УДК 33.338.2
Характеристика финансового прогнозирования как инструмента управления
Чугунов Анатолий Вадимович – студент специальности «Цифровая экономика» Южного университета (Института управления, бизнеса и права).
Аннотация: В настоящее время финансовое планирование является актуальным как никогда. Во многих государствах проявляется нестабильность экономической сферы. У многих предприятий, которые не смогли своевременно отреагировать на события, происходящие в мире, наблюдается спад по всем экономическим показателям. Данное событие может привести как минимум к разрушению производственной системы, а как максимум – экономики страны в целом.
Ключевые слова: финансовое прогнозирование, экономическая среда, инструмент управления, прогноз, финансовый менеджмент, финансы.
Главнейшей целью финансового прогнозирования является выявление и устранение слабых мест в организации, а также поиск путей улучшения финансового состояния предприятия. Естественно, чтобы достичь указанных целей, надо решить задачи, связанные с получение большого потока достоверной информации о финансовой устойчивости организации, о проблемах и трудностях организации для последующей разработки эффективных антикризисных мероприятий и программ по преодолению состояния кризиса в организации. Стоит отметить, что наличие каких-либо признаков кризиса сопровождается появлением финансовых проблем, которые могут привести к банкротству организации. Проведение финансового анализа позволит определить наиболее срочные проблемы и разработать оперативный план мероприятий по решению наиболее приоритетных задач.
Прогнозирование деятельности предприятий – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период [2]. Но не стоит забывать, что прогнозирование всегда носит вероятный характер, т.е. данное исследование определяет лишь один из вариантов возможного будущего.
Особенность финансового прогнозирования состоит в том, что его результаты отражены в финансовых документах.
Прогнозирование и планирование являются функциями управленческой деятельности, поэтому они взаимосвязаны с анализом по срокам делится на четыре вида:
- Краткосрочное (1-2 года);
- Среднесрочное (5-10 лет);
- Долгосрочное (15-20 лет);
- Сверхсрочное (50-100 лет).
Важно помнить, что краткосрочное прогнозирование направленно на количественные оценки (например, уровень цен на рынке), а остальные виды в результате дают лишь вероятные оценки динамики изменения цен.
При прогнозировании используются формализованные (количественные) и неформализованные (качественные) показатели [3].
Расчёт ряда количественных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, характерен для формализованных методов. Данные методы необходимы для финансового анализа деятельности организации.
Примером формализованных методов могут служить такие методы, как:
- методы математического моделирования;
- методы интерполяции и экстраполяции;
- теория вероятности;
- методы математической статистики.
Для методов данной категории характерно использования широкого спектра математических инструментов. Это позволяет увеличить процент подлинности и достоверности полученного результата, а также сократить сроки выполнения задуманных проектов.
Качественные или логические являются неформализованными методами. Примерами методов данной категории могут служить:
- метод сравнения;
- метод сценария и другие морфологические методы;
- метод экспертных оценок.
Данные методы имеют большое количество недостатков. Это связано с тем, что они носят исключительно субъективный характер и могут строиться на интуиции, жизненном опыте или на полученных ранее знаниях [4].
Можно классифицировать методы по используемому инструментарию:
- экономические;
- статистические;
- математико-статистические.
Разбиение сложных процессов и явления на большое количество факторов и оценка влияний факторов на конечный результат. Примеров может служить балансовый метод, дисконтирование и т.д.
Разновидностью математических методов являются статистические. Данные методы охватывают изучение, разработку и применение современных методов прогнозирования на основе данных. Для использования методов данной группы необходимо большое количество исходных данных. Примеры: метод арифметических данных, индексный, выделение изолированного влияния факторов, сравнение.Данные методы предназначены для восстановления используемых зависимостей, которые исходят из заданного временного ряда, то есть функции, определенной в конечном числе точек на оси времени [1, с.42].
Далее рассмотрим оставшиеся методы и приведём примеры:
- стохастические методы - дают возможность установить взаимосвязь между величинами. Примеры: регрессионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ.
- дескриптивные модели – описывают реальный процесс решений в кризисных условиях. Примеры: Трендовый анализ, вертикальный и горизонтальный анализ, сравнительный анализ, анализ относительных коэффициентов.
- предикативные модели – моделирование прибыли компании и экономического состояния. Примеры: создание прогностических экономических сведений, вычисление места предельного размера продаж и т.д.
- нормативные модели – сравнения фактических результатов хозяйственной работы организации с ожидаемыми.
В заключение хотелось бы сказать, для получения достоверной оценки перспектив компании и принятия эффективных управленческих решений необходимо усовершенствование способов финансового прогнозирования организации.
Список литературы
- Антикризисное управление: экономические основы. Учебное пособие в 2 т. Т.2.: / отв. ред. Г.К. Таль. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 1027 с.
- Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / 2007. – 206 с.
- Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственнойдеятельности промышленного предприятия. – М.: Кнорус», 2014. – 312 с.
- Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: учебное пособие длявузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 223 с.