УДК 332.3

Разработка мероприятий по совершенствованию контроля в сфере землепользования (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Кобелева Дарья Олеговна – студент факультета Менеджмента и сервиса Института экономики и менеджмента Вятского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы управления земельными ресурсами в Ямало-Ненецком автономном округе, определена необходимость совершенствования системы управления землями округа, определены основные мероприятия, которые будут способствовать совершенствованию управления земельными ресурсами. На основе анализа литературы и эмпирических данных определены наиболее перспективные направления и методы дальнейшего развития системы управления земельными ресурсами Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ключевые слова: земельные ресурсы, государственный контроль, Ямало-Ненецкий автономный округ, категории земель, муниципальный контроль.

Земельные ресурсы являются важными источниками обеспечения интересов их пользователей, которыми выступают государственные и местные органы власти, юридические и физические лица[5]. Земельный кодекс РФ устанавливает 7 категорий земельных ресурсов:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности и иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земливодного фонда;
  • земли запаса.

В своей работе «Современные проблемы управления земельными ресурсами» Барсукова Г.Н. рекомендует среди земельных ресурсов выделять: [3]

  • земли, находящиеся в собственности государства и местных органов власти;
  • земли в собственности юридических лиц;
  • земли в собственности физических лиц;
  • сельскохозяйственные земли, к которым относятся: пашни, залежи, сенокосы, пастбища, земли садов.

В Ямало-Ненецком автономном округе, благодаря особенностям климата и северному расположению земель, ресурсы отличаются по видам, и имеют следующую классификацию:

  • земли сельскохозяйственных угодий;
  • земли под поверхностными водами;
  • болотистые земли;
  • земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью;
  • земли под оленьими пастбищами (рис. 1.)

1

Рисунок 1. Распределение земельного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в га. [7]

Рисунок 1 демонстрирует, что больше всего земель Ямало-Ненецкого автономного округа отведены под земли оленьих пастбищ, поверхностных вод, земли лесов и древесно-кустарниковой растительности, что обусловлено как ориентированностью населения региона на развитие оленеводства.

В своей работе «Направление совершенствования функций государственного управления земельными ресурсами» Шер М.Л. [6] указывает, что управление земельными ресурсами является актуальной проблемой для РФ и для зарубежных стран, ввиду отсутствия эффективных механизмов совершенствования контроля за ресурсами. Государство управляет земельными ресурсами на двух уровнях, в частности, посредством общего и отраслевого контроля. Органы контроля по управлению земельными ресурсами осуществляют регулирование вопросов использования земель. Основными структурами, обеспечивающими управление ресурсами земельного фонда РФ, являются:

  1. Министерство экономического развития РФ:
  • Росреестр;
  • Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
  1. Министерство природных ресурсов и экологии:
  • Федеральное агентство водных ресурсов;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
  1. Министерство сельского хозяйства [6].

Основным органом, обеспечивающим управление земельными ресурсами в Ямало-Ненецком автономном округе на государственном уровне, является Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса. Данный Департамент подчиняется Правительству округа. В его состав входят специализированные управления по регулированию вопросов лесных, водных ресурсов и недропользования.

Государственное бюджетное учреждение «Государственная кадастровая оценка» создано на основании постановления Правительства автономного округа от 23 ноября 2017 года № 1210-П «О создании государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Государственная кадастровая оценка», и занимается вопросами регистрации прав на земли, оценки их стоимости, выдачи разрешительных документов на пользование и владение земельными ресурсами.

На уровне муниципального контроля функционирует «Департамент градостроительства, землепользования и имущественных отношений Администрации города Лабытнанги», в состав которого входит Управление землепользования. В частности, Управление землепользования состоит из Отдела земельного контроля, и Отдела земельных отношений. В целях совершенствования управления земельными ресурсами в муниципальном образовании г. Лабытнанги Управление землепользования осуществляет предоставление следующего вида услуг:

  • предоставление муниципальных услуг по пользованию землями;
  • выдача разрешительных документов на пользование земельными ресурсами;
  • перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности;
  • перевод земель из одной категории в другую;
  • проведение торгов на земельные участки;
  • принятие решения о прекращении проведения аукциона на земельные участки, прекращении права пользования участками, изъятии участков из пользования [2].

Все эти органы, созданы в округе для обеспечения контроля за земельными ресурсами, регистрации прав на землю, законного оформления покупки, продажи и аренды земельных ресурсов, что позволяет обеспечивать единство системы контроля на уровне субъекта и на муниципальных территориях.

Кустышева И.Н. в работе «Оптимизация проведения охраны и контроля использования земель» обозначила различие между государственным земельным надзором и муниципальным земельным контролем.(табл. 1.) [4]

Таблица 1. Соотношение государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

Муниципальный земельный контроль

Государственный земельный надзор

Регулируется: ст. 72 Земельного кодекса РФ; ФЗ №294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Регулируется: ст.71 Земельного кодекса РФ; ФЗ №294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Полномочия: составление актов проверки использования земельных ресурсов; выдача предписаний.

Полномочия: составление актов проверки использования земельных ресурсов; выдача предписаний; принятие решения о возбуждении административного дела.

Показатели проверок, проведенных по факту использования земельных ресурсов в Ямало-Ненецком автономном округе, указывают, что в 2020 году в отношении физических лиц было проведено больше плановых и внеплановых проверок, причиной чего послужило увеличение случаев нарушения пользования земельными ресурсами, отсутствие разрешающих документов на пользование участками земель, самовольное занятие территорий. Из этого можно сделать вывод, для сокращения нарушений пользования земельными ресурсами необходимо разрабатывать более эффективную систему контроля (рис. 2.).

2

Рисунок 2. Соотношение плановых и внеплановых проверок в 2020 году в Ямало-Ненецком автономном округе. [4]

В округе функционирует разработанный совместно с Департаментом информационных технологий информационно-справочный ресурс cadastre.yanao.ru, где отражены изменения кадастровой стоимости земельных участков на территории Ямала.

Основными проблемами Ямало-Ненецкого автономного округа являются самовольное занятие земельных территорий, захламление участков мусором, проблема наложения участков, что приводит к невозможности разграничения земель, и внесения верных координат участков в ЕГРН.

Основными проблемами обеспечения контроля в сфере землепользования в округе являются:

  • неэффективность правовых норм, по контролю за земельными ресурсами;
  • отличие в системе управления земельными ресурсами, что выражено в наличии разных органов контроля в каждом субъекте.

Для совершенствования управления земельными ресурсами в округе необходимо провести следующие мероприятия:

  • разработка единой правовой базы и единой системы организации органов контроля за земельными ресурсами;
  • создание единых правил регистрации земель, продажи и аренды в каждом субъекте;
  • создание геоинформационных систем контроля за использованием земельных ресурсов.

В современных условиях отсутствия единой системы правового и технологического контроля за использованием земельных ресурсов возникает необходимость создания эффективных мероприятий по совершенствованию надзорных функций на государственном и местном уровне.

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) // СПС «Консультант Плюс»
  2. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» // СПС «Консультант Плюс»
  3. Барсукова Галина Николаевна, Радчевский Николай Михайлович Современные проблемы управления земельными ресурсами // Научный журнал КубГАУ. 2017. №125. С 1-21
  4. Кустышева Ирина Николаевна. Оптимизация проведения охраны и контроля использования земель // IACJ. 2021. №2. С 146-155
  5. Ларинина, Т. И. Государственное регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения в Кировской области / Т. И. Ларинина, Е. А. Бармина // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018): сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3 томах, Киров, 02–28 апреля 2018 года / Вятский государственный университет. – Киров: Вятский государственный университет, 2018. – С. 1387-1393.
  6. Шер Марина Леонидовна, Опрышко Елена Леонидовна, Миронов Леонид Валерьевич. Направление совершенствования функций государственного управления земельными ресурсами // Colloquium-journal. 2020. №13 (65). С 156-161.
  7. Официальный сайт Природа России. [Электронный ресурс] URL: http://www.priroda.ru (дата обращения 08.06.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail