УДК 656.02

Оптимизация маршрутной сети города Калининграда

Котова Елена Валерьевна – студентка Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: Статья посвящена оптимизации маршрутной транспортной сети городского пассажирского транспорта. Произведен анализ проблем маршрутного пассажирского транспорта на примере города Калининград. В статье приводится методика оптимизации маршрутов, в основе которой лежит изменение условий пользования картой «Волна Балтики», а также зонирования города. Актуальность темы статьи определяется необходимостью более эффективного использования подвижного состава для перевозки пассажиров.

Ключевые слова: маршрутная транспортная сеть, маршрут, остановочный пункт, маршрутное транспортное средство, пассажир.

Город Калининград расположен в Северо-Западной части России, является областным центром Калининградской области, находящейся на западе РФ и граничащей с Польшей и Литвой. Калининград занимает площадь 224,7 км2, в него входят три городских района: Ленинградский, Центральный и Московский. В городе проживает более 493 тыс. человек.

Является крупным автотранспортным узлом, через который проходят международные трассы А-229 - дорога федерального значения на территории России. Начинается в Калининграде, проходит через Гвардейск, Черняховск, Гусев и заканчивается в районе города Нестеров на границе с Литвой (дорога на Минск и Смоленск) и А-216 - дорога федерального значения на территории России. Начинается в поселке Талпаки, проходит через Советское, Большаково, Приозерье и заканчивается в городе Советск на границе с Литвой, а также крупным железнодорожным узлом Калининградской области, рядом с городом расположен международный аэропорт «Храброво». [1]

Проблемами совершенствования обслуживания населения городским пассажирским транспортом посвящены труды многих ученых: В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, М.Е. Антошвили, И.В. Спирин, Б.Л. Геронимус и др. Наиболее распространенным критерием оптимизации маршрутной сети транспортной общественного пассажирского транспорта является время, затрачиваемое на передвижение пассажиров [2,3,4].

Городские пассажирские перевозки выполняются наземным транспортом по 48 маршрутам- 32 маршрута автобусов большого класса; - 12 маршрутов автобусов малого класса; - 1 трамвайный маршрут; - 3 троллейбусных маршрута. [5]

Транспортные услуги населению оказывают 15 транспортных предприятий: муниципальное казенное предприятие (МКП) «Калининград-ГорТранс» и 14 предприятий частной формы собственности. [5]

Оптимизация маршрутной сети – сложный комплекс мероприятий, включающий различные направления. Кроме того, оптимизировать маршрутную возможно только в том случае, если совместно соблюдаются три условия: первое условие выполняется, если известно, куда направлены потоки движения; второе условие - если, известно, откуда движутся эти потоки; третье условие - если известен физический объем этих потоков.

Совершенствование функционирования работы маршрутной транспортной сети в г. Калининград является актуальной проблемой (Рисунок 1). Это связано, прежде всего с высокой степенью дублирования маршрутов, что приводит к конкуренции среди перевозчиков, которая, в свою очередь, сопровождается нарушениями ПДД и негативно сказывается на безопасности процесса перевозок. Еще одной проблемой является несоблюдение интервалов движения, связано это, так же, с конкуренцией перевозчиков в «борьбе» за пассажиров. Решение данных проблем видится в оптимизации маршрутной транспортной сети города.

Для обработки результатов необходимо разработать базу данных, которая будет способна автоматизировано получить следующие необходимые данные: корреспонденции пассажиров, объемы перевозок, наполнение транспортных средств, пассажиропоток по направлениям, времени, остановочным пунктам, маршрутам и др.

После получения всех необходимых данных о работе городского пассажирского транспорта необходимо оптимизировать маршрутную сеть.

Для этой задачи разработана методика оптимизации, основанная на минимизации времени, затрачиваемом пассажирами на весь процесс перемещения, представленная на рисунке 2.

1

Рисунок 1. Схема городского транспорта Калининградской области.

2

Рисунок 2. Технологическая схема передвижения пассажиров при использовании городского пассажирского транспорта общего пользования.

Процесс проектирования маршрутной сети городского общественного транспорта характеризуется тем, что оптимальный вариант находится на стыке интересов трех подсистем: «город», «пассажир», «перевозчик» [3,4].

Подсистема «город», как правило, представлена администрацией муниципального образования. Для администрации города к основным критериями, предъявляемым к маршрутной транспортной сети, можно отнести: обеспечение бесперебойной перевозки населения от центров зарождения пассажиропотока к центру его погашения; экологический ущерб, наносимый автотранспортом; безопасность транспортного процесса.

Для перевозчиков процесс перевозки пассажиров является источником дохода, поэтому основным для них является максимально увеличить прибыль, получаемую в процессе обслуживания маршрута, и сократить эксплуатационные расходы.

Пассажиров же интересуют стоимость и время поездки, уровень комфорта, регулярность движения маршрутных транспортных средств, а также безопасность и надежность [6,7,8].

С целью разгрузки Центра города и оптимизации карта «Волна Балтки» предлагается метод зонирования города на: Зона-1, Зона-2 и Зона-3.

3

Рисунок 3. Зонирование Калининградской области.

Обследование пассажиропотоков проводилось в феврале 2021 года тремя методами: анкетным, табличным, визуальным. Обработка полученных сведений показала, что в черте города пересадочными остановками являются: Южный вокзал, Гостиница Калининград, Ленинский проспект, Центральный рынок, Северный вокзал, площадь Василевского и ул. Держинского.

Исходя из этого круговой маршрут «Зона-1» будет включать в себя остановки в прямом и обратном сообщении: Южный вокзал, Гостиница Калининград, Северный вокзал, Площадь Василевского, ул. 9 Апреля, Крестовоздвиженский собор, ул, Держинского, г. Калининграда, что позволит разгрузить центр в часы пик от общественного транспорта.

Так же важно сохранить историческую ценность города – трамвай. В конце мая 2012 года была обнародована концепция развития городской инфраструктуры в связи с проведением в Калининграде Чемпионата мира по футболу 2018 года. В рамках этой концепции планировалось строительство кольцевой линии скоростного трамвая, которая связала бы остров Октябрьский, где построен нового стадиона, с остальными частями города. Большая часть Зона-1 оборудована трамвайными путями, так как концепция не была осуществлена предлагается рассмотреть внедрения кольцевого маршрута в центре города. Аналогом данного маршрута является экскурсионный трамвай, который частично охватывает Зону-1.

4

Рисунок 4. Зона 1.

Въезд в Зону -1 из Зоны-2 предлагается бесплатно по абонементу Зона-2 записанному на карту «Волна Балтики»

Проезд по Зона -2 предлагается по абонементу:

  • абонементные билеты «Ежедневно» сроком на 10 дней, 1, 3, 12 месяцев;
  • абонементные билеты «Рабочего дня» на 1, 3 месяца;
  • абонементные билеты на 10, 20 и 60 поездок.

Проезд по Зоне-3 (ныне пригородные маршруты Калининградской области) предлагается оставить без изменений.

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по городу Калининград пассажиры могут ежедневно экономить на проезде до 40%, затрат на проезд, а так же это поможет разгрузить центр города от большого количества транспорта в часы пик.

Научная новизна исследований заключается в том, что:

  • разработан алгоритм по оптимизации маршрутов городского пассажирского транспорта, учитывающие возможность принятия волевых решений при использовании различных видов пассажирского транспорта;
  • разработана методика обследования пассажиропотоков в городах, сочетающая результаты выборочного обследования пассажиропотоков и информации, полученной с крупных градообразующих предприятий.

Практическая ценность исследований заключается в разработанном алгоритме и программе по оптимизации маршрутов городского пассажирского транспорта в средних городах.

Список литературы

  1. Автострада – актуальное состояние дорожного покрытия трасс России: официальный сайт. - URL: https://autostrada.info/ru (дата обращения 08.09.2021).
  2. Новиков, А. Н. Методика организации маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования / А. Н. Новиков, А. В. Кулев, М. В. Кулев, Н. С. Кулева // Мир транспорта и технологических машин. -2015. -№ 1 (48). -С. 85-92.
  3. Богомолов, А. А. Оптимизация маршрутов городского пассажирского транспорта в средних городах [Текст]: дис. … канд. техн. наук : 05.22.10 / Богомолов Андрей Александрович. – Вологда, 2002. - 126 c.
  4. Шавыраа, Ч. Д. О. Разработка методики организации обслуживания населения автобусным транспортом в малых городах [Текст]: дис. канд. техн. наук : 05.22.10 / Шавыраа Чечек Деспи-Ооловна. – Санкт-Петербург, 2009. - 274 c.
  5. Администрация ГО "Город Калининград": официальный сайт - URL: https://www.klgd.ru/activity/transport_roads/novaya_marshrutnaya_set.php (дата обращения 08.09.2021).
  6. Трясцин, А. П. Формирование комплексной технологической безопасности автотранспортных систем / А. П. Трясцин // Мир транспорта и технологических машин». -№3 (42). -2013. -С. 89-94.
  7. Трясцин, А. П. Теоретические подходы к стратегии подготовки водителей транспортных средств/А. П. Трясцин, Ю. Н. Баранов, А. П. Лапин, А. А. Катунин//Мир транспорта и технологических машин. -2012. -№2 (42). -С. -123-127.
  8. Новиков, А. Н.Оценка эффективности функционирования системы подготовки кадров, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения/ А. Н. Новиков, А. П. Трясцин, Ю. Н. Баранов и др. // Вестник Брянского государственного технического университета. -2014. -№4 (44). -С. -188-195.

Интересная статья? Поделись ей с другими: