УДК 629.7

Внедрение принципов управления безопасностью полетов в гражданской авиации

Стрельченко Алена Игоревна – магистрант Санкт-Петербургского государственного университет гражданской авиации им. А.А. Новикова

Аннотация: Целью настоящей статьи является проведение исследований в области обеспечения полетов гражданской авиации. Отмечено, что полностью исключить риски в обеспечении безопасности полетов не возможно. В разное время существовали разные подходы к управлению безопасностью полетов. В начале технической эры за безопасностью полетов следили только после осуществления инцидента, то есть от случая к случаю. В настоящее время контроль за безопасностью полетов осуществляется постоянно.

Ключевые слова: безопасность полетов, гражданская безопасность, риски, авиация.

На протяжении длительного времени понятие безопасность полетов в гражданской авиации понималась как способность авиационной транспортной системы функционировать без угрозы для жизни и здоровья людей и без нанесения ущерба авиационному имуществу при выполнении воздушных перевозок [1, 2]. Авиационным сообществом признается, что в этой отрасли невозможно обеспечить полную свободу от рисков и опасных факторов. Но эти риски должны неуклонно снижаться. Поэтому для определения безопасности полетов было принято использовать понятие приемлемого уровня риска. Одно из первых таких определений появилось в Универсальной программе ИКАО по организации полетов и получило дальнейшее развитие [2, 3].

Обеспечение безопасности полетов – сложная задача, требующая системного подхода, сущность которого состоит в надежности всех элементов авиационной транспортной системы, их взаимосвязей между собой и внешней средой [4, 5].

Представление о безопасности полетов условно делится на три важных этапа [6, 7, 8]. Каждый из них в значительной мере повлиял на снижение количества катастроф. На рисунке 1 схематично отражены этапы представления о безопасности полетов с указанием ключевых отличий каждой эры, а также изображен уровень снижения количества катастроф с 1920 года по настоящее время.

image001

Рисунок 1. Ключевые этапы понятия безопасности полетов.

Помимо общепринято подхода к безопасности полетов, появилось понятие делового подхода к управлению безопасности полетов на основе регулярного сбора и анализа ежедневных данных еще до наступления инцидента или происшествия [8, 9].

Концепция безопасности полетов подразумевает анализ уже произошедших событий, то есть опасные факторы выявляются только в момент расследования инцидентов и авиационных происшествий [10, 11].

Система предупреждения инцидентов и авиационных обязывает соблюдать рекомендации, полученные в результате расследований. Сигналом о необходимости совершенствовать систему безопасности полетов при реагирующем подходе служило авиационное событие.

Для предотвращения авиационных событий:

  1. Внимание уделяется последствиям.
  2. Определяются опасные действия эксплуатационного персонала.
  3. Осуществляется поиск и наказание виновных для повышения безопасности.
  4. Решаются исключительно обнаруженные проблемы безопасности полетов.

В профилактической работе над безопасностью полетов наблюдалась некая цикличность, зависящая от происходящих инцидентов.

Реагирующий подход не удовлетворял современные требования к обеспечению. Каждый из инцидентов обусловлен воздействием целого ряда причин, которые существуют в транспортной системе. Из-за скрытого характера таких причин, их не только не выявляли специально, но даже если случайно обнаруживали, то не придавали им особого значения. Однако опыт расследования происшествий показал, что любой скрытый недостаток в системе при определенных условиях трансформируется в причину, которая может привести к негативному событию. Намерено ожидать происшествия и инциденты, и только после выявлять недостатки, которые к ним привели, не только несвоевременно, но и негуманно. Истинная работа должна совершаться еще на подступах к авиационному событию.

В связи с этим ИКАО решила принципиально изменить подход к профилактической работе. Вместо расследования инцидентов было принято организовать беспрерывное целенаправленное выявление опасных факторов и их заблаговременное устранение. Для развития авиационной системы потребовалась новая концепция, поэтому в рамках совершенствования безопасности была разработана новая идеология безопасности полетов. 

Список литературы

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 60-ФЗ от 19.03.1997 (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 01.04.2023).
  2. Руководство по управлению безопасности полетов: Документ ИКАО 9859, издание четвертое, 2018 год [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ИКАО. – URL: https://elibrary.icao.int/explore;searchText=%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BF;mainSearch=1;themeName=Blue-Theme (дата обращения: 1.04.2023).
  3. Международная организация гражданской авиации ИКАО [Электронный ресурс]: официальный сайт. – URL: https://www.icao.int/Pages/default.aspx (дата обращения: 25.12.2022).
  4. Гипич Г.Н., Куклев Е.А. Применение правил разработки систем управления безопасностью полетов гражданской авиации // Транспорт Российской Федерации. – 2009. – № 5 (24). – С. 38 – 41.
  5. Бачкало Б.И., Ирмалиев Р.Э. О новом подходе к созданию системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2015. № 21. – С. 39 – 41.
  6. Кулик А. А., Большаков А. А. Методологические подходы к разработке интеллектуальной авиационной системы управления безопасностью полетов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. – 2021. № 3. – С. 41 – 48.
  7. Грищенко Д.А., Давыдов А.Б., Дыбля А.Ю., Лядова Е.Ф., Пономарев А.З., Самойлов В.В. Системы управления, навигации и посадки советских беспилотных летательных аппаратов ТУ-141 "Стриж", ТУ-143 "Рейс" и космического корабля многоразового использования "Буран" // Славянский форум. 2021. № 2 (32). С. 51-68.
  8. Грищенко Д.А., Замятин П.А., Черноштан Э.П., Шапиро Д.М. Применение технологий искусственного интеллекта для управления системой связи летательных аппаратов // Славянский форум. 2020. № 4 (30). С. 181-192.
  9. Замятин П.А. Вопросы эксплуатации беспилотных авиационных систем // Славянский форум. 2021. № 1 (31). С. 297-304.
  10. Шайтура С.В., Шайтура Н.С., Байгутлина И.А., Замятин П.А. Практические аспекты применения современных беспилотных летательных аппаратов - Бургас, 2022., 260 с.
  11. Шайтура С.В., Байгутлина И.А., Замятин П.А. Краткий анализ использования малых БПЛА в ходе специальной военной операции на Украине // Славянский форум. 2022. № 2 (36). С. 467-498.

Интересная статья? Поделись ей с другими: