УДК 338.22.021.4

Параллельный импорт и обход патентообладателей, как ответная мера России на санкции недружественных стран

Понамаренко Александр Александрович – студент факультета Высшей школы экономики и бизнеса Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В статье рассмотрены основные нормативные акты о введение параллельного импорта в России, принятые в период введения санкций со стороны недружественных стран. Разъясняется позиция России по разрешению данной схемы импорта и его влияния на внешнеторговую деятельность страны.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, параллельный импорт, недружественные страны, серый импорт, товары зарубежного производства, санкционное давление, импорт лекарственных средств, санкции против России.

Российское правительство использует права интеллектуальной собственности (патентный закон), чтобы позволить российским компаниям повторно использовать программное обеспечение и промышленные образцы. Поскольку западные компании массово уходили с российского рынка, угрожая массовой безработицей в России, правительство планировало передать российские дочерние компании иностранным компаниям. Кроме того, на длинные списки санкций со стороны ЕС и США Россия реагирует собственными санкциями против лиц и организаций из ЕС, США и других стран G7.

Правительство России разрешило серый импорт некоторых товаров 29 марта 2022 года. Точный список был опубликован Минпромторгом 6 мая 2022 года.

Несмотря на западные санкции, российские потребители должны по-прежнему иметь возможность покупать продукцию иностранных компаний, как обычно. Таким образом, в марте российское правительство разрешило ввоз оригинальных товаров в рамках параллельного импорта (серый импорт). Соответствующий Указ № 506 подписан 29 марта 2022 года. 21 июня Госдума РФ также приняла в третьем чтении федеральный закон, разрешающий параллельный ввоз товаров без наказания до конца 2022 года. 

Под параллельным импортом понимается ввоз в страну оригинальных товаров без согласия производителя (правообладателя) на ввоз этих товаров. Продукция получена альтернативным путем, а не через официального дилера.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ (в редакции от 16.04.2022) Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, устанавливающие перечень товаров (видов товаров), к которым определенные Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 1359 и статья 1487) об охране исключительных прав интеллектуальной собственности и товарных знаков (средств индивидуализации) не применяются [3]. Это применимо, если данные товары (группы товаров) официально размещаются на рынке правообладателями (патентообладателями) и с их согласия в странах за пределами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации с 2002 года содержит понятие исчерпания исключительных прав. То есть, если товары были выпущены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия, перепродажа этих товаров не является нарушением исключительного права.

По решению правительства для определенного перечня товаров этот принцип распространяется не только на товары, помещенные в гражданский оборот в России, но и на товары, помещенные в гражданский оборот за рубежом.

Следовательно, если в Россию ввозятся товары зарубежного производства, в которых используются компоненты с исключительными правами (патентными правами, средствами кастомизации), охраняемыми на территории Российской Федерации, обладатели исключительных прав не смогут предотвратить это в будущее.

Минпромторг России установил перечень товаров, которые могут быть ввезены и реализованы в России без разрешения производителя и правообладателя. Этот перечень товаров содержится в Приказе № 1532 от 19.04.2022 [1]. Товары, необходимые для работы производственных объектов, и широкий спектр товаров народного потребления разрешены к параллельному ввозу. Обязательным условием для включения в список параллельного импорта является то, что компания-производитель прекратила производство в России и ушла с рынка.

В договоренности названо более 50 групп продуктов, каждая из которых указана с кодами продуктов и многочисленными торговыми марками, такими как:

  • автомобили и запчасти Tesla, Toyota, Land Rover, Jeep, Isuzu, Jaguar, Chrysler, Bentley, Mitsubishi, Cadillac, Chevrolet, Dodge, Hummer, Rolls-Royce, Bugatti;
  • двигатели Volvo, Hyundai, Nissan, Volkswagen и комплектующие к ним;
  • смартфоны и техника от Apple, Asus, HP, GoPro, Panasonic, Samsung, Nokia, Sony, Intel, Dell, LG, Toshiba;
  • бытовая техника Electrolux, Miele, Siemens, Dyson, Philips;
  • игровые приставки, такие как XBox, PlayStation, Nintendo;
  • оборудование, например, для добычи полезных ископаемых, электроснабжения, железнодорожного и судоходного транспорта, сельского хозяйства;
  • железнодорожный инвентарь и оборудование, а также лодки, деревья, саженцы и цветы;
  • соль, сера, земля и камень, руды, зола и шлак;
  • топливо, нефтепродукты и смазки, изотопы, редкоземельные элементы, химические продукты, красители, туалетно-косметические принадлежности;
  • резиновые и резинотехнические изделия, мыло, моющие средства, свечи, пластилин, клей, спички, взрывчатые вещества, пластмассы;
  • одежда, обувь, косметика;
  • аптечные товары, такие как OB, Carefree.

По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, это динамический список, который будет корректироваться в зависимости от местонахождения пострадавших компаний в России [4,287-291]. Параллельный импорт не должен применяться, если правообладатель или иные лица с его согласия разместили и обеспечили непрерывное производство товаров в России. Исключение из списка можно запросить, как только компания объявит о возобновлении производства в России.

Разрешение не распространяется на ввоз и размещение на рынке контрафактной продукции. Ввозимые товары сами должны быть легально проданы в стране, из которой они ввезены. Правительство уточнило 28 марта 2022 года: «Параллельный импорт — это не легализация контрафактной продукции, а ввоз подлинных товаров по альтернативным каналам». [5,147-150]

Все необходимые таможенные и контрольные процедуры проводятся в отношении товаров из списка, которые ввозятся в Россию в рамках параллельного импорта. Этот импорт регистрируется с датой заказа. Таможенные органы осуществляют проверку Таможенно-тарифных кодов Евразийского экономического союза (кодов ТН ВЭД) и товарных знаков в соответствии с приказом Министерства. В случае ввоза товаров в обход официальных каналов сбыта гражданско-правовая ответственность за товары должна быть исключена. Однако продукция подлежит гарантийному обслуживанию.

Отдельные правила были изданы для параллельного импорта лекарственных средств. Разрешено распространение лекарств в России в иностранной упаковке. Если есть проблемы с доставкой лекарств, их можно купить в упаковках с надписями на другом языке, наклеить наклейку на русском языке в российских аптеках, а затем продать.

Многие западные компании прекращают свой бизнес в России. Они берут с собой ноу-хау и технологии. Таким образом, российское правительство разрешает использование изобретений без согласия и без лицензионных сборов.

Правительство РФ Федеральным законом № 46 от 4 марта 2022 г. и Постановлением № 299 от 6 марта 2022 г. [2] разрешает отечественным организациям и физическим лицам осуществлять изобретения, полезные модели и промышленные образцы правообладателями из так называемых «недружественных государств». без их согласия и без выплаты компенсации. Россия описывает все страны, которые ввели санкции против российского государства, российских компаний или российских граждан, как «недружественные государства».

Минпромторг России установил перечень товаров, которые могут быть ввезены и реализованы в России без разрешения производителя и правообладателя. Этот перечень товаров содержится в Приказе № 1532 от 19.04.2022. Товары, необходимые для работы производственных объектов, и широкий спектр товаров народного потребления разрешены к параллельному ввозу. Обязательным условием для включения в список параллельного импорта является то, что компания-производитель прекратила производство в России и ушла с рынка.

Это новое положение позволит физическим и юридическим лицам, которым Правительством Российской Федерации предоставлено право использовать определенные патенты третьих лиц без согласия владельцев, делать это без выплаты какого-либо вознаграждения за использование соответствующего изобретения, полезной модели. или патентообладатели промышленных образцов из антироссийских стран. Эта мера коснется запатентованных разработок, программного обеспечения, устройств и технологий, которые исчезают или становятся дефицитными на российском рынке.

Согласно Постановлению № 299 от 6 марта 2022 года [2], правительство РФ разрешает отечественным компаниям и физическим лицам использовать изобретения, полезные модели и промышленные образцы правообладателей из так называемых «недружественных государств» без их согласия и без выплаты компенсации. Конкретно это означает, что российское правительство разрешает внедоговорное использование изобретений без уплаты лицензионных сборов за патенты.

Этот указ основан на положениях Гражданского кодекса России, дающих правительству право в случаях крайней необходимости в связи с обеспечением обороны и безопасности государства, защитой жизни и здоровья граждан запрещать применение патентов на изобретения, полезные и промышленные образцы без согласия патентообладателя на короткий срок и за «пропорциональную» плату (принудительное лицензирование). [6,94-97]

Положение предусматривает компенсацию в размере 0 процентов от дохода лица, использующего патент, выплачиваемую патентообладателям, аффилированным с иностранными государствами, за совершение «недружественных» действий по отношению к российским юридическим и физическим лицам, в том числе:

  • Патентообладатели с гражданством так называемых «недружественных стран»,
  • Владельцы патентов, которые имеют так называемые «недружественные государства» в качестве места регистрации, основного места ведения бизнеса или основного источника дохода.

Список «недружественных» государств, поддерживающих санкции против России, на данный момент включает 48 стран.

Приказ № 299 вступил в силу со дня его официального опубликования – 7 марта 2022 года. Первые судебные дела решены в пользу российских истцов.

С середины июня 2022 года иностранным ритейлерам, уходящим с российского рынка, стало легче продавать или сдавать в аренду свои филиалы российским розничным сетям.

С середины июня 2022 года иностранным ритейлерам, уходящим с российского рынка, стало проще продавать или сдавать в аренду свои филиалы более крупным российским продуктовым сетям. 11 июня 2022 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 154-ФЗ, который позволяет российским продовольственным розничным сетям с долей рынка более 25 процентов покупать или арендовать филиалы иностранных компаний, которые имеют/хотят покинуть Россию. Действие закона распространяется на сделки по покупке и аренде торговых помещений, совершенные в период с 15 июня по 31 декабря 2022 года.

Продажа или аренда (лизинг) возможны, если иностранный контрагент является юридическим лицом, отвечающим также следующим требованиям:

  • юридическое лицо осуществляло розничную реализацию продуктов питания через торговую сеть, но прекратило коммерческую деятельность в Российской Федерации либо заявило о прекращении такой деятельности;
  • юридическое лицо на момент совершения сделки контролируется иностранным лицом;
  • основания для признания юридического лица подконтрольным иностранной организации возникли до 15 июня 2022 года. [7,47-52]

Согласно действующему законодательству, в России существуют ограничения на приобретение и аренду дополнительных торговых площадей для компаний, осуществляющих розничную торговлю продуктами питания. Российское правительство хочет предотвратить еще большую концентрацию рыночной власти. В частности, запрещены российские сетевые магазины, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами, на долю которых приходится более 25 процентов годового объема реализации продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации (включая Москву и Санкт-Петербург), муниципального образования или городского округа. от продажи дополнительной покупки или аренды торговых площадей в том же районе местного самоуправления.

Новый Федеральный закон № 154-ФЗ от 11 июня 2022 г. приостанавливает действие данного ограничения с 15 июня по 31 декабря 2022 г. в случае захвата торговых помещений иностранных торговых компаний, уходящих с российского рынка.

Сделки, совершенные в указанный срок, не могут быть признаны недействительными по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ

Для определения контроля иностранного юридического лица над предприятием, осуществляющим розничную реализацию продуктов питания через торговую сеть, применяются положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке для иностранных инвестиций в компании, имеющие стратегическое значение для национальной обороны и безопасности государства».

Таким образом, отметим важность понимания, что главной защитой от подделок всегда являлась экспертиза самого обладателя торговой марки, изготовителя. В случае, когда импорт осуществляется какой-то другой компанией, всегда есть угроза того, что что-то можно не распознать, неоригинальную продукцию, или что на рынок попадут продукты, которые для этого рынка не предназначены: не соответствуют обязательным требованиям, которые установлены у нас в государстве.

При оценке возможности импортозамещения, отметим, что соблюдение обязательных требований государства при параллельном импорте товаров важно. В частности, это касается электромагнитной совместимости и низковольтного технического регламента. Стоит учитывать и тот факт, что при подготовке продукции компания учитывает требования законодательства и особенности рынка страны.

Процесс легализации параллельного импорта не должен ухудшить положение тех компаний, которые производят товары в России: это, как и российские бренды, так и международные. Это касается и компаний, которые осуществляют поставки собственной продукции по механизму прямого импорта.

Список литературы

  1. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия»
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 299 «О внесении изменения в пункт 2 методики определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты»
  3. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  4. Евсеева А. Параллельный импорт: вынужденная мера или нарушение законодательства? В сборнике: Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики. Сборник материалов X Международного юридического форума (IP Форум). 2022. С. 287-291.
  5. Мамедов Р.В., Рахматулина Р.Ш. К вопросу о принципе исчерпания исключительных прав и правовом регулировании параллельного импорта на примере республики сингапур. Образование и право. 2022. № 3. С. 147-150.
  6. Серова А.В. Проблемы параллельного импорта и способы их решения. В сборнике: Актуальные вопросы управления. Сборник статей по материалам научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Тактаровой, Г.Н. Тугускиной. Пенза, 2022. С. 94-97.
  7. Черникова Д.В., Копылов А.Ю. Исчерпание прав на товарный знак: некоторые аспекты проблемы параллельного импорта. В сборнике: Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник статей по материалам LV международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 47-52.

Интересная статья? Поделись ей с другими: