УДК 725.8.056

Фрактальные элементы декора архитектуры как источник создания форм костюма

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Горелкина Тамара Тимофеевна – старший преподаватель  Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: Данная статья посвящена теоретическим и практическим вопросам использования комбинаторных возможностей орнаментальных форм декора архитектуры как средству формообразования костюма.  В качестве объекта исследования в работе рассматривается форма костюма, в качестве предмета исследования – традиционный инженерный метод формообразования в архитектуре – фрактальный.

Ключевые слова: фрактал, формообразование костюма, архитектура, самоорганизующиеся элементы, система, подобие форм, орнаменты.

Одним из направлений методических разработок современных образовательных программ высшей школы по проектированию костюма является совершенствование способов его формообразования, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Наиболее перспективными с точки зрения создания новых форм являются эксперименты с комбинаторными формообразованиями объектов. Основой фрактального метода является поиск способа получения разнообразных форм предметов одежды с использованием взаимозаменяемых геометрических структур, представляющих собой конструктивные и композиционные элементы одежды. 

В основе инженерных методов формообразования архитектуры и костюма лежит решение задачи с учетом инженерной специфики конструкции объекта, возможности производства, функциональности.  Фрактальная методология имеет общность принципов создания форм в костюме и архитектуре на основе самоорганизующихся эволюционных систем. Суть фракталов состоит в том, что это - фигура, в которой один и тот же мотив (форма) повторяется множество раз в последовательно-уменьшающем масштабе. Идея фрактальной геометрии принадлежит французскому математику Бенуа Мандельброту [1].

Архитектура в качестве источника формы всегда вдохновляла дизайнеров костюма, поскольку структурная организация как целой формы архитектурного объекта, так и составляющих его частей создавала визуально уравновешенный и гармоничный образ.

Фрактальная архитектура должна иметь фрактальное свойство, выраженное в динамическом или статическом состоянии:

  • самоподобность или иерархический принцип организации;
  • дробная размерность; способность к развитию: в простом алгоритме заключен потенциал для развития множества вариаций [2];
  • принадлежность одновременно и к хаосу, и к порядку (рис. 1.).

Фрактальная концепция на уровне проектирования костюма имеет научно теоретический характер  и рассматривается как предмет исследования и как объект моделирования (рис.2). В основе работ данных дизайнеров лежит задача поиска совершенной формы. Форма – это идея, подвергшаяся некой трансформации и получившая оболочку [3, 6].

В учебном проектировании при подготовке бакалавров по дисциплине Архитектоника в рамках задач по выявлению структурных связей объектов бионики, архитектуры и дизайна, выраженные количественной оценкой, на практических занятиях студентов 1 курса специальности «Художественное проектирование костюма» была проведена апробация задания по применению студентами в проектной работе математических методов; причем математическая логика образования фракталов рассматривалась в качестве основы формообразования.

Началом фрактального анализа послужила визуальная идентификация композиционного языка памятников архитектуры и их декоративных элементов с геометрическими моделями треугольника Серпинского [4, 5], (рис.1, в)).

1 1
а)

1 2

б)

1 3

в)

Рисунок 1. Примеры фрактального формообразования в архитектуре:

а) Великий Египетский археологический музей, Гиза, 2018 г;

б) Центр исполнительских видов искусства, Тайбей, NLArchitects, проект;

в) треугольники 4-х порядков Серпинского.

Следующий этап работы состоял в приведении к гармоничному соответствию силуэтных, конструктивных и декоративных линий, характеризующих внешнюю форму изделия с размерными числами «золотого сечения». Итогом работы стали разработанные серии эскизов графических структур костюма на схематической женской фигуре - шаблоне,  основанной также на правилах «золотого сечения», согласно которому все границы членения проходят  в  местах  соединения  скелета (рис.3). При этом число членений, оказывающих влияние на зрительное восприятие формы костюма, во многом определялось не только художественными особенностями архитектоничной структуры, но и свойствами предполагаемых макетных материалов.

2 1 2 2 2 3

Рисунок 2. Примеры фрактального формообразования в костюме.

3

Рисунок 3. Примеры работ студентов по теме фрактального формообразования в костюме.

Использование метода конструктивного моделирования и муляжного метода позволило с учетом пластических свойств макетных материалов создать экспериментальные формы костюма и декорировать их орнаментальными фрактальными элементами.

На основе метода конструктивного моделирования были разработаны вариативные логические ряды костюмных форм, предполагающих создание  чертежа базовой основы  изделия с использованием размерных признаков фигуры с последующим внесением модельных особенностей.

На основе муляжного метода, заключающегося в накалывании ткани на манекен и поиску формы опытным путем, были разработаны формы костюма с использованием принципов архитектурной бионики. Ткань, в дальнейшем, снималась с манекена, раскладывалась на поверхности с целью дальнейшего изготовления лекал.

Проектирование сложных форм костюма потребовало комбинации вышеперечисленных методов. Сначала было осуществлено построение основы изделия конструктивным методом, затем модельные особенности были внесены методом муляжным.

На заключительном этапе для создания макета архитектоничной  формы костюма с учетом свойств материалов были использованы технологические методы с применением специального оборудования и приемов швейной обработки в сочетании с влажно-тепловой обработкой.

Таким образом, можно сделать вывод, что

  • фрактальные элементы декора архитектуры   могут   служить      средством для исследования и  анализа инженерных методов проектирования костюма, основанных на принципах общности структурных связей и функционирования объектов бионики, архитектуры и дизайна;
  • выразительные формообразующие возможности фрактальных элементов декора архитектуры могут служить средством создания и гармонизации форм костюма в рамках учебных проектов в образовательных программах   при   обучении   дизайнеров   как на   уровне   бакалавриата, так и магистратуры.

Список литературы

  1. Мандельброт, Б. Фрактальная геометрия природы / Б. Мандельброт. – М. – 2002.
  2. Бабич В.Н. О Фрактальных моделях в архитектуре // В.Н. Бабич, А.Г. Кремлев // Архитектон: известия вузов. – 2010. – № 30.
  3. Исаева В.В. Фрактальность природных и архитектурных форм / В.В. Исаева, Н.В.
  4. Кропнева Е. А. Архитектурная память города: использование фрактальных свойств архитектуры в преобразовании исторической среды. // Архитектон: известия вузов: сб. научн. статей., УралГАХА, 2007.
  5. Касьянов // Культура: вестник ДВО РАН. – 2006. – №5.
  6. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. (При участии Заболотской Е.А. (часть VI), Рыбкиной Е.А. (часть VIII). Учебник для вузов. – М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2005.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail