УДК 37
Педагогическое проектирование как инструмент повышения социальной активности молодежи
Некрылова Юлия Васильевна – начальник Управления физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Алексеевского городского округа Белгородской области.
Аннотация: В данной статье рассматривается применение педагогического проектирования в образовательной среде, а также проведен анализ применения педагогического проектирования с целью увеличения уровня вовлечения молодежи в общественную деятельность и реализацию социальных инициатив.
Ключевые слова: молодежь, педагогическое проектирование, социальная активность, грантовая поддержка, общественная деятельность.
Молодежь – это наиболее энергичная, подвижная и динамичная часть населения, она свободна от стереотипов и предрассудков предшествующих лет, ей присуща внутренняя противоречивость, неустойчивость психики и низкий уровень толерантности, она стремится выделиться и отличаться от остальных. Еще в прошлом столетии применялись инновационные методы обучения с целью саморазвития личности, привлечения ее социальной активности. Одним из таких методов был метод педагогического проектирования.
Применение метода педагогического проектирования способствует развитию проектного мышления, которое помогает человеку визуализировать не только проблемные и предметно-преобразующие компоненты, но и их пространственно-временное развитие.
Впервые обучение с применением проектных технологий применили в конце XIX в. в сельскохозяйственных школах США, где проекты брали за основу как метод решения жизненных ситуаций. Основателем данной системы обучения стал американский философ, педагог Джон Дьюи (1859–1952) [1].
В России же применение проектных технологий, как одного из ведущих видов деятельности, в образовательных учреждениях стали применять в 90-е годы XX века. Первым понятие «проектирование» в отечественной педагогической науке применил А. С. Макаренко, разработавший основы логики педагогического мышления [4].
Стоит отметить, что применение проектных технологий все больше приобретают интерес среди молодежи, общественных организаций и объединений, структурных подразделений органов власти различного уровня, занимающихся реализацией молодежной политики. В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» обозначено внедрение проектных технологий не только на всех уровнях образовательной системы, но и в рамках реализации национального проекта «Образование» [2].
Ежегодно Федеральное агентство по делам молодежи для поддержки реализации самых актуальных и перспективных молодежных инициатив проводит ряд грантовых конкурсов, таких как: Всероссийский конкурс молодежных проектов среди ВУЗов, Всероссийский конкурс молодежных проектов среди физических лиц, конкурс НКО по патриотическому воспитанию, конкурс молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа. Целями грантовой поддержки молодежных проектов являются вовлечение молодёжи в творческую деятельность и социальную практику, повышение гражданской активности, создание эффективной системы социальных лифтов для самореализации молодёжи [3].
Развитием проектной деятельности в молодежной среде на уровне региона занимается департамент молодежной политики министерства общественных коммуникаций Белгородской области, а в районах и городских округах местные отделы молодежной политики и проектные офисы. Белгородская область занимает лидирующие позиции в области проектного управления. Так в 2021 году, согласно статистическим данным, в Фонд президентских грантов было подано 525 заявок на первый конкурс и 670 заявок на второй конкурс.
Несмотря на созданные условия, способствующие развитию проектной деятельности в молодежной среде существует проблема вовлеченности учащейся молодежи в этот вид деятельности. Для полного изучения проблемы вовлеченности молодежи Алексеевского городского округа в педагогическое проектирование был проведен социологический опрос (онлайн опрос при помощи google формы) среди учащейся молодежи Алексеевского городского округа в возрасте от 14 до 18 лет. В исследовании приняли участие 100 респондентов.
Участие в общественной жизни округа является показателем гражданской позиции каждого человека. Из полученных данных следует, что лишь 81 % опрошенных принимают активное участие в общественной жизни округа. В ходе исследования были выявлены причины, из-за которых мы можем наблюдать отсутствие у части молодежи интереса к участию в социальных инициативах, воплощаемых посредством педагогического проектирования.
Таблица 1. Причины отсутствия интереса у молодежи к реализации социальных инициатив.
Сложность в поиске необходимой информации |
36 % |
Сложность в поиске ресурсов |
22 % |
Отсутствие единомышленников |
15 % |
Отсутствие наставника |
27 % |
Социальная активность может проявляться в различных видах деятельности человека, тем самым становится его достоянием и гордостью. Она связана как с умственными, так и с физическими способами реализации иниатив. является общим достоянием личности и проявляется по-разному в разных видах деятельности человека. Социальная активность наиболее тесно связана с умственными и физическими проявлениями. Благодаря необходимости, идеологии и воле и проявляется социальная активность молодежи. Существует много причин и оснований проявления социальной активности граждан, для кого-то это желание изменить что-то к лучшему в своем городе, а для кого-то это является отличной платформой для получения новых знаний. Узнав мнение молодежи, был составлен рейтинг основных мотивов проявления социальной активности.
Таблица 2. Мотивы проявления социальной активности.
Желание изменить ситуацию в городе |
17 % |
Помочь людям в трудной жизненной ситуации |
19 % |
Неудовлетворенность условиями жизни |
13 % |
Приобретение знаний и опыта |
20 % |
Возможность самореализации |
26 % |
Руководствуясь полученными данными, можно сделать вывод, что наиболее популярным мотивом проявления социальной активности является возможность самореализации через реализацию социальной инициативы.
Прибегая к различным источникам информации человек может узнать о реализации социальной инициативы, тем самым использовать ее опыт для воплощения своих идей и планов. Проводя опрос респондентов мы узнали какие источники информации чаще всего использует молодежь.
Таблица 3. Часто используемые источники информации.
Неофициальные (социальные сети, блоги и т.д.) |
35 % |
Официальные (сайты органов власти, новостные сайты и т.д.) |
14 % |
Друзья/родственники |
21 % |
Печатные издания (газеты, журналы) |
8 % |
Наружная реклама |
7 % |
Телевидение |
13 % |
Радио |
2 % |
35 % респондентов основную информацию получают по средствам социальных сетей, блогов и т.д. 21 % получают информацию от друзей и родственников, а 14 % используют сайты органов власти и новостные сайты.
Реализация своего проекта требует не мало усилий и затрат, материальных и физических. Естественно органы местного самоуправления обязаны поддерживать и развивать деятельность молодежных общественных организаций и их инициативы, так как через общественную деятельность можно решить многие проблемы, с которыми сталкивается молодежь.
Таблица 4. Содействие реализации молодежных инициатив со стороны органов власти.
Да. Содействие реализации молодежных инициатив необходимо с целью их развития, популяризации и наибольшей результативности |
3 % |
Да. Поддержка молодежных инициатив способствует реализации муниципальной и государственной политики |
18 % |
Да. Реализация социальных инициатив решает проблемы в молодежной среде |
29 % |
Нет. Все должно быть естественно, не надо вмешиваться |
5 % |
Среди опрошенных оказались и те, кто считает, что не надо вмешиваться в деятельность молодежи и ее уровень должен быть естественным и избыточная молодежная активность может привести к разрушению сложившегося социального порядка.
Существуют различные формы и методы поддержки и стимулирования социальной активности молодежи, это могут быть как благодарственные письма за участие в общественной жизни города или проведение каких-либо мероприятий, так и поездки на различные молодежные форумы регионального и международного уровня.
Таблица 5. Виды стимулирования социальной активности молодежи.
Участие в открытых заседаниях по обсуждению актуальных проблем города |
10 % |
Реализация проекта «Диалог на равных» |
12 % |
Использовать местные СМИ для освещения молодежных инициатив |
7 % |
Нематериальное поощрение (грамоты, благодарности, сертификаты, билеты и т.д.) |
20 % |
Организация молодежного дискуссионного клуба |
23 % |
Проводить тренинги с лидерами молодёжных организаций |
9 % |
Устраивать разного рода поездки для молодежи |
18 % |
Молодежные активисты выразили потребность в организации дискуссионных клубов (23%), чтобы молодежь научилась отстаивать свою точку зрения и идеи. Также немаловажным является нематериальное поощрение в виде грамот, билетов в кино, сертификатов, и т.д. - 20%, что является достаточно весомой поддержкой со стороны государства.
Опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод, что молодежь Алексеевского городского округа проявляет интерес к реализации социальных инициатив посредством педагогического проектирования, но сталкиваются с рядом проблем. Основные из которых - сложность в поиске необходимой информации и отсутствие коммуникативной площадки.
Не возникает сомнений, что органы власти всячески поддерживают и готовы в дальнейшем поддерживать молодежь, которая проявляет социальную активность. Привлекая активистов для обсуждения актуальных проблем города на заседания различных структурных подразделений, они тем самым показывают открытость и готовность выслушать точку зрения самой юной части общества. Не обходится и без использования местной газеты для освещения молодежных инициатив, а так же поощрения социально активной молодежи. В ближайшее время будут созданы дискуссионные клубы, на базе которых можно проводить различные тренинги с лидерами и активистами молодежных общественных организаций.
Список литературы
- Каргина Е.М. Метод педагогического проектирования: история и современность: моногр. / Е.М. Каргина. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 212 с.
- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)) // СПС Гарант [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://base.garant.ru/72192486/(дата обращения: 22.02.2022 г.).
- Проект Федерального агентства по делам молодежи «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» от 16 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf.