УДК 33

Основные направления развития малого и среднего бизнеса в условиях кризиса

Короткова Ольга Валерьевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина

Аннотация: В статье раскрываются актуальные вопросы, связанные с основными проблемами и направлениями развития малого и среднего бизнеса в условиях кризиса. Отдельное внимание уделено таким аспектам как цифровые технологии, устойчивое развитие, «зеленые» цепочки поставок. Также акцентировано внимание и на внутренних процессах, связанных с клиентами, финансированием и источниками роста в стране пребывания. Помимо этого, раскрыты ключевые аспекты состояния и развития предпринимательства на разных этапах экономического развития страны: экономический подъем, замедление темпов роста, возникновение предпосылок и период наступления кризисных явлений.

Ключевые слова: малый бизнес, кризис, цифровизация, логистика, рост.

Малый бизнес является жизненной силой современных экономических систем, составляя более 90% всех фирм и обеспечивая более половины рабочих мест в частном секторе. Местные предприятия возвращают в местную экономику в три раза больше денег, чем крупные предприятия или корпоративные сети. Кроме того, местный бизнес основан на местных отношениях, что способствует укреплению доверия и гражданской активности [1]. В тоже время малые и средние предприятия более подтверждены действию глобальных неопределенностей, кризисных явлений и финансовых потрясений, поскольку любые незначительные изменения могут привести к их ликвидации.

Кризис – это неожиданное событие, представляющее значительную угрозу для экономики, отраслей промышленности и отдельных предприятий. Кризисные явления обычно характеризуются сложными последствиями на макроуровне и разнообразными негативными шоками на микроуровне. За последние три десятилетия мир пережил нескольких крупных глобальных кризисов, которые оказали существенное влияние на экономику, включая Азиатский финансовый кризис и Глобальный финансовый кризис. Также свою роль сыграли кризисы на региональном уровне, например, вызванные стихийными бедствиями или политическими волнениями.

Разразившаяся совсем недавно глобальная пандемия COVID-19 оказала катастрофическое воздействие на мировую экономику и существенным образом повлияла на многие малые и средние предприятия. Она повлекла за собой широкий спектр проблем, включая снижение деловой активности, временное закрытие предприятий, кадровые проблемы и перебои в цепочке поставок. Как свидетельствует статистика, около трети представителей малого и среднего бизнеса временно прекратили свою деятельность, более половины сотрудников были уволены или отправлены в неоплачиваемый отпуск [2].

В данном контексте внедрение антикризисного управления для малых и средних предприятий, а также определение перспективных направлений их развития в период кризисных потрясений, является актуальной задачей, поскольку перманентно возникающие экономические и политические кризисы обуславливают необходимость в квалифицированном финансовом менеджменте, обеспечении устойчивости и адаптивности субъектов хозяйствования. С учетом вышеизложенного, не подлежит сомнению тот факт, что способность противодействовать внешним и внутренним рискообразующим факторам становится основным условием для успешного функционирования малых и средних предприятий.

Таким образом, обозначенные обстоятельства обуславливаются выбор темы данной статьи, а также подтверждают ее практическую значимость.

Ключевые аспекты состояния и развития предпринимательства на разных этапах экономического развития страны: экономический подъем, замедление темпов роста, возникновение предпосылок и период наступления кризисных явлений – нашли отражение в работах Земцова С.П., Царевой Ю.В., Спицына В.В., Cole, Rebel A.; Damm, J; Drummond, H.; Chell, E.

Изучением вопросов, связанных с тем, какие именно малые предприятия, в какой степени и когда наиболее уязвимы для экономических потрясений занимаются Богомолова Л.Л., Зелинская А.Б., Бурундукова Е.М., Berger, A. N.

Однако, несмотря на имеющиеся труды и наработки, следует отметить, что существующие исследования малого бизнеса и предпринимательства во время кризисных явлений в основном были сосредоточены на макроперспективах, то есть на том, как кризисы повлияли на экономику и бизнес-организации, на стратегиях, которые предприятия внедряли во время кризиса, и на ответных мерах государственной политики.

При этом недостаточно внимания в существующих работах уделено предпринимателю как центральному действующему лицу при изучении того, как малые предприятия справляются с неожиданными экзогенными кризисными событиями, такими как пандемия COVID-19, которые глубоко влияют на процессы на микроуровне.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении основных направлений развития малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.

Преимущество малых и средних предприятий – в их гибкости и динамичности, что особенно необходимо в современных рыночных условиях, отличающихся турбулентностью внешнего окружения. Индивидуализация и дифференциация потребительского спроса, активный рост номенклатуры товаров и услуг стимулируют субъектов предпринимательской деятельности к поиску новаторских идей и внедрению новых бизнес-технологий [3]. Данное направление движения особенно актуально, когда наступает кризис.

Одна из наиболее значимых тенденций, которая возникла во время пандемии COVID-19, заключается в том, что малые предприятия активизировали выход в Интернет, что позволило им создать различные возможности для решения проблем. Для многих представителей малого бизнеса Интернет оказался спасательным кругом, помогая им оставаться на плаву во время кризиса. Так, данные ВЦИОМ России свидетельствуют о том, что 16% малых предприятий развили/увеличили свое присутствие в Интернете (например, в социальных сетях), включая представление своих предложений в Интернете во время карантина. Кроме того, 24% всех малых предприятий внедрили или расширили использование цифровых технологий (например, Zoom, Microsoft Teams) для облегчения работы из дома [4]. Согласно отчету Facebook в 2021 году, 23% малых предприятий сообщили об использовании инструментов цифрового заказа, 16% о применении инструментов предоставления удаленных услуг и 37% перешли на цифровые платежи. 36% действующих предприятий в сегменте малого бизнеса, которые применяют онлайн-инструменты, сообщают, что все свои продажи они осуществляют онлайн [1].

Второе направление развития малого бизнеса в условиях кризиса связано с переходом на устойчивые, «зеленые» технологии. Как показали недавние события малые предприятия, чтоб выжить в условиях кризиса начали инвестировать в устойчивое развитие. По данным фирмы Deloitte, более половины малых и средних предприятий в ЕC в последние 2 года инвестировали в устойчивое развитие и планируют сделать больше в 2023 г. Одним из самых больших стимулов является изменение поведения потребителей [5].

Сегодня потребители все чаще предпочитают вести более устойчивый образ жизни и покупать только то, что им нужно, из-за опасений по поводу климатического кризиса и роста стоимости жизни. Они также выбирают бренды, разделяющие их этические и экологические ценности, и избавляются от тех, которые этого не делают. Особенно, когда речь идет о наиболее часто покупаемых товарах, таких как продукты питания, напитки, одежда, товары для дома и косметика. Малые предприятия имеют хорошие возможности для предоставления более устойчивых вариантов – от местных сезонных продуктов до надежной информации и рекомендаций.

Третье направление развития связано с включением в «зеленые» цепочки поставок. По мере того, как мир движется к нулевому уровню выбросов, бренды все чаще стремятся к экологизации своих логистических поставок. Подтверждение репутации малого предприятия как такого, которое ведет устойчивый бизнес значительно повысит его шансы быть выбранным в качестве экологичного поставщика или партнера.

Четвертое направление связано с глубокой цифровой трансформацией. Пандемия ускорила цифровизацию малого бизнеса. Исследование показало, что 8 из 10 малых и средних предприятий в настоящее время нуждаются в цифровых инструментах для начала, выживания и развития своего бизнеса. В 2023 г. технологии могут помочь малым предприятиям справиться с целым рядом проблем и возможностей. От улучшения качества обслуживания клиентов и повышения операционной эффективности до использования данных, способных укрепить устойчивость. Однако существует ряд препятствий для более широкого внедрения технологий, в том числе нехватка времени, опыта и денег для инвестиций.

Глобальные цифровые тенденции на 2023 год включают в себя более доступные и недорогие решения искусственного интеллекта (ИИ), усовершенствованный Интернет вещей (IoT). Использование цифровых возможностей позволит предприятиям получить конкурентное преимущество, также благодаря им они смогут определить пробел на новом или существующем рынке. В дальнейшем цифровизация даст возможность защитить бизнес [5].

Пятое направление заключается в сосредоточении внимания на источниках роста внутри страны пребывания бизнеса. Когда внешняя среда неблагоприятна и провоцирует многочисленные угрозы, нарушения сложившихся практик, малому бизнесу следует избегать дорогостоящих расходов на доставку и импорт, закупая сырье, расходные материалы, ингредиенты и товары внутри страны. Местные поставщики могут снизить транспортные расходы и уменьшить объем парниковых газов, выделяемых при сжигании ископаемого топлива. Кроме того, внутренние цепочки поставок могут быть более устойчивыми и надежными к геополитическим событиям.

Шестое направление связано с большей фокусировкой на клиентах. Учитывая возросшую стоимость жизни сегодня, когда потребители вынуждено сокращают расходы, предприятию следует подумать о том, как оно может помочь клиентам, гарантируя, что они сохранят свои взаимовыгодные отношения в дальнейшем. Идеи включают в себя введение схем скидок за лояльность, вознаграждение за возврат денег и использование платежей в рассрочку, чтобы помочь распределить стоимость покупки. Возможно, стоит изучить, способен ли бизнес удерживать или даже снижать цены – чувствительные к стоимости покупатели могут отказаться от услуг предприятия, когда финансы ограничены.

И в завершении следует акцентировать внимание на финансировании. Если бизнес жизнеспособен и имеет хорошие долгосрочные перспективы роста, необходимо подумать о привлечении финансирования за счет кредита или инвестиций в акционерный капитал. Это может добавить ликвидности бизнесу, позволяя ему платить поставщикам и покрывать накладные расходы.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что в условиях кризиса, чтобы выжить и обеспечить дальнейшее развитие малые и средние предприятия должны уделять внимание как новым технологиям, цифровым инновациям и прогрессивным сферам деятельности, так внутренним процессам, что в совокупности позволит удержать и укрепить рыночные позиции.

Список литературы

  1. Голоскоков Л.В. Право и экономика кто кого регулирует // Ученые записки юридического факультета. № 1. С. 12-17.
  2. Мугаева Е.В. Развитие предпринимательства в условиях кризиса // Финансовая экономика. 2020. № 6. С. 174-176.
  3. Шахбазова М. С. Специфика управления малым и средним бизнесом в современных экономических условиях // Журнал прикладных исследований. 2023. № 2. С. 14-19.
  4. Муцалов С.И., Эльмурзаев С.М. Специфика управления малым и средним бизнесом в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. 2022. № 8 (145). С. 803-808.
  5. Соколинская Ю.М. Тенденции развития малого предпринимательства // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2020. Т. 82. № 1 (83). С. 365-368.

Интересная статья? Поделись ей с другими: