УДК 75

Франсуа Буше

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна. 

Аннотация: Буше критиковали с 1750-х годов, после того, как его обожали, презирали, а затем забыли в период неоклассицизма и, наконец, вновь открыли во времена Второй империи, его долгое время приравнивали к придворному художнику, а его искусство интерпретировали как эманацию и отражение легкости общества XVIII века. Этот взгляд, очевидно, отдавал предпочтение светской стороне его творчества, которая, по общему признанию, была более важной по объему, и оставлял мало места для его религиозной продукции. Прежде всего, она исказила понимание его искусства в целом, отодвинув на второй план незыблемые правила, которые управляли искусством в эпоху Древнего режима. Картины не делились на "светские" или "религиозные" категории, а располагались в соответствии со строгой иерархией "Большого жанра" и "Малого жанра". Однако уже в 1912 году Жан Локен отметил, что это разделение, единственное историческое, привело к тому, что Буше стали считать прежде всего историческим художником и изучать его как такового.

Ключевые слова: Франсуа Буше, Франция, исскуство.

После Второй мировой войны возрождение исторических исследований, посвященных эпохе Просвещения и, в частности, правлению Людовика XV, позволило пересмотреть и уточнить исследования Локкена, а также пересмотреть порой произвольные суждения об искусстве этого периода. Если царствование того перестало быть исключительно периодом упадка по сравнению с Великим веком, смутным временем, предвещавшим потрясения Революции, если Людовик XV перестал быть исключительно развратным человеком из Парка-о-Серф, который возвел простолюдинку, урожденную Пуассон, в ранг маркизы де Помпадур, то трудно было сделать из произведения Буше зеркало "развратного и развратного" общества. Точно так же, если Дидро больше не был неподкупным критиком, чья очищенная эстетика (естественное против искусственного) порицала придворное искусство, Буше больше не мог быть ни художником, изображающим "милых маленьких девочек", ни художником, "который провел свою жизнь с проститутками самого низкого класса". Более того, тщательное перечитывание биографических источников XVIII века во время выставки Франсуа Буше в 1986 году выявило совершенно иной образ творца и его методов работы. Не отказываясь от изящного видения братьев Гонкур, искусствоведы сегодня признают, что Франсуа Буше, некогда "человек удовольствия без выбора и чувственности без меры», "легкий, приятный (...), но весьма профанированный художник" , возможно, стал жертвой "недоразумения". Однако, несмотря на эту эволюцию, которая во многом сродни реабилитации, следует признать, что религиозное искусство Буше по-прежнему страдает от суждений Пьера де Нольяка или Андре Мишеля, чей след все еще можно увидеть во многих анализах творчества художника.

Буше был прежде всего историческим живописцем, амбиции которого были велики, и которого не отталкивали религиозные сюжеты. Некоторые отмечают, что он не создал ни одного большого алтарного образа, когда был на пике своей славы в 1740-х годах, но все авторы, несмотря на предубеждение некоторых к фавориту Ла Помпадур, не преминули отметить в каталоге его работ его многочисленные религиозные произведения, написанные или нарисованные. С самого начала, еще до традиционной поездки в Италию, которую он совершил в 1728-1731 годах, молодой человек, похоже, создал себе репутацию в этой области. Около 1721 года Буше обратил внимание на своего будущего учителя Франсуа Лемуана, написав "Суждение о Сусанне". В 1720-х годах он поставлял парижским граверам всевозможные диссертации, стал гравером-переводчиком и был настолько хорош в этих занятиях, что гравер Жан-Франсуа Карс предложил ему пенсию и 60 ливров в месяц. Одновременно с гравированием рисунков Ватто для любителя Жана де Жюльена в 1726 году он не оставил религиозные сюжеты: он написал серию полотен с изображением Христа, Богородицы и апостолов, включающую не менее семнадцати произведений. Выполняя эпизоды из басни, с 1727 по 1729 год он завершил одиннадцать сцен из Ветхого Завета. В эти же годы Буше выпустил ряд листов, сюжеты которых были взяты из Священного Писания. Их назначение неизвестно, но Беверли Шрайбер Якоби считает, что они могли быть использованы для иллюстрации бревиариев или молитвенников.

После возвращения из Италии, хотя Буше не получил ни одного заказа на алтарные образы, его все же попросили сделать рисунки для парижского "Бревиара" в 1736 году17 , затем для "Истории народа Божьего от его происхождения до начала Мессии" пьера Беррюйера в 1734 и 1738 годах. В работах, посвященных искусству XVIII века или покровительству мадам де Помпадур, возвращение Буше к религиозному искусству принято относить к 1750 году, после латентного периода, длившегося около десяти лет. Поручив ему украсить некоторые из своих резиденций, титулованная фаворитка могла побудить его вернуться к религиозной тематике. В 1750 году он завершил работу над картиной "Люмьер мира" для замка Бельвю, которая сейчас находится в Музее изящных искусств в Лионе. В 1757 году мадам де Помпадур приобрела Repos pendant la Fuite en Egypte, позже купленный Екатериной II из России, а в 1758 году - Enfant Jésus bénissant saint Jean.

Список литературы

  1. Даниэль С. М. Рококо : От Ватто до Фрагонара / Сергей Даниэль. — [2-е изд.]— СПб. : Азбука-Классика, 2010. — 330, [3] с. — (Новая история искусства / Л. И. Акимова [и др.]).
  2. Франсуа Буше : альбом / автор текста Елена Федотова. — М. : Белый город, 2004. — 48 с. — (Мастера живописи).

Интересная статья? Поделись ей с другими: