УДК 75

От консерваторов к авангарду. Анри Матисс

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Анри Матиссу посчастливилось стать признанным художником при жизни. Он пользовался успехом и даже был награжден орденом Почетного легиона и многими другими наградами. Основополагающим событием этого последнего этапа его жизни стало открытие в 1952 году музея Анри Матисса в его родном Като-Камбрезисе. Гениальный художник умер через два года после инаугурации, 3 ноября 1954 года, в Симьезе, недалеко от Ниццы, оставив после себя огромное живописное наследие. Фактически, именно в Ницце, где он провел большую часть своей жизни, в 1963 году был открыт Монографический музей Анри Матисса, представляющий большой интерес для всех, кто хочет насладиться творчеством художника и углубиться в него.

Ключевые слова: художник, Анри Матисс, искусство.

Матисс начал рисовать в 1889 году, когда мать дала ему краски и кисти, чтобы он написал свои первые работы. В тот период своей жизни художник сказал, что «открыл для себя своего рода рай». С этого момента он хотел посвятить себя искусству, что очень разочаровало его отца, который даже сказал ему: «Ты умрешь с голоду, слышишь меня, Анри... Это карьера для бродяг...»! Первые шаги в искусстве Матисс сделал, копируя цветные репродукции с коробки масляных картин, подаренной ему матерью, а позже занялся оформлением дома своих бабушки и дедушки. В 1891 году он оставил работу в юридической фирме, в которой работал, и в 1892 году поступил в Школу изящных искусств в Париже, где занимался в студии художника Гюстава Моро. Там он познакомился с другими художниками, такими как Руо, Камуан и Марке, а также с художником Раулем Дюфи, учеником Пьера Боннара.

В 1896 году Матисс выставил четыре своих картины на Салоне Национального общества изящных искусств в Париже и имел оглушительный успех. Его картина «Женщина, читающая», написанная в 1894 году, была куплена французским правительством для украшения замка Рамбуйе. В течение следующих двух лет Матисс путешествовал по Бретани и познакомился с художником-импрессионистом Камилем Писсарро, а также со скульптором Огюстом Роденом. Именно в это время он открыл для себя шедевры импрессионистов в коллекции мецената Гюстава Кайлеботта. Благодаря их влиянию цвета его работ на некоторое время стали более светлыми и в то же время более насыщенными. В 1897 году Матисс сделал свой первый серьезный шаг в мире искусства, написав картину «Обеденный стол», в которой он объединил светимость, подобную той, что использовал Пьер-Огюст Ренуар, с классической композицией в насыщенных красных и зеленых тонах.

Лето 1905 года Матисс провел в компании художника Андре Дерена в Коллиуре, небольшом рыбацком порту на юге Франции. Под ослепительным средиземноморским солнцем Матисс быстро освободился от того, что он называл «тиранией» пуантилизма, художественной техники рисования картины с помощью крошечных точек. В Коллиуре Матисс произвел революцию в своем искусстве: его картины стали взрывом цвета: красный против зеленого, оранжевый против синего и желтый против фиолетового. К этому периоду относятся «Открытое окно» и «Женщина в шляпе», картина, на которой он изобразил свою жену Амели. Осенью того же года эти две картины были выставлены на выставке Salon d'Automne вместе с работами Андре Дерена и Мориса де Вламинка.

Отношения между Пикассо и Матиссом, которые встретились в 1906 году и были похожи как ночь и день, также вызвали много разговоров. Если те, кто знал Пабло Пикассо, говорили, что он был своеобразным, эгоистичным и грубым человеком, то те, кто знал Матисса, говорили о нем как о вежливом и сдержанном человеке. Дело в том, что между ними должно было возникнуть одно из величайших соперничеств в истории искусства. На самом деле, оба художника испытывали друг к другу большое восхищение и зависть, и их работы неоднократно вдохновляли друг друга.

Списоклитературы

  1. Анри Матисс. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников / сост. Е. Б. Георгиевская; пер. с фр. Е.Р.Классон, Е. Б.Георгиевской, с англ. А. В. Парнаха. — М.: Искусство, 1993. — 416 с. — («Мир художника»).
  2. Климов Р. Б.«Танец» и «Музыка» Матисса. Концепция и место в художественном процессе // Советское естествознание— 25. М., 1989.
  3. Луи Арагон. «Анри Матисс» (роман). В 2-х книгах. — М.: Прогресс, 1981.

Интересная статья? Поделись ей с другими: