УДК 687.01:677.025(072)

Особенности технологического и композиционного решения костюма, созданного по принципу антисимметрии

Горелкина Тамара Тимофеевна – старший преподаватель  Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы принципов гармонизации форм и деталей костюма с использованием приемов симметрии, антисимметрии как средства формообразования костюма.  В качестве объекта исследования в работе рассматривается форма костюма, в качестве предмета исследования – принцип антисимметрии.

Ключевые слова: симметрия, антисимметрия, форма, пропорции, материал, свойства, конструкция.

Согласно теории эстетического восприятия любая форма или изображение приобретает эстетическую привлекательность в первую очередь, благодаря упорядоченности внешней структуры формы или поверхности. Проще говоря, расположение деталей, элементов костюма, декоративных отделок должно подчиняться определенным законам - принципам гармонизации.

Одним из основных принципов гармонизации форм и деталей костюма являются виды симметрии. Применяя различные виды симметрии в расположении деталей и элементов костюма возможно получение огромного числа вариантов решения различных моделей из одной исходной.

Существуют в композиции еще 2 понятия, связанные с симметрией, как отправной точкой: дисимметрия и антисимметрия.

Дисимметрия – это нюансное отклонение от симметрии. Дисимметрия, как правило, проявляется в асимметричности деталей или их расположении в форме, которая в целом симметрична. Дисимметрия используется как художественное средство, которое позволяет «оживить» композицию различными деталями: карманами, лацканами, различными декоративными отстрочками, вышивкой и т.д.

Антисимметрия – это симметрия с полярными или контрастными свойствами. Антисимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целостность и завершенность достигается созданием зрительного равновесия между различными фрагментами формы.

Антисимметрия — свойство многих материальных фигур совмещаться с собой в разных позициях операциями антисимметрии. Фигура, окрашенная в один цвет, может быть равна фигуре, окрашенной в другой цвет. Положительная рельефная форма (выпуклость) может быть равна отрицательной (углубление).

1

Рисунок 1. Примеры антисимметричных форм.

Антисимметричные фигуры широко используются в орнаментации тканей и трикотажных полотен, а также при проектировании костюмных форм.  Одним из самых действенных средств такой композиции костюма является контраст форм, размеров, пластики, цвета, фактур. Поскольку подобная композиция визуально всегда активна, а форма при контрасте особенно заметна, то форма костюма воспринимается динамичной, несмотря на симметричную статику построения структуры костюма (рис.2). Гармонизация подобных форм костюма с антисимметричной композицией построения достигается организацией визуального равновесия элементов костюма. Сбалансированность формы костюма создается распределением объемов, площадей, цвета и фактуры материала относительно вертикальной оси, проходящей по позвоночнику человеческой фигуры. Визуальное равновесие в композиции нельзя проверить расчетом или геометрическим построением. Оно основывается на развитии интуиции художника.

2

Рисунок 2. Примеры антисимметричного решения костюма на основе:  а) светлотного контраста; б) цветового контраста; б) контраста орнаментальных форм; в) контраста фактур.

3

Рисунок 3. Примеры графических зарисовок костюма с применением   антисимметричной композиции.

На практических занятиях дисциплины Архитектоника объемных структур проектное задание по созданию арт-объектов костюма и его гармонизации было реализовано в виде комплекса упражнений с последовательным решением задач:

  • проведение исследования источника формообразования;
  • графическая разработка вариантов форм костюма на основе источника с учетом пластики, ритмов, пропорций;
  • гармонизация вариантов костюма методами антисимметрии;
  • выполнение исходной формы костюма в материале.

Воплощение принципа антисимметрии в проектировании изделия, выполненного по индивидуальному эскизу, заключалось в ор­ганизации формы, ее частей (геометрических и пластических): комби­наторика отдельных частей формы, сопряжение сечений, пропорциональная соотнесенность, ритмическая организация, акцент. Перечисленные параметры способствовали достижению гармоничной завершен­ности формы, ее статического или динамического решения.

Помимо композиционных приемов, средствами визуальной гармонизации костюма, несомненно, явились цвет, фактура и, особенно, пластические свойства материалов, формирующих силуэт формы. Для создания объемно-пространственных форм из плоскостных материалов необходимо учитывать формообразующие свойства материалов, их способность удержать заданную форму. К таким материалам можно отнести неопрен, экокожу, искусственную замшу, нетканые материалы из синтетических волокон, полимерные материалы.

Выполнение проекта изделия по индивидуальному эскизу на практических занятиях было произведено методом конструктивного  моделирования, в сочетании с муляжным методом.

Метод конструктивного моделирования предполагает использование базовой основы  изделия с последующим внесением модельных особенностей в конфигурацию лекал [6]. Муляжный метод, или метод наколки, предполагает создание формы непосредственно на манекене из куска материала, путем накидывания или укрывания манекена материалом и фиксирования точек портновскими булавками [6].

В данном задании в практической работе при создании эскизных форм была применена комбинация этих методов для ускорения процесса получения нужной формы в отведенные учебные часы. Следует принимать во внимание отсутствие у студентов профессиональных навыков и опыта работы с материалами.

Таким образом, первым этапом работы при выполнении формы в объеме явился поисковый макет для понимания правильности выбранного решения и внесения изменений в объемно –пространственную конструкцию по эскизному проекту. На поисковом макете отрабатывались пропорции, объемы частей костюма, конструктивные линии, силуэтные контуры при визуально отмеченной оси симметрии на макете. Параллельно решался способ надевания на манекен полученной формы и место расположения застежки.

Следующим этапом являлось изготовление изделия из основных материалов, соответствующих по пластике, плотности, формоустойчивости, цвету эскизному проекту. В качестве таких материалов были использованы непрен, экокожа, искусственная замша, полимерная пленка. Достоинствами данных материалов являются их формоустойчивость, необходимая плотность, неосыпаемость, насыщенность цвета.

Технологическая обработка изделий выполнялась на лабораторном швейном оборудовании. Срезы материалов не обрабатывались при условии их максимально ровного контура. Срезы горловины и бортов могли быть окантованы косой бейкой. Застежка в отдельных случаях была обработана потайной тесьмой молнией. Использование термопластических материалов позволило получить изделия с жестко фиксированной рельефной формой: складчатые, жатые, плетеные, тиснёные,  объемные элементы.

Таким образом, использование принципа антисимметрии является средством гармонизации и  визуального равновесия элементов костюма при формообразовании. Практическая разработка объемно-пространственной структуры с применением принципа антисимметрии  из формообразующих материалов позволила дать студентам  понимание применения определенных законов, правил,  принципов гармонизации форм костюма, а также изучить приемы и получить навыки по созданию этих форм на фигуру человека методом антисимметрии в учебном процессе.

Список литературы

  1. Земпер, Г. Практическая эстетика / Г. Земпер. – М.: Искусство. 1970.
  2. Власов В.Г. Тектоника и диссимметрия архитектурной композиции // Архитектон: известия вузов. 2016. № 4 (56).
  3. Оптико-кинетическое искусство. Поиски новых типов формообразования // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006.
  4. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. (При участии Заболотской Е.А. (часть VI), Рыбкиной Е.А. (часть VIII). Учебник для вузов. – М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2005.
  5. Л.Б.Рытвинская "Основы формообразования костюма (архитектоника)". Учебное пособие, М., Альфа-М, 2005,72 с.
  6. Е.А.Янчевская «Конструирование одежды», М, «Academia»,2005.

Интересная статья? Поделись ей с другими: