УДК 65.011.54

Инструменты автоматизации бизнес-процессов, используемые лидерами рынка в сфере телекоммуникаций

Григорьева Анна Алексеевна – бакалавр Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Муклаев Сабур Мергенович – магистр Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Аннотация: В статье рассматривается проблема автоматизации бизнес-процессов, обусловленная потребностью в повышении производительности. В статье исследуются инструменты автоматизации процессов, используемые лидерами рынка, оказывающими телекоммуникационные услуги. В качестве основных инструментов в ходе кабинетных исследований выявлены Atlassian Jira, Confluence, Gitlab, Qlik. Рассмотрены основные функции инструментов, а также приведен смоделированный пример макрозадачи, связанной с автоматизацией бизнес-процессов, в телекоммуникационных компаниях. Даны рекомендации по стандартизации средств автоматизации бизнес-процессов.

Ключевые слова: автоматизация бизнес-процессов, Atlassian Jira, Confluence, Gitlab, Qlik.

Автоматизация – одно из направлений развития предприятий, которое предоставляет возможность выполнять управленческие процедуры и производственную деятельность при помощи механизмов, уменьшающих использование человеческого труда [1]. Актуальность проблемы автоматизации процессов объясняется необходимостью в сокращении временных издержек, а также увеличением контроля на всех этапах реализации проекта.

Цель: определить инструменты автоматизации бизнес-процессов, используемые лидерами рынка, оказывающими телекоммуникационные услуги.

Объект исследования: автоматизация процессов крупных компаний, оказывающих телекоммуникационные услуги в России.

Предмет исследования: инструменты, используемые для оптимизации процессов в телекоммуникационных компаниях.

Методы исследования: кабинетные исследования, анализ, синтез.

Бизнес-приложения увеличивают степень автоматизации деятельности компании. К бизнес-приложениям относятся те приложения, которые предполагают наличие функций, упрощающих трудовую деятельность на предприятии. Якимович А. П., Кондратьев В. Ю. выделяют основные типы таких приложений:

  1. приложения, связанные с управлением взаимоотношений с клиентами;
  2. приложения, целью которых является планирование имеющихся ресурсов компании;
  3. приложения, осуществляющие Project Management;
  4. приложения для реализации электронного документооборота;
  5. приложения, сконцентрированные на бизнес-аналитике;
  6. приложения по управлению корпоративным контентом;
  7. приложения, реализующие управление производством посредством анализа, а также оптимизации выпуска какой-либо продукции [3].

В статье будут рассмотрены некоторые из вышеуказанных приложений, также будет приведен смоделированный пример макрозадачи, связанной с автоматизацией, в телекоммуникационных компаниях.

В число лидеров рынка в сфере телекома входят ПАО «Вымпелком» – 49,4 млн клиентов, Tele2 – 47,5 млн, МТС с 80,4 млн клиентов, Мегафон с 74,4 млн клиентов [4, 7, 8].

Каждая компания характеризуется высоким уровнем автоматизации процессов, а также наличием собственных платформ для автоматизации бизнеса. «Билайн Бизнес» с 500 успешно реализованных проектов позволяет автоматизировать рутинные операции сотрудников и сократить затраченное время на 20% [4]. «Мегафон ПроБизнес» предлагает облачные оптимальные IaaS-решения и SaaS-решения, сервисы по защите ИТ-инфраструктуры и для обработки больших массивов данных [5]. «МТС Бизнес» предлагает облачные готовые вычислительные ресурсы для построения ИТ-инфраструктуры, виртуальные инфраструктуры в ЦОД и работы по переносу инфраструктуры в облако [6].

Автоматизация деятельности предприятий крупного и среднего бизнеса — это задача, которая редко обходится применением одного решения. На практике для автоматизации бизнес-задач формируется набор решений, позволяющий контролировать макропроцессы в масштабах направлений основной деятельности [2].

Сбор информации производился с помощью сервиса hh.ru. Проанализированы актуальные вакансии в рассматриваемых компаниях и определен набор решений и навыки, запрашиваемые работодателями на позиции разработчиков, оптимизирующих процессы. Наибольшей популярностью среди рассмотренных в вакансиях облачных инструментов пользуются Qlik, Atlassian Jira, Confluence, Gitlab.

Для внутренней автоматизации процессов компании могут использовать следующие решения:

  1. Atlassian Jira - для контроля процессов и проектного управления.
  2. Atlassian Confluence - для организации совместной работы и распределения команд.
  3. Gitlab - для хранения и контроля версий проектов.
  4. Qlik - для визуализации дашбордов по срезам данных.

Охарактеризуем возможности каждого бизнес-приложения.

Atlassian Jira – средство, созданное в целях управления проектами, которое реализует функции по созданию четкого списка задач для команды, наблюдению за прогрессом по конкретным задачам и его анализу [10]. В функционале приложения имеются scrum-доски и kanban-доски, позволяющие разделить проекты на составляющие части для детальной проработки. В группу со сходным функционалом входят Trello, GitHub Issues, Redmine.

Atlassian Confluence обеспечивает хранение файлов, создание безлимитного числа страниц, возможность создавать макросы в самом приложении, наличие структурированного дерева страниц, возможность наблюдать за изменениями, внесенными на страницах [9]. Приложение интегрируется с Jira. На сегодняшний день 17162 компании используют Confluence, большая часть из них – это индустрии, связанные с компьютерной разработкой, информационными технологиями и услугами, финансовой системой (см. рисунок 1) [12].

1

Рисунок 1. Распределение компаний, использующих Confluence, по отраслям [12].

Gitlab предоставляет возможность контролировать версии выполненных проектов и статусы проблем, отчеты о затраченного времени. Оно позволяет работать в облаке вместе с командами разработчиков и возвращаться к старым версиям кода [11]. Кроме того, приложение автоматически проверяет код, написанный разработчиком, что позволяет оперативнее проводить code-review. Помимо прочего, обеспечивается применение сетевой защиты, блокируются потенциальные атаки на веб-интерфейс. Перечисленные возможности являются только частью всего функционала приложения. 

Qlik позволяет создавать интерактивные дашборды с данными, на основе которых члены команды принимают решения. В режиме реального времени обеспечивается доступная база, готовая к анализу в выбранном облаке [13]. Примерами приложений, имеющих подобный функционал, являются Oracle Analytics Cloud, Kliptofolio, Tableau и Microsoft Power BI.

Смоделируем ситуацию и рассмотрим использование каждого приложения на примере.

  1. В компании формируется запрос под определенную макрозадачу по автоматизации. Менеджер по соответствующему макрозадаче направлению создает эпик в Jira. В рамках созданного эпика возможно создавать задачи и отслеживать их выполнение.
  2. Одновременно с эпиком в Jira создается страница макрозадачи на Confluence. На этой странице отображается актуальное на данный момент техническое задание, комментарии по проведенным встречам и другая информация по проекту.
  3. Часто над проектом работают несколько разработчиков одновременно. Для того, чтобы исключить выполнение параллельной одинаковой работы и обеспечить комфортную работу над общим изменяемым файлом, необходимо иметь хранилище проекта с возможностью контроля версий. Такую функцию исполняет Gitl
  4. Наконец, когда проект будет завершен, а процесс автоматизирован, появится потребность отслеживать текущий прогресс. С этой задачей поможет справиться Qlik.

В статье приведен смоделированный пример с использованием Atlassian Jira, Confluence, Gitlab, Qlik. Рассмотренный пример позволяет понять, что возможности автоматизации работы компании достаточно широки, бизнес на рынке имеет возможность перевести рутинные задачи в автоматизированный вид и ускорить процесс принятия решений, реализации проекта. В своей деятельности лидеры телекома используют для автоматизации бизнес-задач наборы решений. В настоящие время, в связи с продолжающим действовать соглашением о шаринге сети радиодоступа и предстоящими процессами каннибализации оборудования с целью расширения необходимой зоны покрытия при действии санкций, следует ожидать роста потребности эффективного взаимодействия между операторами. Таким образом, очевидным представляется необходимость стандартизации средств автоматизации бизнес-процессов, либо разработка методов портирования API уже используемых средств.

Список литературы

  1. Крюгер А.М., Сухарева Е.И., Афанасьева Т.Н. Автоматизация бизнес-процессов и ее влияние на работу компании // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2019. Т-3. С. 112-114.
  2. Филиппов М.В. Автоматизация бизнес-процессов в компании: решения и проблемы современного менеджмента // Бизнес. Образование. Право. 2015. С.144 -149.
  3. Якимович А.П., Кондратьев В. Ю. Мобильные бизнес-приложения, их значение. // Информационное общество: современное состояние и перспективы развития. 2017. С. 325-327.
  4. Билайн бизнес [Электронный ресурс] // Автоматизация бизнес-процессов URL: https://moskva.beeline.ru/business/beetechnologies/automatization/ (дата обращения: 30.03.2023).
  5. Мегафон ПроБизнес [Электронный ресурс] // Мегафон построил Облако, каким оно должно быть URL: https://cloud.megafon.ru/ (дата обращения: 30.03.2023).
  6. МТС БИЗНЕС [Электронный ресурс] // IT и безопасность URL: https://moskva.mts.ru/business/it-i-bezopasnost/oblachnye-resheniya (дата обращения: 30.03.2023).
  7. РИА Новости [Электронный ресурс] // «Мегафон» пересчитал абонентскую базу в 2020 году URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/25/03/2021/605c29c09a794717ec42c844 (дата обращения: 30.03.2023).
  8. РИА Новости [Электронный ресурс] // Число абонентов МТС снизилось впервые с начала пандемии URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/03/03/2023/6402022c9a7947e87f669891 (дата обращения: 30.03.2023).
  9. ATLASSIAN [Электронный ресурс] // Confluence URL: https://www.atlassian.com/ru/software/confluence (дата обращения: 30.03.2023).
  10. ATLASSIAN [Электронный ресурс] // Jira Software URL: https://www.atlassian.com/ru/software/jira (дата обращения: 30.03.2023).
  11. Gitlab [Электронный ресурс] // Software faster URL: https://about.gitlab.com/ (дата обращения: 30.03.2023).
  12. ENLYFT [Электронный ресурс] // Companies using Atlassian Confluence URL: https://enlyft.com/tech/products/atlassian-confluence (дата обращения: 30.03.2023).
  13. Qlik [Электронный ресурс] // URL: https://www.qlik.com/ru-ru/ (дата обращения: 30.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: