УДК 33

Японская радиожурналистика: история появления NHK

Гао Фэн – студент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: Японская радиовещательная корпорация NHK является одной из крупнейших и важнейших компаний в стране. Это государственная компания, обеспечивающая сейчас теле и и радиовещание. Однако появилась она благодаря курируемому государством слиянию трех независимых частных компаний. Данная статья раскрывает то, как и почему произошло это слияние.

Ключевые слова: NHK, монополии, радиовещание, радиожурналистика, Япония, история журналистики.

Министерство связи объединило три независимые радиовещательные компании в национальную монополию Nihon Hösö Kyökai (NHK, Японская радиовещательная корпорация) в августе 1926 года. Толчком послужило заключение, подготовленное должностными лицами министерства в конце 1925 года. Предстоящее лицензирование новых региональных вещателей в то время придавало этому вопросу определенную актуальность. В немедленном слиянии будут участвовать только три компании (Токийская, Осакская и Нагойская службы) попытка сделать это позже означала бы переговоры с шестью или семью. Главной заботой бюрократов было быстрое распространение радио по стране. Первоначальный план лицензирования одной независимой станции в каждом районе теперь казался опасным для этих амбиций. Компания в Нагое была слабой в финансовом отношении и страдала из-за нехватки местных программ. Как будут жить станции в небольших городах? Не имея технических знаний, они были бы вынуждены взимать непомерную плату за прослушивание, чтобы оставаться в бизнесе. Учитывая их меньшую выходную мощность, для приема на любом расстоянии потребуются дорогие ламповые приемники, в то время как национальная система мощных проволочных реле будет охватывать более дешевые кварцевые наборы. Эстафетную систему лучше всего можно было бы создать под единым национальным управлением с участием бюрократии и гражданского общества. [1].

Планы по интеграции развивались быстро. За этим отчетом в январе 1926 года последовал министерский исследовательский отчет, в котором бюрократам предписывалось подготовить устав для новой национальной компании. Еще через месяц министерство разработало стостраничный план слияния, включая устав новой фирмы. Этот план был представлен министру связи Адачи Кензо в феврале 1926 года. Адачи был лидером партии Минсейто, членом парламента в течение двадцати четырех лет. Его подчиненные попросили его выбрать один из двух планов на случай непредвиденных обстоятельств: один для частной компании и один для общественной организации. Очевидно, бюрократы по-прежнему предпочитали коммерческое предприятие. Адачи стал вторым партийным министром, выбравшим альтернативу в интересах общества.[1]

Тогда Минкомсвязи предприняло закулисное лоббирование. Вице-министр связи отправился в Осаку, где ожидалось самое жесткое сопротивление, чтобы обсудить слияние наедине с председателем правления. Он представил проект министерства по слиянию как безотзывный и пригрозил построить еще одну станцию в Осаке, если компания откажется сотрудничать.[2] Очевидно, что новая станция означала бы исчезновение старой. Аналогичные обсуждения были проведены и на других станциях. Затем 30 апреля 1926 года Министерство связи официально представило свою схему объединения советам трех компаний. Капитал существующих фирм должен был быть передан новой монополии, что позволило инвесторам независимых станций сохранить свои акции и свой статус владельцев. Токио уступил. Офис в Нагое также согласился, настаивая на большей мощности передачи. Осака выдвинула встречное предложение. Учитывая условия их лицензии, директора из Осаки не могли сразу отказаться от слияния, но большинство проголосовало за превращение объединенного органа в прибыльную компанию, и они были единодушны в том, что новая система должна иметь два равнозначных полюса: Токио и Осака. Они выступали против преобладающего центрального офиса и настаивали на том, чтобы он просто координировал работу филиалов.[2]

Когда делегация Осаки представила эти предложения Адачи, последовал первый из многих жарких споров по поводу слияния. Осакская группа отступила по вопросу о прибыли, поскольку у нее не было поддержки других станций, но она получила обещание, что центральный офис будет иметь лишь скромные полномочия. Затем вице-министр направил письмо, подтверждающее патерналистские отношения между филиалом в Осаке и всеми новыми офисами на западе. 8 мая, на основании его заверений, совет директоров Осаки утвердил новую систему до дальнейшего обсуждения деталей.[3] 25 мая 1926 г. чиновники Министерства связи встретились с представителями трех станций, чтобы обсудить положения новой фирмы. Верные своему обещанию компании в Осаке, отделениям монополии было предоставлено больше полномочий, чем в предыдущих проектах. Однако проект содержал исключительную оговорку о том, что все топ-менеджеры будут назначаться министром связи. Министерство объявило о своем выборе 6 августа, всего за две недели до запланированного роспуска трех первоначальных вещательных компаний. Все восемь управляющих директоров, по два в центральном офисе и филиалах в Токио, Нагое и Осаке, уходили на пенсию.

 Сразу возникли возражения. Когда директора токийской компании выразили протест вице-министру связи, он ответил следующее: назначенцы должны были обеспечить сотрудничество между NHK и министерством связи; и если из-за этого вопроса будут попытки заблокировать создание NHK, министерство передаст радио под управление государства.[3] Угрожающий характер этого ответа только еще больше обострил страсти. 18 августа 1926 года, за два дня до запланированного слияния, делегаты Осаки представили петицию против назначений, подписанную всеми высшими руководителями компании. В тот же день совет директоров токийской компании принял аналогичное заявление. Более того, документ из Токио действительно транслировался в тот вечер по радио. Это был первый и последний раз, когда кто-либо в имперской Японии, кроме государственного чиновника, сделал откровенно пристрастную политическую трансляцию. Ведущие газеты решительно поддержали петиции. Министр связи Адачи ответил более тактично, чем его парламентский вице-министр. Он пояснил, что назначения министерства были одноразовыми, хотя при избрании будущих руководителей следует учитывать необходимость сотрудничества между государством и гражданами. Он подтвердил законное право министерства на прямой контроль, но заявил, что оно никогда не будет осуществляться безрассудно. Однако он не отказался от своих назначений.

Таким образом, ведущий партийный политик сотрудничал в преобразовании единственной радиовещательной компании Японии в квази-бюрократический орган. Три независимые станции распустились 20 августа 1926 года. Утверждение министерством NHK как юридического лица сопровождалось официальным приказом, еще более властным, чем те, которые ранее были получены независимыми станциями. Деловые и бюджетные планы теперь требовали предварительного утверждения министерством, а не просто отчета постфактум. Заработная плата и обязанности руководителей также нуждались в утверждении, что делало невозможным нейтрализацию бывших бюрократов NHK путем переноса их задач в другие офисы. NHK было дано пять лет на то, чтобы сделать радио доступным по всей Японии, и все расходы должны были быть оплачены компанией. Кроме того, все прежние полномочия министерства остались нетронутыми.

Подобное отношение было вызвано растущим политическим значением радио. Политика в области радио развивалась от защиты региональных коммерческих компаний под довольно независимым гражданским управлением к поддержке квази-бюрократической национальной монополии с помощью частных денег. Единая национальная радиосеть, частично управляемая ветеранами министерства, обещала быстрое и комплексное расширение и упрощение государственного контроля.

Список литературы

  1. Nihon Hösö Shi [History of Japanese Broadcasting], 2 vols. Tokyo: Nihon Hösö Shuppan Kyökai, 1965.
  2. Osaka Hösökyoku Enkaku Shi [Historical Development of the Osaka Broadcasting Company], Osaka: Nihon Hösö Kyökai Kansai Shibu, 1934.
  3. Kasza G.J. The State and the Mass Media in Japan, 1918-1945. University of California Press, 1988.

Интересная статья? Поделись ей с другими: