УДК 75

Макс Либерман

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Макс Либерман (Берлин 20.7.1847-8.2.1935) был художником и гравером импрессионизма. В 1890-х годах он обратился к более легкому и свободному стилю живописи импрессионистов, несмотря на свое скептическое отношение к разделению цвета, и основал импрессионизм в Германии. Макс Либерманн прославился своими "солнечными пятнами", то есть наблюдением за тем, как солнечный свет падает через беседки или деревья на дорожку, оставляя световые эффекты. Сегодня Либерманн считается одним из триумвирата немецкого импрессионизма, наряду с Максом Слевогтом и Ловисом Коринтом. 

Ключевые слова: Либерман, художник, искусство.

Макс Либерманн родился 20 июля 1847 года вторым сыном еврейского текстильного предпринимателя Луи Либерманна и его жены Филиппины (урожденной Халлер) на Бургерштрассе 29 в Берлине. В годы его детства Либерманы превратились в богатую семью промышленников и торговцев. Макс Либерманн был вторым из четырех детей этой пары. В 1851 году родился его брат Феликс (1851-1925), с которым Либерманн поддерживал близкие отношения на протяжении всей своей жизни. В том же году семья переехала на Берендштрассе вместе с его старшим братом Георгом (1844-1926) и первородной сестрой Анной (1843-1933). Макс Либерманн был воспитан по-прусски бережливым и строгим, а также "верным вере отцов, еврейской религии", по словам 19-летнего художника.

Макс Либерман посещал гуманистическую детскую школу. В 1856 году, в возрасте девяти лет, Макс Либерман начал рисовать в своем ближайшем окружении, дома, в школе и в зоологическом саду. С 1857 года он посещал реальную гимназию на Доротеенштрассе, а с 1863 года - гимназию Фридриха Вердершена. На Пасху 1866 года Макс Либерманн с трудом и - к огорчению отца - на 6 баллов сдал экзамен по математике. Он поступил на философский факультет Берлинского университета имени Фридриха Вильгельма на предмет химии, ни разу не посетив ни одной лекции. В январе 1868 года Либерман был отчислен за "безразличие к учебе".

Когда в 1862 году уважаемый и успешный Карл Штеффек (1818-1890) из Берлина увидел рисунки 15-летнего Либермана, он посоветовал родителям мальчика поощрять его талант. Однако желание Макса Либермана стать художником встретило непонимание со стороны его отца.

Два раза в неделю Макс Либерман посещал уроки рисования у Штеффека и Эдуарда Хольбейна (1807-1875).

Первые портреты его брата Феликса и учителя иностранных языков Генриха Иоахимсона были написаны в 1865/66 г. В эти годы Макс Либерман начал заполнять этюдники рисунками по произведениям Тициана, Ингреса и Адольфа фон Менцеля. С весны 1866 года Либерман занимался химией, но вместо того, чтобы сосредоточиться на учебе, Макс Либерман посвятил себя живописи и продолжал выполнять заказы на картины для своего учителя Штеффека.

В период с ноября 1866 по 1868 год Макс Либерман вопреки желанию отца заявил о своем желании стать художником. В течение двух лет он занимался в студии Карла Штеффека в качестве ученика и ассистента. Штеффек научил его рисовать: утром с живой модели, днем с гипса, а вечером с обнаженной натуры. В студии Штеффека Либерманн также познакомился с историком искусства Вильгельмом Боде, который пришел изучать обнаженную натуру.

После того как в начале 1868 года Макс Либерман был исключен из школы за "безразличие к учебе", отец разрешил ему изучать искусство в Веймаре. Тем не менее, отец Либермана рассматривал его карьерные устремления как семейное несчастье.

Весной 1868 года Макс Либерман поступил в Великогерцогскую саксонскую художественную школу в Веймаре. Максу Либерману часто было трудно справляться с историческими и мифологическими сюжетами, которые ему давали. Его учителя считали, что он не был особенно талантлив.

В июле 1870 года началась франко-прусская война. Из-за плохо заживающего перелома руки Макс Либерманн был избавлен от службы в армии. Тем не менее, он принял участие в битве и осаде Меца с августа по октябрь в качестве добровольного медбрата ордена Святого Иоанна.

Когда в 1871 году молодой пейзажист Теодор Хаген (1849-1919) пришел преподавать в Веймарскую художественную школу, он незадолго до этого приобрел опыт работы в Барбизоне и смог передать эти новые тенденции французской живописи под открытым небом. К нему присоединился Макс Либерман, который сопровождал Хагена в Дюссельдорф в субботу 1871 года. Он получил доступ в мастерскую венгерского художника Михая Мункачи (1844-1900) и увидел картину "Шарпизупфериннен", реалистичную бытовую сцену женщин, выщипывающих шерсть, реализм которой произвел сильное впечатление на Либермана.

Список литературы

  1. Erich Hancke:Max Liebermann. Sein Leben und seine Werke. Berlin 1914 (Zweite Auflage 1923).
  2. Karl Scheffler:Max Liebermann. München und Leipzig 1906. Mit einem Nachwort von Carl Georg Heise. (Spätere Auflagen München 1912, 1922, Wiesbaden 1953).

Интересная статья? Поделись ей с другими: