УДК 82-5

Речевые стратегии и тактики участников политического интервью

Шеховцова Ксения Алексеевна – студентка магистратуры Московского государственного университета.

Аннотация: В этой статье мы рассмотрим основные стратегии и тактики участников политических интервью. Актуальность исследования связана с противоречиями, которые обнаруживаются в этой тематической разновидности жанра. Цель – обнаружить, какие стратегии используются в политическом интервью, и с какими задачами они справляются.

Ключевые слова: коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, политическое интервью.

Под словом «стратегия» подразумевается определенная последовательность действий, направленная на достижение цели взаимодействия. В ходе коммуникации чаще всего можно найти несколько способов достичь одну цель, поэтому стратегия зависит от выбора говорящего. [3, с. 101]

«Коммуникативная стратегия — совокупность мер по реализации коммуникативных намерений говорящего, при разработке которых учитываются условия, в которых протекает коммуникация». [1, с. 402]

Многие исследователи определяют коммуникативные стратегии в более узком смысле, по их мнению, они появляются в речевой деятельности тогда, когда между говорящими присутствуют какие-либо коммуникативные проблемы, то есть отсутствует возможность выразить свои намерения прямо. [3, с. 103]

А. В. Олянич определяет стратегию как способ поведения человека в условиях конфликта, при непосредственной недостижимости целей. Он утверждает, что «выбор стратегического пути решения проблемы предполагает создание игровой ситуации, которая характеризуется такими параметрами, как ограниченность в пространстве и времени, наличие конфликта и потенциальная возможность выигрыша». [4, с. 318]

Любая стратегия реализуется при помощи определенного набора тактик. В качестве тактик можно рассматривать некоторые языковые клише: призывающие к откровенности или делающие комплимент. Речевые тактики вписываются в единую стратегию, определенную сверхзадачей разговора, но при этом у каждого говорящего может быть свой набор речевых тактик, основанный на его опыте. Если стратегия зачастую выбирается до встречи с собеседником, то тактики выбираются уже в ходе беседы, в зависимости от сказанного собеседником, его эмоционального состояния и т. д.

Можно выделить стратегию нападения, дискредитации оппонента, защиту, убеждение и агитацию. О. Л. Михалева выделяет три основные стратегию политического дискурса: на понижение, на повышение и стратегию театральности. О. С. Иссерс выделяет такие стратегии и тактики, как убеждение, уговаривание, дискредитация, комплимент, самопрезентация и стратегия контроля над инициативой.

Стратегия убеждения подразумевает, что говорящий будет использовать аргументацию. Можно выделить несколько тактик аргументации: апелляция к здравому смыслу, выгоде, риску, безопасности, аналогии, авторитету, общественному мнению и опыту. Может обращаться либо к логическим доводам, либо апеллировать к эмоциям. 

Стратегия уговаривания менее распространена в ПД. С одной стороны, она направлена на то же, на что и убеждение — заставить адресата сделать то, что он делать по своей воле не хочет. Если убеждение тяготеет к логической аргументации, то уговаривание направлено на эмоции, чувство социального долга и т. д.

Стратегия дискредитации наиболее важна и распространена в ПД, благодаря его агональному характеру. Под словом «дискредитация» можно понимать подрыв доверия к кому-либо или к чему-либо. Дискредитация вписывается в более широкую стратегию «игры на понижение». [3, с. 160] Можно выделить такие тактики как обвинение, непрямое оскорбление, нагнетание отрицательных фактов, навешивание ярлыков, умаляющих значение. Дискредитация также может производится через метафору или сравнение, аналогию с другим явлением с негативной оценкой. Политические деятели во время дискуссии склонны прибегать и к прямым знакам вербальной агрессии. [5, с. 125]

Также часто политики прибегают к такой агональной стратегии, как использование демагогических приемов, аргументации к пафосу и этосу: апеллирование к авторитетам, патетический призыв к высшим ценностям, использование символов и образов. [2]

Стратегия контроля над инициативой — это борьба за «ведение» беседы. Доминирующий партнер меняет тему, отслеживает очередность ролей говорящих, контролирует, кто, сколько и о чем говорит. Стратегия реализовывается с помощью реплик, осуществляющих воздействие на ход диалога, имеющих метатекстовый характер, то есть они несут «высказывание о самом высказывании». [3, с. 209] Например, фразы показывающие, что тема собеседнику неинтересна или наоборот побуждающие на определенные слова.

Таким образом, выбор определенных речевых стратегий и тактик журналистом обусловлен также и его коммуникативным стилем, о котором говорилось ранее. Так, журналист избравший для себя кооперативный стиль, будет прибегать к тактике комплимента, в целом — использовать стратегию на сближение. В то же время провокационные вопросы журналиста с конфронтационным коммуникативным стилем могут выглядеть как «игра на понижение» и попытка дискредитации собеседника. Элитарный стиль журналиста заставит его воздержаться от тактик открытой вербальной и невербальной агрессии, но такой журналист будет следить за соблюдением дистанции между собой и политиком, не позволит политику забрать контроль за инициативой в разговоре.

Список литературы

  1. Акопова Д.Р. Стратегии и тактики политического дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013.
  2. Василькова Н.Н. Реализация агональных стратегий в публичных спорах политического дискурса // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2413.
  3. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М, 2008.
  4. Олянич А. В. Презентационные стратегии в межкультурной коммуникации (лингвопрагматический и когнитивный аспекты), Волгоград, 2007.
  5. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М, 2004.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail