из-во Нижневартовского пед. ин-та, 2005. – 292 с.
  12. Жакова С.Н., Лихачев С.В. История экологических учений: учебное пособие / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». – Пермь : ИПЦ «Прокростъ», 2021. – 169 с.
  13. Evstropov V. Modern Ideas About Ecogenesis / V. Evstropov, E. Trushkova // Science Almanac of Black Sea Region Countries. – 2020. – No. 3(23). – P. 35-44. – DOI 10.23947/2414-1143-2020-23-3-35-44.

Интересная статья? Поделись ей с другими: