УДК 7.03

Этапы формирования музыкальных традиций Китая

Чжан Вэйчжэнь – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Целью статьи является анализ развития мировоззренческой системы Древнего Китая, в частности философии, непосредственно определявшей культурные и музыкальные традиции страны. Методология исследования состоит в использовании исторического и биографического методов в изучении данной тематики. Исследованы действия мировоззрения Древнего Китая на музыкальные традиции страны. Отмечены исторические имена философов, наиболее повлиявшие на развитие музыкального искусства и образования, что также отразилось на культурных традициях.

Ключевые слова: Китай, музыка, конфуцианство, буддизм, народный стиль.

Китайская культура является одной из древнейших в мире. Известно, что в ходе культурного развития искусство обособляется от философии в особую форму общественной жизни – духовную при сохранении смысловых связей и взаимовлияний с мировоззренческими науками и учреждениями, так как под влиянием искусства вообще и музыки в частности, развивается художественное сознание общества, умение творчески относиться к общественным и природным явлениям. Формируются ценностные ориентации, нормы, идеалы. Становление китайских музыкальных традиций органично и очень тесно связано с развитием философии и истории страны. В последние десятилетия культура страны вызывает все больший интерес у исследователей в связи с принципиально новой ролью, которую Китай играет в современном мире. Поэтому изучение мировоззренческой системы Китая актуально, поскольку определяет возврат к философским истокам, способствовавшим становлению и развитию китайской музыкальной культуры.

Корни китайской культуры восходят к периоду раннего палеолита к образованию государства Шан-Инь (примерно 1766 – 1027 гг. до н.э.). Китайская музыкальная культура развивалась в связи с культурами Южной, Центральной и Западной Азии. Между характером музыки и состоянием общества того времени существовала прямая связь. (Некоторое обособление музыки в самостоятельный вид искусства, в «иньюэ», произошло в конце эпохи Чжоу). Не случайно во многих древних хрониках встречаются такие словосочетания, как «юеву» (музыка и танец), «геву» (песня и танец), которые указывают на древние формы китайской музыкальной культуры. Согласно традиционным религиозно-философским представлениям, древние китайцы каждую ступень звукоряда, звука связывали с определенным временем года, временем суток, положением Солнца и Луны, различными птицами и животными, стихиями природы и т.д. Одни мелодии исполнялись весной, другие – летом, осенью и зимой [3, c.157]

В истории китайской музыкальной культуры выделяются определенные периоды развития со своими характерными чертами. Первой из них была музыка Древнего Китая, когда происходило становление китайской музыки. Его примерные хронологические границы - от 20 века до н.э. до 3 века нашей эры. Следующий период — это музыка раннего средневековья Китая, которая характеризуется обогащением иностранными влияниями и процветанием. Он длился с 3 века до нашей эры до начала 13 века нашей эры. Периодом зрелости китайской музыки принято считать позднее средневековье (с начала 13 века до 1911 года).

Период с 1911 года по настоящее время – это музыка Нового времени (У Ген-Ир, 2011, стр. 22-23). Периоду Древнего Китая предшествовала эпоха архаики (26-21 вв. до н.э.). На территориях Хэнань, Шэньси и Шаньси существовал культ, связанный с пением и танцами, посвященный началу и концу сбора урожая. Весь следующий сезон были широко распространены религиозные песенно-танцевальные обряды в честь богов и духов предков.

В процессе развития находилось и музыкальное народное творчество – любое произведение сопровождалось пением и плясками. Музыкальная культура государства Шань-Инь (16-11 вв. до н.э.) строилась на обрядовых песенно-танцевальных обрядах, посвященных урожаю и жертвоприношениям богам. Позднее это сочетание искусств было воссоздано в придворных и храмовых традициях. Позже начинают формироваться основные черты светской музыки – сочетание пения, музыки и танца (У Ген-Ир, 2011, с. 26). Эпоха Чжоу (11-3 вв. до н.э.) характеризовалась расцветом всех отраслей культуры. Различают Раннюю (Западную) Чжоу (11 век – 770 г. до н.э.) и Позднюю (Восточную) (770 – 256 г. до н.э.).

Понимая влияние и роль музыки в жизни общества, представители династии Чжоу прибегли к организации и развитию этого искусства. В эпоху раннего Чжоу появилось Музыкальное заведение, благодаря которому была открыта музыкальная школа для обучения музыке и танцам. Обучение длилось семь лет, как правило, для учащихся в возрасте от 13 до 20 лет [4, c.38-39].

В позднечжоуский период сформировалось философское отношение к взаимодействию музыки и социальных процессов. Идеология китайского философа Конфуция, которой руководствовались древние и последующие правители Китая, во многом способствовала тому, что музыка стала государственным культом и имела государственное значение: она была средством воздействия на нравы и настроения людей, управления людьми, держать их в повиновении.

Отношение конфуцианства и государства к музыке можно рассматривать как одну из главных специфических черт китайской цивилизации. «Ши Цзин» («Книга песен»), составленная философом, является древнейшим и наиболее почитаемым произведением китайской литературы. «Ши Цзин» сохранился в основном в двух произведениях.

За периодом Чжоу последовала династия Цинь (221–206 гг. до н. э.). Многое было сделано для подъема культуры и искусства, с другой стороны, в этот период конфуцианство было смертельно упразднено, а его сторонники подверглись гонениям. В этот период большое распространение получили оркестры и оркестровая музыка.

В период Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), сменивший династию Цинь, конфуцианство вернулось и оставалось государственной идеологией Китая до Синьхайской революции 1911 года. Значимым событием этого периода для развития музыки в стране стало основание в 112 г. до н.э. Китайского императорского музыкального бюро Юефу. Термин «юефу» означает «лирика». Это старинные обрядовые распевы, народные песни, созданные в ханьский период, авторские песни в народном стиле В истории династии Хань музыкальное бюро Юефу просуществовало 106 лет. В последующие годы традиция сохранилась: в Китае при императорском дворе всегда существовали специализированные учреждения, занимавшиеся музыкой [2, c.140].

Примерно с середины III века наибольшее влияние на культуру Китая оказал даосизм, основоположником которого считается старый мастер Лао-цзы. В центре его учения находится понятие Дао («Путь»), которому подчинен весь мир и который является основой и источником всех вещей, постоянно движущихся, подчиняющихся естественной необходимости. Великий шелковый путь и культурный обмен с народами Ближнего Востока и Индии способствовали развитию и обогащению китайской музыки. В китайской культуре появлялись новые идеи, темы и музыкальные инструменты. История Великого шелкового пути также связана с распространением буддизма в Китае.

С XVII века происходила определенная демократизация китайской музыки, культуры народных песен и цзинцзюй, активно развивались местные театральные и музыкальные представления. В 18-19 веках большое место в Китае занимала оркестровая музыка Ши фан сюэ. Были и оркестры европейского типа.

В начале 20 века расширялись контакты с другими странами. Музыканты получили музыкальное образование в европейской традиции за пределами Китая. Большинство из них, освоив западную профессиональную музыку, остались под влиянием традиционной китайской музыки. Реформа школьного образования в Китае (когда музыка впервые была введена в качестве обязательного предмета в школьную программу) привела к развитию нового вокального жанра — школьной песни («сюэтан юэгэ») [1, c.6].

После революции 1911 года, когда был положен конец правлению династии Цинь, произошло европейское музыкальное знание. Вводилась европейская нотная система, предпринимались попытки адаптировать западную музыку к китайской культуре.

С 1931 года военный конфликт с Японией вызвал подъем патриотического движения в кругах музыкантов и создание инюэ, патриотических песен. Для песенного исполнения существовала музыкальная форма Танчи – рифмованный рассказ с ритмическими фигурами, где повествование идет вкупе с пением и игрой на струнных музыкальных инструментах. Позже танци последовали за современными формами баоцзюань и различными формами дагу.

В 1949–1956 годах в Китае была создана система музыкального образования, открыты консерватории, развиты все направления музыки. В этот период активно работали известные композиторы Дин Шаньдэ, Ли Инхай, Лу Чжуан, Хубэй Хуан, Ду Цянь, Ван Пейюань, Цзян Цюй-Синь, Сань Тун, Ван Лишань и другие. (Дэн Кай Юан, 2015). Период Культурной революции был достаточно сложным для развития классической китайской музыки. Не имея возможности развивать это направление, музыканты активно работали с народными песнями и фольклором окраин.

С начала 1970-х годов произошел возврат к традиционным мелодиям из революционных песен, основанных на лозунгах. В 1972 году вышел сборник «Новые песни поля брани», который в последующие пять лет стал ежегодным изданием. Новая реформаторская политика правительства (конец 1970-х гг.) способствовала возникновению в музыке «новой волны», представители которой, используя западные методы композиции, своеобразно воспроизводили жизнь Китая, создавая современный музыкальный стиль. Конец 20 – начало 21 века по праву считается золотым периодом всех жанров китайской профессиональной музыки.

В заключении можно резюмировать, что китайские правители всегда признавали музыку важнейшей составляющей общественной жизни, которая непосредственно формирует действительность и играет значительную роль в организации общества. Вот почему традиции в китайской музыке светские. Вопрос о влиянии мировоззренческой системы Древнего Китая на музыку восточных стран также требует дальнейшего изучения.

Список литературы

  1. Зольников, М. Е. История музыкального искусства Китая в русской и зарубежной историографии XX-XXI вв / М. Е. Зольников, Ч. Кхесинь // Культура и время перемен. – 2019. – № 1(24). – С. 9
  2. Ли, А. К вопросу об истории народной музыки Китая / А. Ли // Народное творчество национальных культур на современном этапе развития музыкальной педагогики. Традиции и новаторство: Материалы студенческой международной научно-практической конференции, Москва, 27 декабря 2019 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Ритм", 2020. – С. 139-144.
  3. Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае// Вестник СПбГУКИ. СПб, 2012. № 2(11). С. 155–159.
  4. Чжао Фын. Песня – голос сердца китайского народа // Советская музыка. М, 1949. № 11. С. 36–41.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail