УДК 004

Разработка цифрового образовательного ресурса «Экономическая информатика»

Анисимова Эллина Сергеевна – кандидат технических наук, доцент кафедры Математики и прикладной информатики Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: Данная статья  посвящена разработке цифрового образовательного ресурса по экономической информатике для студентов направления подготовки 38.03.01 Экономика (профиль «Экономика и финансы организации») Елабужского института (филиала) Казанского федерального университета. Цифровой образовательный ресурс размещён на платформе электронного и дистанционного обучения Казанского федерального университета. Особенностями разработанного образовательного ресурса являются мультимедийный теоретический материал в формате видеолекций, презентаций, многостраничных ресурсов; интерактивные элементы контроля знаний к практическим занятиям и для самостоятельной работы; возможность редактирования преподавателями компонентов ресурса.

Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, экономическая информатика, информационная система, тест, интерактивность.

Цифровизация в настоящее время охватывает все сферы деятельности человека: экономику, медицину, управление, педагогику… В этой связи нельзя не отметить важность IT-подготовки будущих специалистов. Для достижения высокого уровня такой подготовки большое значение имеет  качественное методическое обеспечение образовательного процесса. Значимым компонентом методического обеспечения являются цифровые образовательные ресурсы, используемые педагогом в процессе обучения. Цифровой образовательный ресурс представляет собой «инструмент реализации электронного обучения, представленный в электронно-цифровой форме, наполненный взаимосвязанным образовательным контентом, предназначенный для применения в образовательном процессе» [1, с. 4]. На сегодняшний день существует большое количество различных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы преподавателями в образовательной деятельности.

Дисциплина «Экономическая информатика» изучается студентами направления подготовки 38.03.01 Экономика (профиль «Экономика и финансы организации») Елабужского института (филиала) КФУ на первом курсе. На её освоение отводится 3 зачётные единицы (108 часов), из них – 18 часов на лекции, 36 часов на лабораторные работы и 54  часа на самостоятельную работу. Дисциплина «Экономическая информатика» посвящена изучению информационных систем, их проектированию и разработке. Следует отметить, что по этой дисциплине разработано небольшое количество образовательных ресурсов, среди которых материалы энциклопедий  [2], онлайн-учебники [3]. Анализируя представленные ресурсы, можем заметить наличие структурированного лекционного материала и либо полное отсутствие заданий, либо привязка некоторых заданий к конкретным версиям программного обеспечения. В этой связи полноценно использовать имеющиеся ресурсы педагог не может, необходим образовательный ресурс, оснащённый мультимедийным лекционным материалом, а также комплексом заданий (которые педагог может обновлять) для практических занятий и для самостоятельной работы. Поэтому актуальной является разработка цифрового образовательного ресурса по экономической информатике с возможностью последующего редактирования.

Цифровой образовательный ресурс «Экономическая информатика» [4] был разработан преподавателями Елабужского института КФУ для обучения студентов направления подготовки 38.03.01 Экономика (профиль «Экономика и финансы организации»). Цифровой образовательный ресурс размещён на платформе электронного и дистанционного обучения КФУ [5]. Он включает в себя блок метаданных, тематический план изучения дисциплины, промовидео автора-разработчика. Промовидео содержит рекомендации по использованию ресурса, перечень формируемых знаний, умений и навыков, а также требования к входным данным и умениям обучающихся. В цифровом образовательном ресурсе рассматриваются следующие темы: «Информационные системы и базы данных», «Реляционный подход к построению инфологической модели», «Проектирование баз данных». По каждой теме размещены теоретический материал в формате видеолекций, записанных преподавателями, мультимедийных презентаций, многостраничных ресурсов LMS MOODLE типа «Книга»; интерактивные элементы контроля знаний к практическим занятиям и для самостоятельной работы в формате ресурса «Задание», «Тест»; информационное обеспечение; форум. Интерактивные элементы контроля знаний включают в себя само задание, формат его выполнения, сроки сдачи, а также критерии оценки. Обучающиеся выполняют задание и отправляют ответ в виде файла на проверку преподавателям. Среди заданий: преобразование текста в иерархическую / сетевую модель; нормализация базы данных; создание запросов SQL; создание базы данных; создание вычисляемых полей; формирование запросов; создание форм, отчётов, макросов. Тесты содержат вопросы типа «Выбор пропущенных слов», «Короткий ответ», «Множественный выбор», «На соответствие». Кроме того, цифровой образовательный ресурс содержит промежуточный контрольный блок в виде тестов (30 вопросов) для проверки усвоения материала тем «Информационные системы и базы данных» и «Реляционный подход к построению инфологической модели», а также итоговый контрольный блок (промежуточная аттестация) в виде тестов (60 вопросов) по всему изученному материалу.

Преимуществами разработанного цифрового образовательного ресурса являются мультимедийность представления информации, интерактивность, индивидуализация обучения, возможность редактирования преподавателями теоретических материалов и заданий, возможность применения при организации обучения в дистанционном формате.

Список литературы

  1. Регламент разработки, регистрации и подготовки к внедрению в образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов, онлайн-курсов в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (от 07.07.2020). 2020. 17 с.
  2. Экономическая информатика [Электронный ресурс]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0126105:article.
  3. Экономическая информатика [Электронный ресурс]. URL: https://www.lessons-tva.info/edu/e-informatika.html.
  4. Анисимова Э.С., Ибатуллин Р.Р. Экономическая информатика [Электронный ресурс]. URL: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=3781.
  5. Дистанционное образование Казанского федерального университета [Электронный ресурс]. URL: https://edu.kpfu.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail