УДК 37

Проблемы и подходы в обучении произношению на занятиях по английскому языку

Сачивко Яна Вячеславовна – студент магистратуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс обучения произношению. Выделяются основные проблемы. Указываются необходимые компоненты для эффективного обучения. Описываются различные подходы к обучению произношения.

Ключевые слова: произношение, обучение, педагогика, английский язык.

Процесс обучения произношению на уроках английского языка имеет свои сложности и особенности. Несмотря на то, что к настоящему времени методисты и преподаватели разработали прочную основу педагогической методологии для обучения произношению и учебные материалы для повседневной практики преподавания, многие аспекты этой проблемы являются еще мало изученными.

Существуют две основные проблемы в обучении произношению: во-первых, таким видом обучения чаще всего пренебрегают. Во-вторых, если им не пренебрегают, то, как правило, такое обучение возникает спонтанно в процессе занятия, а не является заранее спланированным действием [2, c.13].

Многие преподаватели пренебрегают обучать произношению. Однако дело тут не в том, что у них отсутствует интерес к этому, а скорее это связано с чувством сомнения относительно того, как это правильно делать. Опытные педагоги признают, что им не хватает теории в плане преподавания произношения, а также они выражают желание улучшить свои практические навыки. Несмотря на то, что студенты и преподаватели могут быть заинтересованы в отработке конкретно этого навыка, главным приоритетом все равно остается лексика и грамматика. Студенты, в свою очередь, также часто проявляют энтузиазм по этому поводу, так как считают, что это поможет им лучше общаться на иностранном языке. В таком случае мы сталкиваемся с парадоксом: обе стороны образовательного процесса заинтересованы в тренировке произношения, однако этим часто пренебрегают.

Для эффективного преподавания произношения необходимы:

  1. Хорошая теоретическая база;
  2. Практика навыков в классе;
  3. Свежие оригинальные идеи для отработки навыков в классе.

Большая часть обучения произношению заключается в следующем: ученик совершает ошибку на занятии во время чтения или говорения, преподаватель реагирует и дает обратную связь. Так же случается во время грамматических или лексических ошибок студента и является частью учебного процесса. Однако, что касается этапа планирования урока, то на передний план выходит именно работа с грамматикой и лексикой. Если посмотреть на содержание большинства учебников, то можно увидеть, что большее внимание там также уделяется этим двум разделам.

Тем не менее, работа по отработке произношения также должна быть запланированной частью занятия. Преподавателям необходимо рассматривать это как неотъемлемую часть урока. Также как фокус занятия направлен на изучение и отработку определенных грамматических конструкций, так он должен включать в себя и особенности произношения. При планировании задача преподавателя – понять какие проблемы будут иметь отношение к определенным структурам и лексическим единицам, которые рассматриваются на конкретном уроке. Также при планировании необходимо учесть и попытаться предвидеть какие возможные проблемы и вопросы могут возникнуть у студентов и какие методы отработки будут более эффективными. При этом во время занятий также будет приветствоваться работа по ходу урока (в случае возникновения каких-то вопросов, которые не были запланированы преподавателем). Таким образом будут сочетаться два вида работы, что сделает процесс обучения иностранному языку более эффективным.

В разные времена существовали различные подходы к обучению произношения. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Сегментный подход. В 40-е годы прошлого века обучение произношению основывалось на обучении отдельным звукам с использованием упражнений по шаблону и их повторения. Основное внимание уделялось точности повторения модели, заданной учителем. Все звуки изучались изолированно.
  2. Интонационный подход. В этом случае основным фокусом внимания становится интонация. Считается, что интонация выполняет четкие коммуникативные функции. Подход является полной противоположностью сегментного подхода, так как изучает связность звуков и делает акценты на движение тона.
  3. Акцентологический подход. Основывается на особой роли ударения в языке из-за его функции различия значений на уровне слов и предложений. Рассматривает интонацию как мелодическую реализацию ударения.
  4. Ритмический подход. В центре внимания – особый уникальный ритм, присущий каждому языку [1, c.45].

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение произношению на занятиях по английскому языку – это важная часть процесса изучения иностранного языка. Эффективность учебного процесса зависит от тщательного планирования занятия и обоюдной заинтересованности преподавателя и студента в развитии навыка.

Список литературы

  1. Euler S. Approaches to pronunciation teaching: History and recent developments // Recent developments in applied phonetics (Studies in linguistics and methodology), 2014. №6. P. 35-78.
  2. Kelly G. How to teach pronunciation. – L: Pearson Education Limited, 2000. – 154 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: