УДК 33.338.2

Характеристика финансового прогнозирования как инструмента управления

Чугунов Анатолий Вадимович – студент специальности «Цифровая экономика» Южного университета (Института управления, бизнеса и права).

Аннотация: В настоящее время финансовое планирование является актуальным как никогда. Во многих государствах проявляется нестабильность экономической сферы. У многих предприятий, которые не смогли своевременно отреагировать на события, происходящие в мире, наблюдается спад по всем экономическим показателям. Данное событие может привести как минимум к разрушению производственной системы, а как максимум – экономики страны в целом.

Ключевые слова: финансовое прогнозирование, экономическая среда, инструмент управления, прогноз, финансовый менеджмент, финансы.

Главнейшей целью финансового прогнозирования является выявление и устранение слабых мест в организации, а также поиск путей улучшения финансового состояния предприятия. Естественно, чтобы достичь указанных целей, надо решить задачи, связанные с получение большого потока достоверной информации о финансовой устойчивости организации, о проблемах и трудностях организации для последующей разработки эффективных антикризисных мероприятий и программ по преодолению состояния кризиса в организации. Стоит отметить, что наличие каких-либо признаков кризиса сопровождается появлением финансовых проблем, которые могут привести к банкротству организации. Проведение финансового анализа позволит определить наиболее срочные проблемы и разработать оперативный план мероприятий по решению наиболее приоритетных задач.

Прогнозирование деятельности предприятий – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период [2]. Но не стоит забывать, что прогнозирование всегда носит вероятный характер, т.е. данное исследование определяет лишь один из вариантов возможного будущего.

Особенность финансового прогнозирования состоит в том, что его результаты отражены в финансовых документах.

Прогнозирование и планирование являются функциями управленческой деятельности, поэтому они взаимосвязаны с анализом по срокам делится на четыре вида:

  1. Краткосрочное (1-2 года);
  2. Среднесрочное (5-10 лет);
  3. Долгосрочное (15-20 лет);
  4. Сверхсрочное (50-100 лет).

Важно помнить, что краткосрочное прогнозирование направленно на количественные оценки (например, уровень цен на рынке), а остальные виды в результате дают лишь вероятные оценки динамики изменения цен.

При прогнозировании используются формализованные (количественные) и неформализованные (качественные) показатели [3].

Расчёт ряда количественных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, характерен для формализованных методов. Данные методы необходимы для финансового анализа деятельности организации.

Примером формализованных методов могут служить такие методы, как:

  • методы математического моделирования;
  • методы интерполяции и экстраполяции;
  • теория вероятности;
  • методы математической статистики.

Для методов данной категории характерно использования широкого спектра математических инструментов. Это позволяет увеличить процент подлинности и достоверности полученного результата, а также сократить сроки выполнения задуманных проектов.

Качественные или логические являются неформализованными методами. Примерами методов данной категории могут служить:

  • метод сравнения;
  • метод сценария и другие морфологические методы;
  • метод экспертных оценок.

Данные методы имеют большое количество недостатков. Это связано с тем, что они носят исключительно субъективный характер и могут строиться на интуиции, жизненном опыте или на полученных ранее знаниях [4].

Можно классифицировать методы по используемому инструментарию:

  • экономические;
  • статистические;
  • математико-статистические.

Разбиение сложных процессов и явления на большое количество факторов и оценка влияний факторов на конечный результат. Примеров может служить балансовый метод, дисконтирование и т.д.

Разновидностью математических методов являются статистические. Данные методы охватывают изучение, разработку и применение современных методов прогнозирования на основе данных. Для использования методов данной группы необходимо большое количество исходных данных. Примеры: метод арифметических данных, индексный, выделение изолированного влияния факторов, сравнение.Данные методы предназначены для восстановления используемых зависимостей, которые исходят из заданного временного ряда, то есть функции, определенной в конечном числе точек на оси времени [1, с.42].

Далее рассмотрим оставшиеся методы и приведём примеры:

  • стохастические методы - дают возможность установить взаимосвязь между величинами. Примеры: регрессионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ.
  • дескриптивные модели – описывают реальный процесс решений в кризисных условиях. Примеры: Трендовый анализ, вертикальный и горизонтальный анализ, сравнительный анализ, анализ относительных коэффициентов.
  • предикативные модели – моделирование прибыли компании и экономического состояния. Примеры: создание прогностических экономических сведений, вычисление места предельного размера продаж и т.д.
  • нормативные модели – сравнения фактических результатов хозяйственной работы организации с ожидаемыми.

В заключение хотелось бы сказать, для получения достоверной оценки перспектив компании и принятия эффективных управленческих решений необходимо усовершенствование способов финансового прогнозирования организации.

Список литературы

  1. Антикризисное управление: экономические основы. Учебное пособие в 2 т. Т.2.: / отв. ред. Г.К. Таль. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 1027 с.
  2. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / 2007. – 206 с.
  3. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственнойдеятельности промышленного предприятия. – М.: Кнорус», 2014. – 312 с.
  4. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: учебное пособие длявузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 223 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: