УДК 82

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Цуй Цзинцзин – магистр Хэнаньского университета (Китай).

Аннотация: Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – выдающийся русский писатель, общественный деятель, философ и публицист. Роман «Преступление и наказание» – это замечательный социально-психологический роман Достоевского, который полон театральностью, противоречием и драматизмом, в то же время Достоевский использовал множество сложных психологических описаний. В романе Достоевского формируемый образ героя Родиона Раскольникова, вызывает размышления над массой социально-философских проблем.

Ключевые слова: Раскольников, образ, двойной характер.

Роман «Преступление и наказание», увидевший свет в 1866-м году, был одним из первых произведений Достоевского после того, как писатель вернулся из каторги и ссылки. Во многом ему пришлось учиться жить заново.

Человек, которого приговорили к смертной казни и почти привели приговор в исполнение, а в последний момент помиловали и разрешили жить, конечно, не мог остаться прежним человеком. Его особенно стали интересовать вопросы «вечные» - жизнь и смерть, слава и бесславие, честь и бесчестие. На страницах «Преступления и наказания» многие из этих вопросов поднимаются.

Пожалуй, именно благодаря Достоевскому в нашей литературе появился тип героя-идеолога. Такой человек не просто придерживается определенной идеи – своей или заимствованной откуда-то, но еще и верит в нее. Причем верит настолько, что возникает жгучее желание проверить эту теорию на практике. А вот результаты такой проверки для носителя идеи бывают самыми различными. Или сама теория проверки не выдерживает, или человек не учитывает до конца собственный душевный склад.

Еще задолго до совершения преступления, на страницах одного из журналов Раскольников напечатал статью, где изложил целую теорию собственного видения мироустройства и социума. Это была теория о том, что весь род человеческий якобы делится на две неравные категории – тех, кто всеми повелевает, и тех, кто привык жить в послушании. Себя Раскольников очень хочет видеть в числе первых.

Кто только не носился с идеей сильной личности! И сколько по-настоящему сильных личностей знала мировая история! И сколько подражателей у них было – не сосчитать. Но у многих подражателей дальше слов дело не шло. Раскольников решился пойти дальше.

Однако содержание этой теории – искусственное. И само деление рода человеческого на «тварей дрожащих и право имеющих» - тоже искусственное. Не вписывается ни один человек в эту примитивную схему.

И чем бы Раскольников ни пытался себя оправдать («попробовать сходил», «для себя убил», «матери помочь» и прочее) – он все равно стал и останется до конца дней убийцей. А этот грех – один из самых страшных. И не в религии дело, хотя заповедь «не убий» является первой из христианских заповедей.

Считать кого-то «вошью» - значит, ставить себя гораздо выше. А кто дал человеку право судить другого человека? Мы – не судьи. Ответ мы будем держать перед Богом, после смерти. Высший ответ. Так что еще одна заповедь – «не суди» - является, пожалуй, самой сложной для повседневного исполнения. Судим, и еще как!.. Но ведь не каждый берется за топор, решив избавить мир от грязной, бесполезной старушонки. «Лущить старушонок» по выражению Свидригайлова – дело уже не только опасное, но и разрушительное.

Если в чем Раскольников и прав, так в осознании того, что историю вершат подвижники, герои, великие люди. Им тоже приходится переступать через кровь и через страдания, приходится преодолевать свои слабости. Но и они могут лукавить насчет «великой идеи». То есть не верить в нее, а только делать вид. Мало людей, верящих в идеи и готовых отдать за них жизнь. А вот преступлений во имя идей совершалось огромное количество.

Цели и средства не совпадают. Раскольников считает, что великий человек вправе переступить через смерть и через кровь во имя достижения цели. Но ведь насилие порождает только насилие. И бумерангом бьет по тому, кто его совершает.

Раскольников убивает еще и нерожденного ребенка Лизаветы, а также, пусть косвенным образом, собственную мать, которая еще во время следствия и суда над сыном умирает от позора, от осознания того факта, что ее сын – убийца.

Наконец, Раскольников убивает себя, пусть даже не буквально. Он сам признается, что «себя ухлопал, а не старушонку». Символичная деталь – топор, которым была убита старуха-процентщица, повернут лезвием к самому убийце, а лезвием топора он убивает Лизавету, случайно оказавшуюся на месте преступления.

На каторге Раскольников больше всего мучается тем, что сделал явку с повинной. Раскаяния в нем еще нет. Оно если и наступит, то позже. Евангелие из-под подушки он берет машинально. Автору хочется думать, что в этом – залог новой жизни для главного героя романа.

Список литературы

  1. Раскольников и его двойники в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» [DB/OL] http://lit-helper.com, 2007.
  2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание[M]. М.: Алгоритм, Эксмо,Око, 2008.

Интересная статья? Поделись ей с другими: