УДК 629.7

Базовые концепции системы управления безопасностью полетов

Стрельченко Алена Игоревна – магистрант Санкт-Петербургского государственного университет гражданской авиации им. А.А. Новикова

Аннотация: В статье анализируются различные концепции обеспечения полетов гражданской авиации. ИКАО предложил новую концепцию обеспечения полетов, которая определяет риски полетов, обеспечивает принятие оперативных мер и осуществляет постоянный мониторинг рисков полетов. Существенное отличие этой концепции в том, что она нацелена на опережение до того как произойдет инцидент. Другая модель – это анализ функционирования системы управления безопасностью полетов. Третья модель швейцарского сыра имеет несколько уровней защиты. Все эти модели успешно применяются для обеспечения безопасности полетов.

Ключевые слова: безопасность полетов, гражданская безопасность, риски, авиация.

ИКАО предположил создание в авиационных организациях системы обеспечения полетами новую концепцию, которая:

  • определяет риски полетов и их безопасность;
  • обеспечивает принятие коррективных методов, необходимых для поддержания согласованного порядка полетов;
  • предусматривает проведение постоянного мониторинга и регулярной оценки рисков полетов.

Эта концепция нацелена на постоянное снижение рисков аварийных ситуаций с воздушными судами [1, 2].

Существенное отличие новой концепции заключается в том, что система обеспечения полетов не подразумевает ожидания событий, а нацелена на опережение, то есть на выявление опасных факторов в авиационной среде, которые еще не проявились, но впоследствии приведут к разным неблагоприятным инцидентам [4].

Таким образом, система управления безопасностью полетов (СУПБ) стала принципиально новым высокоэффективным способом профилактики негативных событий, который значительно изменил стиль производственной деятельности авиационных организаций [5].

На рисунке 1 представлена наглядная модель функционирования СУПБ и системы обеспечения безопасности полетов (СОБП) и системы управления безопасностью полетов (СУБП). Треугольник СОБП показывает, что внимание обеспечивающего персонала направлено на ошибочные действия и вызванные ими инциденты. При внедрении СУБП анализируются факторы, которые могут повлиять на появление инцидента.

image001

Рисунок 1. Модель функционирования СОБП и СУБП, где ОД – ошибочные действия, И – инциденты, СИ – серьезные инциденты, А – аварии, К – катастрофы, ОФ – опасные факторы.

Термин СУБП получил в стандартах и рекомендуемой практике ИКАО следующее определение. СУБП – это системный подход к УБП, включая необходимые организационные структуры, иерархию ответственности, обязанности, руководящие термины и процедуры.

СУБП состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов. Для понимания целей и способа функционирования каждого из компонентов СУБП необходимо заранее составить представление о причинах возникновения происшествий. Те из них, которые перечислены в данном подразделе, соответствуют документу ИКАО 9859 «Руководство по управлению безопасностью полетов».

Модель «швейцарского сыра» или Цепь Ризона. Авиационная система, очевидно, имеет несколько уровней защиты, которые можно условно назвать барьерами. Поэтому единичные нарушения и отказы в каждом из таких барьеров по отдельности редко приводят к серьезным последствиям. Теория, предложенная английским психологом Джеймсом Ризоном в 1990 году, говорит о том, что авиационные происшествия случаются в момент совпадения последовательных нарушений на каждом из барьеров. Иллюстрация Цепи Ризона представлена на рисунке 2.

image002

Рисунок 2. Модель «швейцарского сыра» или Цепь Ризона.

В модели «швейцарского сыра» все происшествия происходят из-за сочетания активных отказов и скрытых факторов.

Активные отказы – это действие или бездействие, вызывающее инцидент. К ним относятся ошибки, допущенные человеческим фактором при управлении воздушным судном. Сами по себе активные отказы приводят к инцидентам.

Скрытые факторы – это факторы, которые имеются в системе, но о них ничего не известно.

Происшествия по организационным причинам. Для профилактики таких происшествий должна выполняться нормализация отклонений в авиационной организации. Не правильная организация работы персонала приводят к активным отказам – ошибкам или нарушениям со стороны персонала.

Принцип теория, разработанной профессором Гарвардской школы бизнеса Скоттом А. Снуком, проиллюстрирован на рисунке 3.

image003

Рисунок 3. Иллюстрация теории Скотта А. Снука «Практический сдвиг».

Перед внедрением любого изменения в авиационной организации, например – установка нового усовершенствованного оборудования АС УВД для персонала, осуществляется прогнозирование работы этого нового оборудования и выявление потенциальных опасных факторов. После этих процедур определяю базовые показатели деятельности, которые графически на рисунке 4 представлены в виде прямой линии, проходящей от даты введения оборудования до снятия его с эксплуатации.

Однако после ввода в эксплуатацию работа оборудования может отличаться от той, что была спрогнозирована из-за реальных условий эксплуатации. Происходит, так называемый, практический сдвиг, где слово «сдвиг».

Список литературы

  1. Гипич Г.Н., Куклев Е.А. Применение правил разработки систем управления безопасностью полетов гражданской авиации // Транспорт Российской Федерации. – 2009. – № 5 (24). – С. 38-41.
  2. Бачкало Б.И., Ирмалиев Р.Э. О новом подходе к созданию системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2015. № 21. – С. 39-41. 
  3. Кулик А. А., Большаков А. А. Методологические подходы к разработке интеллектуальной авиационной системы управления безопасностью полетов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. – 2021. № 3. – С. 41-48. 
  4. Грищенко Д.А., Замятин П.А., Черноштан Э.П., Шапиро Д.М. Применение технологий искусственного интеллекта для управления системой связи летательных аппаратов // Славянский форум. – 2020. № 4 (30). – С. 181-192.
  5. Шайтура С.В., Шайтура Н.С., Байгутлина И.А., Замятин П.А. Практические аспекты применения современных беспилотных летательных аппаратов. – Бургас, 2022, 260 с.