УДК 327.7

Деятельность Арктического Совета по обеспечению экологической безопасности Арктического региона

Хакимова Хафиза Бахтияровна – выпускница бакалавриата кафедры Регионоведения и международных отношений Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Тагаева Мадина Султанмурадовна – выпускница бакалавриата кафедры Регионоведения и международных отношений Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье анализируется деятельность Арктического совета по обеспечению экологических проблем в Арктике. Рассматриваются основные направление и способы укрепления и перспективы развития Арктического совета как организации, обеспечивающей поддержание экологической безопасности в Арктике.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая политика России, экологическая политика, «арктическая восьмёрка».

В последнее время интерес, к Арктике растет прежде всего, с увеличивающимся значением Арктического региона при решении социально-экономических задач не только арктических, но и неарктических государств (например, КНР). При этом речь идет не только об использовании природных ресурсов, но также о возможности развития арктических путей сообщения, которые позволят быстрее и с меньшими потерями доставлять необходимые грузы с востока на запад и в обратном направлении. Кроме того, до настоящего времени в Арктике не решена проблема отработанного ядерного топлива – в частности, на территории Российской Арктики.

Данные факторы указывают существенное влияние на экологическую ситуацию в Арктическом регионе, которая находится на постоянном контроле у членов Арктического совета – организации, призванной, в первую очередь, решать проблемы, связанные с изменением климата и обеспечением устойчивого развития региона.

Именно негативные экологические последствия деятельности человека в Арктике привели к необходимости объединения усилий арктических стран по их ликвидации и созданию Арктического совета. Уникальность природы региона неоднократно подчеркивалась в выступлениях лидеров всех этих государств и ставилась на повестку дня в работе совета.

На сегодняшний день Арктический совет стал площадкой для конструктивного диалога представителей как арктических, так и неарктических стран, нацеленных на обеспечение экологической безопасности региона. В частности, об этом свидетельствуют создание объединений по адаптации к климатическим изменениям, совместная практика ликвидации промышленного загрязнения, выработка рекомендаций по сохранению арктической флоры и фауны.

Более того, в рамках Арктического совета организовано проведение научных исследований, результаты которых учитываются при формировании и корректировки арктических стран-участниц форума. В связи с этим, повышается актуальность исследования деятельности Арктического совета в формировании экологической безопасности в регионе.

Особое значение эти вопросы приобретают в настоящее время для Российской Федерации в связи с тем, что наше государство сейчас председательствует в совете и, соответственно, имеет возможности для влияния на актуальную повестку дня. Таким образом, значимость поднимаемой темы не подвергается сомнениям.

Необходимость охраны окружающей среды Арктики и построения системы экологической безопасности в регионе осознается всеми арктическими государствами, что привело к появлению нового взгляда в научной литературе на взаимосвязь безопасности и экологических проблем.

Однако ситуация вокруг Арктического совета резко изменилась после 24 февраля 2022 г., когда президент России объявил о начале специальной военной операции на Украине. Как сообщило 3 марта 2022 г. информационное агентство «Интерфакс»: «Арктический совет приостанавливает работу в связи с действиями России на Украине, сообщается в четверг в совместном заявлении стран-участниц организации. «Наши государства временно приостанавливают участие во всех встречах совета и его вспомогательных органов, принимая во внимание необходимые условия, которые позволят нам продолжить важную работу совета с учетом нынешних обстоятельств», - говорится в заявлении. Как отмечается в документе, основой деятельности совета «всегда служили принципы суверенитета и территориальной целостности». «В свете нарушения Россией этих принципов наши представители не будут ездить в Россию на встречи Арктического совета», - подчеркивается в заявлении».

Данные обстоятельства серьезно осложняют работу Арктического совета, не только на ближайшую перспективу, но и создают большое количество рисков, в т.ч. и сфере экологии Арктического региона.

Перед теми странами, которые сейчас запускают промышленные проекты в Арктике, стоит задача совместить экономические выгоды с насущной необходимостью защиты окружающей среды. Различные документы рассматривают текущую политику и потенциальные ответы на экологические вызовы, содержащиеся в национальных стратегиях развития Канады, Дании, Финляндии, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США.

Среди неарктических стран Китай стал одним из видных игроков в регионе, в том числе в сферах промышленного развития и судоходства. Другие страны также проявляют все более серьезную озабоченность по поводу окружающей среды, но прогрессирующее изменение климата на Крайнем Севере - это проблема, которую не может решить ни одна страна, действующая в одиночку. Это вызывает глобальную озабоченность, поскольку более широкое сообщество арктических и неарктических стран имеет взаимный интерес к сотрудничеству для обеспечения защиты хрупких экосистем и устойчивого развития региона.

Арктика была глобальной темой, представляющей интерес в течение последних двух десятилетий, и в ближайшие годы ей также будет уделяться больше внимания. Изменение климата, таяние морского льда, увеличение политическая, экономическая и военная деятельность входят в число основных задач региональных и международных директивных органов, связанных с Арктикой.

Несмотря на то, что в управлении Арктикой активно участвуют несколько международных и региональных организаций, Арктический совет, межправительственный орган, включающий восемь стран за Полярным кругом, является наиболее заметной руководящей организацией этого региона. В результате политика в области экологической безопасности в Арктике разрабатывалась одновременно на уровне страны и на международном уровне при сотрудничестве и поддержке друг друга. Угрозы экологической безопасности уже хорошо устранены этими субъектами, и в качестве превентивных мер уже разработан ряд стратегий. Меняющаяся динамика окружающей среды Арктики оправдывает необходимость постоянного изучения политики Арктического совета, направленной на борьбу с будущими угрозами, и разработки нового набора стратегий для расширения его деятельности.

Список литературы

  1. Арктическая политика России: международные аспекты [Текст]: доклад к ХХII Апр. международ. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 56 с.
  2. Бабенко, М.В. «Зеленая экономика: экологические императивы обеспечения экономического развития Российской Арктики»: резолюция круглого стола [Текст] / М.В. Бабенко // Арктика и Север. – 2016. – № 22. – С. 160 – 174.
  3. Брехунцов, А.М., Петров, Ю.В., Прыкова, О.А. Экологические аспекты освоения природно-ресурсного потенциала Российской Арктики [Текст] / А.М. Брехунцов, Ю.В. Петров, О.А. Прыкова // Арктика: экология и экономика. – 2020. – № 3 (39). – С. 34 – 47.
  4. Ворончихина, Д.Н. Арктический совет как международный форум сотрудничества государств: участие России [Текст] / Д.Н. Ворончихина // Ars Administrandi. Искусство управления. – 2019. – Т. 11, № 2. – С. 306 – 329.
  5. Ворончихина, Д.Н. Деятельность России в Арктическом совете по обеспечению экологической безопасности [Текст] / Д.Н. Ворончихина // культура. Наука. Производство. – 2020.
  6. Гриняев, С.Н. Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности [Текст] / С.Н. Гриняев [и др.]. – М.: АНО ЦСОиП, 2014. – 102 с.
  7. Гудев, П.А. Новые риски и возможности межгосударственного сотрудничества в Арктике [Текст] / П.А. Гудев // Арктика и Север. – 2019. – 36. – С. 57 – 83.
  8. Гутенев, М.Ю. Арктический вектор Норвегии: преемственность и новации [Текст] / М.Ю. Гутенев // Современная Европа. – 2019. – № 4. – С. 108 – 118.
  9. Кижаева, А.В. Проблема обеспечения экологической безопасности Арктического региона как важный вектор российской политики [Текст] / А.В. Кижаева // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2016. – С. 53 – 60.
  10. Кижаева, А.В. Экологическая политика скандинавских стран в Арктическом регионе [Текст] / А.В. Кижаева // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2017. – С. 55 – 61.
  11. Коваль, В.П. Сохранение культурной и природной среды Арктики [Текст] / В.А. Коваль // Арктика и Север. – 2016. – № 22. – С. 154 – 164.
  12. Кочемасова, Е.Ю. О некоторых научных подходах к определению границ Арктики [Текст] / Е.Ю. Кочемасова // Арктика и Север. – 2019. – № 35. – С. 158 – 169.
  13. Кукушкина, А.В., Шевчук, А.В., Шишкин, В.Н., Салыгин, В.И. Перспективы развития правовой охраны окружающей среды Арктики [Текст] / А.В. Кукушкина, А.В. Шевчук, В.Н. Шишкин, В.И. Салыгин // Государственная служба и кадры. – 2019. – № 3. – С. 19 – 23.
  14. Лабин, Д.К. Международно-правовая охрана окружающей среды Арктики и вопросы недропользования [Текст] / Д.К. Лабин // Образование. Наука. Научные кадры. Серия: Юридические науки. – 2021. – № 3. – С. 145 – 151.
  15. Матвеев, А.С. Международное сотрудничество в Арктике [Текст] / А.С. Матвеев // COLLOQUIM-JOURNAL. – 2018. – № 7-1. – С. 34 – 40.
  16. Наговицын, Р.Р. Обеспечение экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации [Текст] / Р.Р. Наговицын // Проблемы современной экономики. – 2018. – № 13. – С. 203 – 205.
  17. Никулин, М.А. Великодержавная конкуренция в Арктике: геополитическое соперничество в новом политическом пространстве [Текст] / М.А. Никулин // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – 2019. – Т. 19. № 3. – С. 392 – 403.
  18. Павленко, В.И. Национальные программы исследований Арктики в циркумполярных государствах: планирование, инструменты реализации и политическая эффективность [Текст] / В.И. Павленко. – М., 2015. – 14 с.
  19. Пащенко, Л.В. Теоретические аспекты экологической безопасности. Роль Арктического совета в обеспечении экологической безопасности в Арктике [Текст] / Л.В. Пащенко // АНИ: экономика и управление. – 2017. – Том 6, № 1 (18). – С. 263 – 266.
  20. Сахаров, А.Г. Изменения климатической политики США и повестка дня Арктического совета [Текст] / А.Г. Сахаров // Вестник международных организаций. – 2018. – Том 13, № 1. – С. 66 – 79.
  21. Сахаров, А.Г. Развитие Арктического совета как «института регионального управления» [Текст] / А.Г. Сахаров // Вестник международных организаций. – 2015. – Т. 10, № 4. – С. 72 – 92.
  22. Чернов, С.Н. Нефть и газ Арктики. Правовые, экологические и социальные проблемы освоения странами Арктического совета богатств Севера [Текст] / С.Н. Чернов. – Петрозаводск: КарнЦ РАН, 2020. – 209 с.
  23. Шамахов, В.А. Экологическая безопасность и интеграционные процессы освоения Арктики [Текст] / В.А. Шамахов // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2018. – № 3 (25). – С. 12 – 16.

Интересная статья? Поделись ей с другими: