УДК 327

Факторы изменения территориальных претензий в Антарктике и перспективы развития Системы Договора об Антарктике

Ольберг Даниил Владимирович – студент факультета Прикладной экономики и коммерции Московского государственного института (университета) международных отношений.

Аннотация: Антарктида – это регион на самом юге земного шара, который остался относительно нетронутым человеком из-за суровых климатических условий и удаленности от развитого мира. На протяжении всей истории, с момента открытия этой части света, боролись две точки зрения: либо сохранить нетронутые экосистемы региона, либо рационально использовать их для нужд человека. Ради сохранения нетронутой природы Антарктиды были заключены международные соглашения, благодаря которым Антарктида имеет особый статус, не использовавшийся ранее.

Сегодня, в эпоху глобализации, роль этой территории значительно возрастает с каждым годом. Растущая сырьевая проблема человечества подталкивает правительства стран к пересмотру позиции Антарктиды в международных отношениях. Договор об Антарктике, как основополагающий документ системы международных отношений в регионе, в 2041 году будет подвергнут пересмотру, что не исключает изменения статуса континента. Данная статья посвящена факторам территориальных претензий в Антарктике и возможным вариантам модификации договора.

Ключевые слова: Антарктика, Договор об Антарктике, территориальные претензии, научные станции.

Антарктида начала участвовать в мировых отношениях, в тот момент, когда наступило определенное время в истории - мировые державы стали уделять большое внимание разделу колоний в мире. Поэтому в будущем претензии на территорию привели к Договору об Антарктике, который был оформлен в 1959 году. После подписания договора и его подтверждения всеми странами, хотевшими захватить территорию, притязания и споры не были закончены, поэтому документ стал дальше оспариваться и страны стали выдвигать претензии на Арктику, что продолжилось дальше на длительное время. На последнем рассмотрении Договор был продлен до 2041 года, после данной даты он может быть изменен, при модификации положения, должны быть учтены претензии всех стран на данную территорию. Влияние нового договора на международное положение делает возможным изучение претензий на территорию Антарктики, то есть на весь регион в целом.

Страны, подписывающие договор делятся на три категории по категории претензий на территорию Антарктики:

  1. Страны имеющие настоящие претензии на территорию, до момента подписания Договора: Чили, Новая Зеландия, Австралия, Великобритания, Франция, Норвегия, Аргентина.
  2. Страны, которые могут иметь право на территориальные претензии: Россия, ЮАР, США, Перу.
  3. Государства, которые не имеют претензий официального характера, то есть все возможные остальные участники Договора.

Государства и страны, которые относятся к первой группе, имеют разные основания на тот или иной сектор Антарктики.

К первому типу оснований можно отнести заслуги исследователей, мореплавателей страна в плане открытия и исследования территорий Антарктики. Страны, относящиеся к данной категории: Россия, ведь она открыла всю Антарктиду, остров Петр I, Мордвинова, земли Александра I; Великобритания – острова Аделаида, Биско, Земля Виктория и другие территории. Франция - открытие острова в 1770-х годах Кергелен, Норвегия – достижение Южного полюса, США исследовала земли Уилкса, Австралии. Страны апеллируют тем, что они заложили фундамент открытий для полного освоения территории Антарктики.

Второй вид претензий – это исследования научного плана в большом масштабе, которые были связаны с сохранением природного наследия Антарктиды. Природа данной местности находится на охране, ее ценности значимы для всего мира. Антарктида внесла огромный вклад в открытие и описание новой территории, поэтому она не может быть игнорирована при обосновании на претензии по территории. В этом плане можно выделить строительство научных станции в Антарктиде, которым занимались разные страны.

image1

Рисунок 1. Количество научных станций в Антарктике по странам. Составлено автором.

Анализируя представленную гистограмму, мы можем выделить, что больше всего научных станций было построено в Аргентине и Чили. Данные страны не могут считаться лидерами по расходам на науку, строительство станций. Их можно считать главными странами по количеству попыток освоения Антарктики. Главная провинция Чили была названа – Магальянес, Антарктида Чилийская, аналогичной провинцией Аргентины можно считать – Огненную землю, острова Атлантики Южного типа, что можно выделить, как основную идею национального типа по изучению территории Антарктики в двух странах Латинской Америки. В 1977 году правительство Аргентины создало кампанию по доставке женского пола, были перевезены жены генералов армии Аргентины, они находились на седьмом месяце беременности, в новую Антарктиду, которая была названа Аргентиной Поэтому, женщина, которая родила ребенка, автоматически становится матерью гражданина Аргентины, родившихся детей, можно рассматривать как первые люди на континенте. Правительство Чили в это время стало на путь аналогичного развития, создав похожую акцию. Страны аргументировали тем самым свои претензии на Антарктиду, считали, что уже взаимодействуют с данной страной, входят в ее состав, потому что на ее территории стали рождаться новые их граждане. Анализируя данные факты, можно выделить, что большое количество баз, расположенных в Антарктиде, были построены на одной части континента, близко к территории, на которые страны имели претензии, что было использовано в качестве аргументов для предоставления данным странам части земли - раздел Антарктиды на секторы. Поэтому, нельзя утверждать, что аргументы не могут быть применены другими странами, проявившими интерес к Антарктиде.

Третий вид причин, по которым можно было выделить претензии на территорию Антарктиды, это близость стран к территории континента. Претензии данного типа характерны для Чили, ЮАР, Франции, Великобритании, Аргентины, Австралии, Новой Зеландии. Страны считают Антарктиду продолжением шельфа континента, как пример, можно привести Чили и Аргентину. Остальные государства расположены заметно на далеком расстоянии от континента, поэтому их нельзя считать напрямую причастными к Антарктиде. Но они имеют ряд островов в регионе, что можно рассматривать, как некую близость к местности.

image2

Рисунок 2. Виды оснований территориальных претензий в Антарктике по количеству стран. Составлено автором.

В данной таблице мы можем рассматривать только те страны, которые имеют претензию на регион – всего их одиннадцать. Опираясь на таблицу, мы видим, что девять стран находятся в непременной близости к Антарктиде, либо рядом имеют зависимые территории, например Перу, Чили и Аргентина. Такие страны, как Франция, Норвегия, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия – 7 стран имеют определенный потенциал в научном плане, остальные занимают первые 10 мест по количеству проживающих граждан на территории – это Россия, США, Франция, Австралия, Чили, Великобритания, Аргентина. Шесть стран вкладывают в развитие территории в Антарктике, это Россия, США, Франция, Норвегия, Австралия, Великобритания.

Если было проведено простое голосование, то страны данной категории стали бы отстаивать свои права на земли посредством подтверждения своего выгодного географического положения на занимаемой местности. США занимает лишь часть островов в Тихом океане, в особенности на ее севере, а не на юге. Страну можно считать лидером в мировой политике, что отражается на личном отстаивание своих принципов, это делает трудным дальнейшие прогнозы по ее политике.

Опираясь на данные, которые были рассмотрены и проанализированы в данной статье, можно сделать рекомендательный вывод о том, что Россия должна увеличивать максимально свое присутствие в данной зоне, для нее это оптимальный вариант. Договор по Антарктике диктует свои условия, поэтому единственной сферой работы, которая не противоречит условиям положения и возможна для России на данной территории – это научная деятельность, она может дальше возобновляться на основе появления новых научных станций, проведения конференций по Антарктике и т.д.

Выше было выделено, что новый договор по данной стране действует до 2041 года. К этому моменту многое может измениться на мировой арене, положение Антарктики в мире может быть сильно пересмотрено исходя из жизненной реальности. Можно проследить общие варианты изменения договора, они сведены к некоторым позициям:

  1. Сохранение статуса Антарктиды, в качестве универсального человеческого наследия. Данная точка зрения базируется на том, что развитие региона в положительном аспекте возможно только при неполной зависимости Антарктиды от поставок других стран. Но с течением времени современные технологии будут выходить на новый уровень, что изменит ситуацию. Дальнейшие промышленное освоение территории могло вызвать негативное изменение местности.
  2. Организация кондоминиума в Антарктиде. Данное положение говорит об установлении разной зависимости от стран в Антарктиде. Организовать управление можно посредством создания одного органа, в него должны входить представители разных стран. Каждое государство станет занимать отдельное положение в системе управления, будет ведать отдельными его частями. Посредством реализации такого варианта мы видим значительное уменьшение споров по Антарктиде, но есть и те страны, которым место в управление территории не будет отдано, что станет довольно спорным моментом. Это касается страны со скудной историей по изучению рассматриваемой местности. К тому же, после признания территории статуса кондоминиума, это приведет к использованию природных ресурсов сверх меры. Именно такая структура приведет к тому, что ресурсы будут признаны достоянием всех стран, а значит каждое государство станет пытаться захватить себе как можно больше полезных ископаемых в регионе и не допустить туда конкурентов.
  3. Разделение Антарктиды на отдельные части.

Данный вариант будет поддержан странами, которые уже успели обосновать свои притязания на территорию и закрепили свое влияние. Отдельные части Антарктиды попали под суверенитет разного количества государств. Но здесь возможно положение, когда границы будут построена на несправедливом принципе. Сложно определить именно показатель раздела местности – кем была открыта земля, чьи научные станции на ней стоят, какой вклад был внесен в развитие Антарктиды.

Каждый способ может иметь ряд достоинств и ряд недостатков. Ситуация с определением лучшего из них осложняется тем, что эти пути имеют десятки собственных разновидностей. С точки зрения политической позиции России в регионе, она вправе настаивать на секторальном разделе Антарктиды, поскольку в этом случае Россия может оказаться в наиболее благоприятной ситуации по сравнению с тем, если будут реализованы другие варианты изменения договора.

Список литературы

  1. Колесникова Е.А. Антарктика: история освоения и перспективы международного управления в ХХI веке / Е.А. Колесникова – Текст: электронный // Вестник Московского университета. ‒ Серия 25. ‒ Международные отношения и мировая политика. ‒ 2015. ‒ №4. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antarktika-istoriya-osvoeniya-i-perspektivy-mezhdunarodnogo-upravleniya-v-hhi-veke (дата обращения: 17.06.2022).
  2. Илюшина Н.В. Проблема территориального раздела Антарктики / Н.В. Илюшина – Текст: электронный // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-territorialnogo-razdela-antarktiki (дата обращения: 21.06.2022).
  3. Ferrada L. V. Five factors that will decide the future of Antarctica //The Polar Journal. – 2018. – Т. 8. – №. – С. 84-109. ‒ (дата обращения: 17.06.2022).
  4. aq – Официальный сайт Секретариата Договора по Антарктике - [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ats.aq/ ‒ (дата обращения: 21.06.2022).
  5. REI V. L. Antarctica in the geopolitical space of the South Atlantic //E-Journal of Portuguese History. – 2019. – Т. 17. – №. 2. ‒ (дата обращения: 21.06.2022).
  6. Mancilla, A. (2018). The Moral Limits of Territorial Claims in Antarctica. Ethics & International Affairs, 32(3), 339-360. doi:10.1017/S0892679418000527 ‒ (дата обращения: 21.06.2022).
  7. McGee J., Edmiston D., Haward M. The Future of Antarctica: Scenarios from Classical Geopolitics. – 2022. ‒ (дата обращения: 21.06.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: