УДК 33

Модель зрелости в управлении бизнес-процессами

Федорова Арина Романовна – магистрант Московского политехнического университета

Аннотация: В научной статье представлены результаты исследования характеристики и особенностей применения модели зрелости при управлении бизнес-процессами предприятия. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что от применения модели зрелости в управлении бизнес-процессами может быть обеспечено стратегическое развитие компании. В рамках статьи теоретические основы понятия «процессного подхода» в управлении организацией. Проанализирована необходимость применения модели зрелости в управлении бизнес-процессами. Выделены основные уровни зрелости в управлении бизнес-процессами компании и их краткая характеристика.

Ключевые слова: управление бизнес-процессами; моделирование бизнес-процессов; бизнес-процессы; модель зрелость; зрелость бизнес-процессов.

Актуальность научного исследования на тематику «модель зрелости в управлении бизнес-процессами» обусловлена тем, что от применения модели зрелости в управлении бизнес-процессами может быть обеспечено стратегическое развитие компании.

По этой причине, целью научной статьи выступает проведение анализа характеристики и особенностей применения модели зрелости при управлении бизнес-процессами предприятия. Необходимо рассмотреть теоретические аспекты, выделить основные уровни зрелости и практическую роль данного подхода к управлению бизнес-процессами компании и в целом ее экономической эффективности.

Процессный подход, в данный момент, востребован предприятиями любой сферы экономики Российской Федерации в связи с появлением новых особенностей, характеризующихся неустойчивостью и высокой динамикой. Именно поэтому актуально проведение эффективной процедуры моделирования бизнес-процессов, что обеспечивает успешность управления компанией.

Бизнес-процессы организаций можно классифицировать на следующие основные группы: основные бизнес-процессы, вспомогательные (обеспечивающие) бизнес-процессы, бизнес-процессы управления.

Управление бизнес-процессами одна из важных задач в современном менеджменте компаний, поскольку включает в себя не только изменение организационной культуры, но иногда и новое построение системы управления, с учетом различных технологий [1].

Управление бизнес-процессами организации по современным представлениям сильно связано с понятием организационной зрелости. В современных подходах, связанных с архитектурным бизнес-инжинирингом, процессная зрелость используется как основа для построения карт способностей бизнеса. Однако сама по себе зрелость бизнес-процесса не является целью управления организацией, для руководства наиболее важными показателями являются уставные цели, например, для коммерческой организации – извлечение прибыли.

Оценка качества управления организацией производится путем анализа зрелости управления ее бизнес-процессами. При этом под зрелостью управления понимается непрерывный процесс управления организацией с помощью постоянного совершенствования методологии стратегического управления и ее интеграция в общую систему управления организацией. Данный подход позволяет определить сильные и слабые стороны организации, а также оценить качество реализации управления и контроля ее бизнес-процессов [5].

На рисунке 1 изображен пример того, как проводится оценка уровней зрелости бизнес-процессов в управлении предприятием.

image001

Рисунок 1. Модель зрелости процессов организации в соответствии со стандартом [2].

Если достигнутое значение зрелости бизнес-процессов в соответствии с целевыми значениями – то существующая бизнес-модель компании эффективная, а ее процессы находятся под успешным управлением менеджментом. Значение модели зрелости в управлении бизнес-процессами заключается в том, что чем более зрелые процессы в организации, то тем более эффективнее достигаются указанные цели, обеспечивающие высокую производственную и финансовую эффективность.

По мнению А.Н. Карамышева, проведения оценки достигнутого значения зрелости процессов организации можно проводить при помощи следующих методов [3]:

  1. Технология изучения существующих бизнес-процессов.
  2. Классификация уровней развития системы процессного подхода к управлению компанией.
  3. Этапы внедрения процессного управления и применяемых методов.

По мнению А.И. Лыкова можно выделить шесть основных уровней, характеризующих оценку зрелости в управлении бизнес-процессами компании. Их характеристика и очередность изображены на рисунке 2 [4].

image002

Рисунок 2. Уровни зрелости в управлении бизнес-процессами компании.

Таким образом, выделяют шесть основных уровня зрелости при управлении бизнес-процессами предприятия, как начальный, повторяемый, стандартизированный, измеряемый, непрерывно совершенствуемый и интегрированный.

Переход процессов с одного уровня модели процессной зрелости на другой («созревание процессов») предполагает рост возможностей процессов и, как следствие, организации. Уровни процессной зрелости проходятся каждой организацией последовательно и определяются различными характеристиками, включающими миссию, ценности, стратегию, организационную структуру.

Общее количество моделей процессной зрелости, разработанных на данный момент, варьируется. Так, по мнению различных ученых, насчитывается от 61 до 200 моделей процессной зрелости предприятия, разработанных как крупными исследовательскими компаниями, так и небольшими консалтинговыми фирмами, сосредоточенными на построении процессов предприятий различных сфер деятельности.

К наиболее распространенным и получившим мировую известность моделям процессной зрелости относят: модель CMMI; модель SPICE; BPMM; модель Gartner; модель Forrester [5].

Подводя итоги проведенного исследования, можно заключить следующее:

  1. Процессный подход в управлении бизнесом компании – эффективный стиль менеджмента, где применяются современные методы и инструменты, обеспечивающие высокую эффективность организации и устойчивость ее стратегического развития.
  2. Благодаря использованию методов оценки уровня зрелости бизнес-процессов менеджмент компании обеспечивает себя информацией касаемо того, какие сильные и слабые стороны организации, а также объективной оценки качества реализации управления и контроля ее бизнес-процессов.

Список литературы

  1. Шподарев П.П. Современные подходы к управлению бизнес-процессами на предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2013. – № 2. – С. 78-81.
  2. Доррер М.Г. Модель управления совершенствованием бизнес-процессов на базе оценки уровней зрелости // ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2018. № 3 (7). С. 18-24.
  3. Карамышев А.Н. Оценка зрелости системы процессного управления промышленным предприятием // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2017. № 9. С. 202-207.
  4. Лыкова А.И. Сравнительный анализ моделей процессной зрелости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2017. № 3 (30). С. 69-75.
  5. Нефедов И.Ю. Анализ и оценка уровня зрелости управления бизнес-процессами современной организации // Экономические системы. 2016. № 1. С. 58-59.

Интересная статья? Поделись ей с другими: