УДК 338.001.36

Региональные экономические блоки

Лебедев Антон Борисович – кандидат экономических наук, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Аннотация: Статья предназначена для студентов, изучающих курсы "Экономическая политика", "Макроэкономика", "Международный бизнес", "Региональные интеграционные группировки". Автор статьи анализирует динамику торговых взаимоотношений внутри блоков НАФТА и ЕС, анализирует основных внешнеторговых партнёров Российской Федерации.

Ключевые слова: региональные экономические блоки, внешняя торговля, свободная торговля, НАФТА, ЕС, ЕАЭС.

В рамках изучения дисциплин "Экономическая политика" и "Макроэкономика", знакомясь с теориями международной торговли Д.Рикардо [1] и Хекшера-Олина [2], студенты и студентки неизбежно сталкиваются с понятием "экономический блок". Настоящая статья посвящена анализу важнейших экономических блоков и внутренних причин их существования. По нашему представлению, некоторые авторы зарубежных учебников [3] допускают существенную ошибку, выделяя только североамериканский, европейский и азиатско-тихоокеанский блоки. Поучается, что с точки зрения размещения производительных сил территория бывшего СССР на глобальной карте закрашивается одним цветом с Южной Америкой и Африкой, что по объективным причинам наличия производственного и технологического потенциала, а также укреплённых в последнее время политических интеграционных связей, представляется нам необоснованным. На этом основании мы выделим четыре региональных экономических блока: НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), ЕС (Европейский союз), Евразийский союз (ЕАЭС) и АТЭС (Ассоциацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества).

Ассоциация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединивший 12 стран: Австралию, Канаду, Новую Зеландию, США, Южную Корею, Японию, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Далее в Ассоциацию вошли Гонконг, КНР, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Тайвань, Чили, Россия, Вьетнам и Перу. АТЭС имеет собственный бюджет, систему разрешения торговых споров и публикует ежегодный отчёт по экономической политике. На наш взгляд, работа организации в практической плоскости с точки зрения логики должна постоянно осложняться тем обстоятельством, что в неё входит не только Китай, но также и представители противоборствующих блоков Россия и США. В таких условиях выработка какой-то единой экономической стратегии, да и простое принятие сколько-нибудь значимых решений в настоящее время представляется делом затруднительным. Поэтому на этом блоке в рамках нашей небольшой статьи мы дальше останавливаться не будем, а в рамках дополнительного чтения порекомендуем экономический отчёт ATЭC 2017 года [4]. Документ не только находится в свободном доступе, но в ряде других аналогичных публикаций его выделяет наличие детальных сравнительных таблиц, характеризующих такие экономические и социально-политические аспекты, как безработица, бедность (понимаемая, как число людей, живущих менее, чем на 1,9 доллара США в день), доступ к образованию, процедуры и сроки открытия бизнеса, доля расходов на соцзащиту в ВВП и т.д.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA) вступило в силу 1 января 1994 года. Оно заменило американо-канадское соглашение о свободной торговле 1988 года. Теперь предполагалась постепенная отмена в течение 15 лет тарифных и нетарифных торговых барьеров для экономик уже трёх стран-подписантов. Совокупный ВВП стран-участниц НАФТА в 2006 г. составлял 32,3% мирового валового продукта, или 13,7 триллионов долларов [5]. 30 ноября 2018 г. на саммите G20 в Аргентине президент Мексики Э.Пенья Ньето, премьер-министр Канады Дж.Трюдо и президент США Д.Трамп подписали новое соглашение USMCA (United States – Mexico – Canada Agreement) вместо NAFTA. Подписание мексиканским президентом, насколько нам известно, на его родине вопросов не вызвало, но вот в отличие от России, США и Канада являются парламентскими республиками, где в парламенте большинство могут иметь и противники действующего президента, поэтому соглашению ещё предстоял длительный путь одобрения. Оппозиционная Президенту Д.Трампу Демократическая партия отказалась ратифицировать USMCA в изначальном варианте и полтора года вносила в него поправки. Лидер нижней палаты Н.Пелоси, поддерживаемая профсоюзами, требовала более серьёзного контроля за условиями труда рабочих мексиканских заводов и угрожала заблокировать подписание соглашения. Канадский парламент одобрил USMCA последним, т.к. у канадского премьера Д.Трюдо в парламенте также было маловато сторонников. 1 июля 2020 г. соглашение, наконец, вступило в силу, но не в первоначальном варианте: американские пошлины на металл не были отменены, мексиканские стандарты труда так и остались под вопросом, а Канада продолжила защищать свой рынок молочной продукции [6].

Какой эффект соглашения о свободной торговле с ближайшими соседями имели и имеют для "ядра" североамериканского блока? Посмотрим Диаграмму 1, где представлена динамика долей основных американских внешнеторговых партнёров в общем объёме американского импорта. Канадская доля в американском импорте на нашем графике стартует с 18,5% в далёком 1992 году, когда президентом США был Дж.Буш-старший, и действовало только самое первое американо-канадское соглашение 1988 года. На тот момент Канада являлась крупнейшим американским торговым партнёром. Далее оба президентских срока Б.Клинтона канадская доля оставалась практически стабильной, колеблясь в пределах от 19 до 19,6% импорта США. Подписание в 1994г. NAFTA очевидной роли на нашем графике никакой не сыграло. Зато сыграли свою роль президентства Дж.Буша-младшего (доля Канады упала с 19% в 2001 г. до 16,1% в 2008 г.), Б.Обамы (за эти два президентских срока канадский импорт снизился с 14,5% в 2009 г. до 12,7% в 2016 г.) и Д.Трампа (при последнем канадский "кусок импортного пирога" сжался с 12,8% в 2017 г. до 11,6% в 2020 г.). Итого за период в 30 лет произошло сокращение доли канадского импорта чуть ли не вдвое. На апрель 2022 г. (второй год президентства Дж.Байдена) можно наблюдать некий "отскок" до 13,5%, но год ещё не завершён, и говорить о сломе многолетней тенденции ещё совсем рано.

image1

Диаграмма 1. Доли основных торговых партнёров США в совокупном импорте, %. [7]

Мексика (представленная на нашем графике линией с маркерами в виде кружков) стартовала в 1992 году всего лишь с 6,6% американского импорта. На тот момент это было приблизительно втрое меньше доли Японии (18,3%). Однако тридцать лет обозначили весьма красноречивый противоход страны восходящего солнца и родины наследников Уицилопочтли. Доля Японии в американском импорте падала и продолжает падать при всех упомянутых президентах, с 18,3% в 1992 г., до лишь 4,7% в 2022г. Мексика же, как видно на графике, свою долю последовательно укрепляла при трёх американских президентах из четырёх рассмотренных. В 1994 г., на момент подписания NAFTA, из Мексики ввозилось 7,5% американского импорта. Устойчивое движение мексиканской доли вверх продолжалось до второго года президентства Дж.Буша-мл., когда она достигла 11,6%. Затем последовал спад с небольшим отскоком, и на момент перехода вступления в должность Б.Обамы доля Мексики снизилась до 10,3%. Последующие 9 лет опять характеризовались устойчивым ростом, который стабилизировался при Д.Трампе и Дж.Байдене. На начало 2022 года Мексика является вторым по величине импортёром в США (13,8%). Сказанное наглядно подтверждает правильность выбранного курса с точки зрения Мексиканского правительства: страна от свободной торговли с северными соседями явно выиграла, что, в общем-то и обусловило оперативное одобрение соглашения USMCA, о котором мы говорили выше.

Кто же потеснил Канаду и Японию в списке лидеров импорта в США? На Диаграмме 1 видно, что это не кто иной, как Китай, хотя он в североамериканском блоке и не состоит. Зато с 11 декабря 2001 г. КНР является членом Всемирной торговой организации (ВТО). И без того мощная индустриальная экономика Поднебесной за период, когда у власти находилась чета Клинтон, нарастила свою долю с 5,4% в 1993 г. до 8,2% в 2000 г. Вступление же в мировой клуб свободной торговли совпало для Китая с буквально скачкообразным ростом поставок товаров на американский рынок. Первый скачок - с 9% в 2001 г. до 16,4% в 2007 г. Второй скачок - с 16,1% в 2008 г. до 19,1% в 2010 году. И третий скачок - с 18,1% в 2011 г. до 21,6% в 2017 г. Таким образом, пропасть была преодолена в три прыжка. Хотя Д.Трамп не только попытался, но и действительно нанёс китайскому импорту серьёзный удар (произошло сокращение с 21,2% в 2018 г. до 17% в 2022 г.), КНР по-прежнему остаётся крупнейшим внешнеторговым партнёром США.

В отличие от североамериканского блока, ЕС состоит из почти вдесятеро большего числа стран, очень сильно различающихся по экономическим параметрам. Более того, США естественным образом заключили соглашения с соседями, а ЕС постепенно, в течение 60 лет расширялся на восток. В 1957 г. в Риме был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) между Францией, ФРГ, Италией и странами Бенилюкс. Затем в 1973 г. приняли Данию, Ирландию и Великобританию (Норвегия также проводила у себя референдум о вступлении, но норвежцы в итоге вступать отказались). В 1981 г. вступила Греция, а в 1985 г. было заключено известное в настоящее время любому студенту Шенгенское визовое соглашение. Следом в 1986г. в ЕС приняли Португалию и Испанию. 1991 г. стал, во многом, поворотным: в г.Маастрихт было принято решение о создании Евро и принятии новых членов на основе экономических критериев конвергенции (уровня инфляции, процентных ставок, дефицита госбюджета и стабильности валютного курса). К этому моменты стали отчётливо проявляться изменения в экспортно-импортных пропорциях 12 стран-участниц.

image2

Диаграмма 2. Доля внутренней торговли между странами ЕС в 1958 г. [8]

image3

Диаграмма 3. Доля внутренней торговли между странами ЕС в 1994 г. [8]

Как видно на Диаграммах 2 и 3, за первые четыре десятилетия существования ЕС страны-участницы переключились с торговли со внешним миром на торговлю между собой. Если в 1958 г. торговля вне ЕС составляла практически две трети и импорта, и экспорта, то в 1994 году ситуация стала противоположной: теперь две трети и импорта, и экспорта двенадцати стран-членов ЕС приходилось на сами двенадцать стран-членов ЕС. За годы, прошедшие с момента успешной сдачи в 1998 г. экзамена за университетский курс по немецкому языку и экономике ФРГ, автору не пришлось наблюдать более наглядной демонстрации плодов евроинтеграции.

Далее в 1995 г. в ЕС вступили три страны - Австрия, Финляндия и Швеция, а 2004 г. поставил рекорд: на церемонии в г.Копенгаген было принято 10 новых членов. В том же году в Риме была подписана Конституция ЕС. В 2007 г. в союз включили Болгарию и Румынию, и в 2013 г. в него вступила Хорватия. С 2017 года по 2020 год продолжался выход Великобритании, так что в настоящее время в Евросоюзе 27 стран-участниц. Продолжавшийся процесс расширения ЕС привёл к серьёзному увеличению разброса в экономических показателях стран. С нашей точки зрения, экономически твёрдое "ядро" из двенадцати первых стран-участниц, включавшее, прежде всего, мощнейшие экономики Франции, Западной Германии, Италии и Великобритании, оказалось в результате размыто. В отличие от того, как мексиканская и в меньшей степени канадская экономики подпитываются за счёт рынка сбыта в США, новые члены ЕС "заряжаются", поставляя в "ядро" трудовые ресурсы и беспошлинно импортируя товары из "ядра" Евросоюза.

image4

Диаграмма 4. Импорт товаров в Евросоюзе в 2019 г. [9]

Как видно на Диаграмме 4, такие новые страны ЕС, как Словакия, Словения, Венгрия, Эстония, Латвия, Чехия и Литва свыше 30% ввозимых товаров импортируют из стран-соседей по ЕС. В то же время экономический "мотор" Евросоюза - Германия, Франция, Италия - находится чётко в правой части диаграммы, их доля импорта от соседей едва превышает 10%. Между этими "полюсами" находятся относительно небольшие страны, вступившие в союз достаточно давно (такие, как Люксембург и Нидерланды) или относительно более экономически развитые страны-новички (Польша, Болгария). Строго посередине располагается Австрия. Что касается импорта из-за пределов ЕС, то здесь лидируют та же Словакия (наиболее промышленно-развитая часть бывшей Чехословакии), Нидерланды, Чехия, Литва и Болгария. Средняя доля внутреннего импорта составляет 16,2%. Обратим внимание, что все страны первой экономической "тройки" - ФРГ, Франция и Италия, находятся чётко ниже этой линии. По нашему мнению, это объясняется огромными размерами их экономик. Подробное сопоставление такого плана может стать неплохой темой для студенческой курсовой или даже выпускной работы.

image5

*без Гонконга.

Диаграмма 5. Доли основных торговых партнёров ЕС во внешнем совокупном импорте. [10]

Наиболее свежие данные по основным импортёрам товаров в ЕС на официальном сайте Европейского Союза датированы 2013 годом. Они представлены на Диаграмме 5. Два верхних сектора Диаграммы, представляющие США и РФ, очень красноречивы. Эти страны, являющиеся лидерами своих региональных группировок, между собой торгуют очень мало, зато Европа - это обширный рынок сбыта товаров и поле для суровой и

бескомпромиссной конкуренции. Представим себе устранение с этого рынка России по тем или иным причинам: ниша в 12,3% импорта освобождается для других игроков, которые с радостью могут её занять. Также 16,6% внешнего совокупного импорта ЕС составляет доля Китая (без Гонконга). Доли Турции и Японии относительно невелики, около трёх процентов. Несколько выше доли Швейцарии (5,6%) и Норвегии (5,4%).

image6

Диаграмма 6. Совокупный объём торговли России с крупнейшими партнёрами, первый квартал 2007 г., в миллиардах долларов. [11]

Заключительную часть нашей статьи посвятим обзору основных торговых партнёров - импортёров Российской Федерации. Прежде всего обратим внимание на данные такого зарекомендовавшего себя источника деловой информации, как "Уолл Стрит Джорнал" (WSJ), который ещё в 1889 году учредили Ч.Доу, Э.Джонс и их компаньон Ч.Бергштрессер. Разумеется, приводимые здесь данные 2007 года уже существенно устарели. Мы используем их для того, чтобы в дальнейшем сопоставить с более широкими и поздними данными Федеральной службы государственной статистики (ФСГС). Итак, на Диаграмме 6 представлен совокупный объём торговли России с крупнейшими партнёрами. Отчётливо видно, что крупнейшим - и с большим превосходством - торговым партнёром РФ в 2007 году являлся Европейский Союз (55,9 млрд. долл. за 1 кв. 2007 г.). Внутри ЕС в качестве крупнейших партнёров выделяются ФРГ (10,4 млрд. долл., или примерно 1/5 часть всего ЕС), Нидерланды (8,9 млрд. долл.), Италия (7,4 млрд. долл.) и Польша (3,6 млрд. долл.). Наиболее интересно, что объём торговли с США за тот же период сравним с объемом торговли с Польшей - 3,6 млрд. долл. "Картинка стоит тысячи слов". Да, американские 3,5 млрд. долл. в квартал - это огромная сумма, особенно для студента российского ВУЗа. Но в сравнении с объёмами торговли с ЕС это немного. Основным партнёром РФ в торговле являлись не США, а Евросоюз, и, как мы увидим чуть позже на российских данных, ситуация сохраняется, не смотря ни на что. Название статьи "Уолл Стрит Джорнал", данные из которой мы здесь цитируем, говорит само за себя. В переводе на русский оно гласит: "Почему с Россией устойчиво сохраняются напряжённые отношения". А потому, что совместного бизнеса с США немного, а вот соперничество присутствует.

Далее составим аналогичную диаграмму с использованием отечественных данных ФСГС. Для этого из предоставляемой таблицы "Внешняя торговля Российской Федерации со странами дальнего зарубежья" [12] из раздела "Европа" удалим данные Швейцарии и Норвегии (так как они не входят в Евросоюз). Доли этих стран невелики и сильного влияния, как в дальнейшем будет показано, не оказали бы. Однако будем следовать научным принципам проведения исследования.

image7

*Европа без Швейцарии и Норвегии

**По методологии ФСГС Украина и Беларусь не входят в страны ближнего зарубежья. Доли справочно рассчитаны, как частное от деления номинального импорта из страны на совокупный номинальный импорт из "дальнего зарубежья" (не включая Украину и Беларусь).

Диаграмма 7. Доли основных торговых партнёров РФ в совокупном импорте, %.

Для того, чтобы наши данные были сравнимы с данными WSJ, включим в анализ также данные по Украине и Белоруссии. Здесь обязательно необходимо подчеркнуть, что по методологии ФСГС Украина и Беларусь не входят в страны ближнего зарубежья. Поэтому "доля" Украины справочно рассчитана, как частное от деления номинального импорта из Украины на номинальный импорт из дальнего зарубежья (куда Украина не входит), и идентичный подход применён к "доле" Белоруссии.

Как мы видим на Диаграмме 7, данные ФСГС в динамике за 1995-2018 гг. не демонстрируют большого расхождения с данными журналистов "Уолл Стрит Джорнал", поэтому наш анализ можно признать в достаточной степени консистентным, наложить на диаграмму временные рамки правления трёх российских президентов и продолжить исследование. Цифры демонстрируют, что основными импортёрами в РФ в настоящее время являются Евросоюз и Китай, а внутри ЕС особо выделяется доля ФРГ. Доля ЕС устойчиво снижалась: при первом Президенте РФ Б.Ельцине она сократилась с 64,6% в 1995 г. до 57,8% в 1999г., за первый период правления В.Путина с 57,9% в 2000г. до 49,5% в 2007 г., за время президентства Д.Медведева с 48,8% в 2008г. до 46,9 в 2011г., и за второй период правления В.Путина с 46,8% в 2012г. до 40,3% в 2018 г. Тем не менее, по состоянию на 2018 г. ЕС остаётся основным внешнеторговым партнёром РФ.

Кому же досталась доля Евросоюза в российском импорте? На диаграмме мы видим чёткий ответ: это КНР. Также, как на Диаграмме 1, где Китай отбирал долю у Канады, в случае с импортом в Россию Китай забирает долю ЕС. Если в 1995 г., при Б.Ельцине, доля Китая составляла всего 2,6%, то к 1999 году она выросла уже до 4,1%. Если первые 4 года президентского срока В.Путина тенденция продолжалась линейно, то далее рост стал более резким, достигнув в 2007г. 14,4%. Определённое торможение наблюдалось во время президентского срока Д.Медведева, после резкого скачка в 2009г.: в 2010-2012 гг. доля Китая колебалась в пределах 18,5-19,8%. Далее весь второй отрезок правления В.Путина продолжается неспешный, но очень уверенный рост китайской доли: с 19,0% в 2012 г. до 24,6% в 2018 г.

Среди стран ЕС особое место занимает Германия. В 2007 г. её превосходство над ближайшим "соперником" из ЕС видно и в американской диаграмме, и на наших графиках по данным ФСГС. За исключением турбулентных 1995-1999 гг., доля ФРГ в импорте в РФ неуклонно снижалась, хотя и визуально более низкими темпами, чем происходил рост китайской доли. Так, за первые 8 лет правления В.Путина немецкий "кусок пирога" сократился с 17,5% в 2000г. до 15,6% в 2007 г. При Д.Медведеве доля германского импорта снизилась далее, с 14,8% в 2008 г. до 14,4% в 2011г. И во вторую "восьмилетку" В.Путина плавное сжатие участия ФРГ в российском импорте продолжилось: с 14,1% в 2012 г. до стабильной 12%-ной доли в 2016, 2017 и 2018 гг.

Поскольку на предыдущей Диаграмме 7 результаты Нидерландов, Италии, Украины и других стран сбились в нечитаемую кашу (присутствие которой нам, впрочем, представляется вполне оправданным в качестве референсного "облака"), давайте вынесем на отдельную Диаграмму 8 все прочие цифры, кроме уже наглядно рассмотренных совокупных данных ЕС, и значений Германии и Китая. Круглыми пунктирными точками на графике отмечена Украина. В 1995 г. отношение импорта из Украины к совокупному импорту из стран "дальнего зарубежья" составляло 20%, то есть примерно равнялась доле Германии. В нестабильный ельцинский период она исполнила кардиограммический зигзаг, упав до 10,1% в 1998 г., но вернувшись на уровень 16,4% в 2000 г. С этого времени украинский импорт, в основном, снижался. Два периода "отскока" совпали по времени с окончанием президентского срока Президента Украины Л.Кучмы (рост с 9,0% до 10,5% в 2002-2004 гг.) и началом президентского срока В.Януковича (7,1% в 2010 и 7,7% в 2011 г.). С 2012 года спад уже подъёмами не прерывался, и в 2016-2018 гг., по понятным причинам, закончился стагнацией на уровне 2,4-2,6%.

Короткими прямоугольными штрихами на диаграмме обозначена динамика доли США. Устойчивый рост 1995-1998гг. (до максимума 12,8% в 1998 году) сменился плавным спадом 2000-2003 гг., а с 2004 г. по 2013 г. американская доля импорта десять лет находилась на плато 5,5-6,3%. Рост 2013-2014 гг., в начале 2-го срока американского президента Б.Обамы, до 7,6% в 2014 г., затем опять сменился спадом. По состоянию на 2018 год доля США в импорте в РФ составляла только 5,9%.

image8

**По методологии ФСГС Украина и Беларусь не входят в страны ближнего зарубежья. Доли справочно рассчитаны, как частное от деления номинального импорта из страны на совокупный номинальный импорт из "дальнего зарубежья" (не включая Украину и Беларусь).

Диаграмма 8. Доли крупных торговых партнёров РФ в совокупном импорте, %.

Тонкая черная линия представляет Беларусь. Резкий, взрывной рост в 1995-2000гг. с 6,6% до 16,7% сменился спадом, продолжавшимся до 2008-2009 гг. После этого отношение импорта из Белоруссии к совокупному импорту из стран "дальнего зарубежья" составляло устойчивые 4,4-6,0%. Интерпретация "плато" 2002-2004 гг. и небольшого провала в 2011-2012 гг. могут стать отличной темой для курсовых работ студентов. Единственная на графике двойная сплошная линия представляет результаты Италии. В этом случае единственное резкое колебание произошло в 1995-1996 гг., когда ввоз из Италии в РФ увеличился с 5,6% до 7,3%. Затем произошёл спад и с тех пор наследники Цезаря и Нерона ввозят в РФ около 5% импорта. Очень похожая ситуация произошла с Польшей, Нидерландами и Турцией. Хотя Турция и стартовала с более низкой базы (всего 1,6% в 1995 г.), в итоге графики всех этих стран весьма туго переплелись на уровне около 2%. Дальнейшее "распутывание" этого сплетения может, опять же, быть хорошей темой для работ молодых учёных, однако в нашей статье мы далее уделять внимание этим странам не будем.

Наиболее драматичной в данном контексте нам представляется история импорта из Японии (тонкая сплошная линия с маркерами-крестиками на Диаграмме 8). Для себя отметим, что Япония является парламентской республикой, и премьер-министры там сменяются иногда каждый год. С 1995г. по 2002 г. доля импорта из Страны восходящего солнца составляла всего 2-3%. Резкий скачок с 2,7% в 2002 г. до 7,3% в 2005 г. связан с именем премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми, одного из наиболее ярких и запоминающихся политиков послевоенного периода. Поверхностным наблюдателям запомнились его визиты в военный храм Ясукуни, а грамотный экономист отметит японский экономический подъём 2002-2006 г. Во время первого премьерского срока ныне покойного премьера С.Абе высокую долю японского экспорта удавалось поддерживать: 6,7% в 2006 г., 7,5% в 2007 г. Пика японский экспорт в Россию достиг при Я.Фукуде: 8,1% в 2008 году. Затем доля страны хризантем и сакуры начала снижаться и закрепилась в итоге на уровне примерно 4%. Не помог и самый длительный в истории Японии второй премьерский срок С.Абе (семь лет с 2013 г. по 2020 г.).

Список литературы

  1. Ricardo, D. On the Principles of Political Economy and Taxation/Works and Correspondence of David Ricardo, Volume I, Cambridge University Press, 1951, Chapter VII, pp. 129-150.
  2. Ohlin B. Interregional and International Trade/Harvard Economic Studies, Vol. 39. Harvard University Press, 1933.
  3. См., напр.: Berglee R. World Regional Geography: People, Places, and Globalization// University Of Minnesota Libraries Publishing Edition, 2016, p.52, https://open.lib.umn.edu/ worldgeography/chapter/1-4-globalization-and-development/, датапосещения 05 июля 2022 г.
  4. 2017 APEC Economic Policy Report. https://www.apec.org/Publications/2017/11/2017-APEC-Economic-Policy-Report, 8 марта 2018 г.
  5. https://www.nafta-sec-alena.org/Home/Resources/Frequently-Asked-Questions#4, 8 марта 2018 г.
  6. Andrews N., Mauldin W. Revised Trade Pact Set for Likely Approval by Congress in 2020//The Wall Street Journal, December 10th, 2019, https://www.wsj.com/articles/house-democrats-reach-agreement-with-trump-administration-on-usmca-trade-deal-11575989670; Mauldin W. Senate Passes USMCA, New North American Trade Pact//The Wall Street Journal, January 16th, 2020, https://www.wsj.com/articles/senate-expected-to-pass-usmca-new-north-american-trade-pact-11579185138; Zumbrun J. USMCA Takes Effect but North American Trade Tensions Remain //The Wall Street Journal, July 1st, 2020, https://www.wsj.com/articles/ usmca-takes-effect-but-north-american-trade-tensions-remain-11593604807
  7. Составленасиспользованиемматериала: Hayashi Y. Biden Might Soon Ease Chinese Tariffs, in a Decision Fraught With Policy Tensions//The Wall Street Journal, Monday, July 4th, 2022, https://www.wsj.com/articles/biden-might-soon-ease-chinese-tariffs-in-a-decision-fraught-with-policy-tensions-11656927001.
  8. Евростат, (с)OMNIA. Диаграммыразмещенынас.80 брошюры "Der Binnenmarkt: Raum ohne Grenzen" изконспекталекцийк.ф.н., доц. СПбГУ Артемьевой Ларисы Алексеевны, чьи превосходные занятия по немецкому языку и экономике Германии автор имел честь посещать в 1996-1998 гг. во время учёбы на Экономическом факультете Санкт-Петербургского Государственного Университета. Скорее всего, в более формальном виде эту информацию можно найти в официальном методическом издании: Артемьева Л.А. Европейский Союз: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей. СПб.: СПбГУ, 2003.
  9. ОфициальныйсайтЕвросоюза, https://single-market-scoreboard.ec.europa.eu/integration_ market_openness/trade-goods-and-services_en, датапосещения 06 июля 2022 г.
  10. Евростат, https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title =International_trade_in_goods/de&oldid=257594, датапосещения 06 июля 2022 г.
  11. Osborn A., Champion M. Why tensions with Russia endure//The Wall Street Journal, Friday, May 18th, 2007, p.A6.
  12. Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики) / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11193, дата посещения 06.07.2022.

Интересная статья? Поделись ей с другими: